Механизм разрешения конфликтов в подростковой группе
До сих пор нет однозначного ответа специалистов на вопрос о том, что понимать под управлением и разрешением конфликтов. В настоящее время признается, что разрешение конфликта – это, прежде всего, его локализация или устранение, а управление не обязательно означает уменьшение величины конфликта, а скорее связано с его урегулированием и контролем, пресекающим враждебность, агрессию путем достижения взаимоприемлемых соглашений. Понятно, что эти градации, учитывая специфику конкретных конфликтных ситуаций независимо от их масштаба и уровня, достаточно условны.
Подростки учатся разрешать конфликты в процессе общения с взрослыми, особенно – с педагогами. Подражая, они воспроизводят способы разрешения конфликтов без осознания самого конфликта. Занимаясь исследованием данной проблемы, мы неоднократно имели возможность убедиться в рассудительности и находчивости подростков в конфликтной ситуации.
Подготовка подростков к конструктивному разрешению конфликтов – процесс небыстрый. Когда подростки готовы к разрешению конфликта, они могут разрешить или даже урегулировать его сами. Выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску решения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.
Еще одно немаловажное условие – выбор оптимальных стратегий разрешения, соответствующих данным обстоятельствам. Среди них выделяются стратегии:
- связанные с оказанием помощи в поиске решения проблемы конфликта;
- направленные на обеспечение взаимодействия сторон и поддержание между ними неконфликтных отношений;
- направленные на манипулирование поведением участников конфликта.
Следующим аспектом урегулирования конфликта является разработка правил взаимодействия сторон. Кроме того, педагог должен проследить выполнение достигнутых договоренностей.
Когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта, необходим учет статусов (положения в ученическом коллективе) оппонентов. Участники конфликта должны осознавать пределы уступок, которые может себе позволить другая сторона. Радикальные требования могут спровоцировать другую сторону на возврат к конфликтному противоборству. Педагог должен обратить на это особое внимание.
Следует учитывать две основные группы проблем, которые могут возникнуть у педагога. Первая заключается в том, что разрешение конфликта требует значительного времени. Конфликт же находится в постоянной динамике и иногда развивается быстрее, чем мы могли бы предположить. Второе – педагог должен быть компетентным в вопросах урегулирования и разрешения конфликтов и иметь авторитет у всех участников конфликта.
Успешность завершения конфликтов зависит и от того, как педагог и конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс. К ним относятся:
- наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений. Сокращение времени вдвое от имеющегося в распоряжении для достижения согласия ведет к повышению вероятности выбора альтернативы, отличающейся большей агрессивностью;
- участие в завершении конфликта нейтральных лиц (третьей стороны), которые помогают оппонентам решить проблему. Ряд исследований (В. Корнелиус, Ш. Фэйр, Д. Моисеев, Ю. Мягков, С. Прошанов, А.. Шипилов) подтверждает положительное влияние педагогов, в качестве посредников, на урегулирование конфликтов;
- стороны приступают к разрешению конфликта своевременно на ранних стадиях его развития. Логика проста: меньше противодействия – меньше ущерба – меньше обиды и претензий – больше возможностей для того, чтобы договориться;
- высокий уровень общей культуры оппонентов;
- единство ценностей;
- опыт;
- хорошие отношения с оппонентами до конфликта.
Чтобы конструктивно урегулировать конфликт, нужно научиться им управлять.
Управление конфликтом, по нашему мнению, есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.
Управление конфликтом – это перевод его в рациональное русло деятельности подростков, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на общественный процесс. Управление конфликтами включает в себя:
- прогнозирование конфликтов;
- предупреждение одной и вместе с тем стимулирование другой стороны;
- прекращение и подавление конфликтов;
- регулирование и урегулирование.
Каждый из названных видов действий представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.
Всю совокупность психолого-педагогических методов, обеспечивающих протекание механизма разрешения конфликтов, целесообразно разделить на две группы. Первую, включающую в себя все виды борьбы, преследующую цель достижения победы одной стороны над другой, условно назовем группой "негативных" методов. Термин "негативные" методы в данном контексте обоснован ожидаемым конечным результатом завершения конфликта: разрушением единства конфликтующих сторон как базового отношения. Вторую группу назовем позитивными методами, поскольку при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи (единства) между сторонами конфликта. Это, в первую очередь, разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества.
Различие негативных и позитивных методов условно. В практической деятельности по управлению конфликтами эти методы нередко дополняют друг друга.
Принимая во внимание все вышеизложенное, отметим, что для конструктивного разрешения или урегулирования конфликта в подростковой группе, в первую очередь, необходимы высокий уровень психолого-педагогической компетентности регулирующего этот процесс педагога и готовность учащихся к разрешению конфликта. Это во многом определяет исход конфликта.
Характеристика системы слагаемых элементов механизма, определение их функций и необходимых интегральных и ключевых воспитательных операций, с помощью которых эти функции реализуются, дает возможность увидеть целостную структуру процесса формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов у подростков.
Учащийся, чтобы приступить к разрешению конфликта, должен научиться смягчать это негативное отношение, снижать интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к нему. Среди приемов выделяют такие, как: положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критическое отношение к самому себе, уравновешенное собственное поведение и др.
Одновременно целесообразно позаботиться, чтобы стороны перестали видеть в оппоненте врага, противника. Важно, чтобы они поняли, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия.
Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий, выявление и признание ошибок, что снижает негативное восприятие. Во-вторых, необходимо постараться, чтобы стороны поняли интересы друг друга. Понять – не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях оппонента. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при урегулировании или разрешении конфликта.
Совершенствование личных качеств учащихся предполагает, что ребенок становится терпимее, внимательнее с остальными членами коллектива, менее агрессивным, более последовательным и т. д. Закладываются основы самовоспитания и саморегуляции.
Из всего выше сказанного ясно, что существует необходимость в механизме, с помощью которого можно разрешить если не любой, то многие конфликты. Подготовка подростков к использованию данного механизма, на наш взгляд, должна осуществляется по нескольким направлениям:
1. Постоянная и неуклонная ориентация подростков на интересы окружающих.
2. Игровая деятельность, инициирующая активную работу учеников по осмыслению взаимоотношений людей, содействует лучшей подготовке подростка к столкновению его интересов с интересами другого человека.
3. Беседы о том, что между людьми возникают противоречия потому, что внутренние миры людей непохожи, всегда плодотворен.
Нельзя не признать, что в профессиональной работе педагога проблема конфликта приобретает особую сложность, потому что воспитание уже содержит в себе противоречие, а значит, педагогический конфликт развивается весьма противоречиво.
Обобщение результатов ряда исследований, в том числе и нашего, позволяет определить, что разрешение конфликта это процесс полного или частичного устранения причин, породивших конфликт, либо деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы.
Разрешение конфликта предполагает, что участники полностью снимают существующие между ними противоречия и переводят свои отношения на качественно новый уровень.
Важен вопрос о критериях разрешенности конфликта. По мнению американского конфликтолога М. Дойча [21], основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами. Отечественный педагог В. М. Афонькова выделила следующие критерии разрешения конфликта:
- прекращение противодействия;
- устранение травмирующих факторов;
- достижение цели одной из конфликтующих сторон;
- изменение позиции индивида;
- формирование навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем.
Механизм разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех блоков. Первый – подготовительный – это диагностика конфликта. Второй – разработка стратегии разрешения. Третий - практическая деятельность по разрешению конфликта – реализация комплекса методов и средств.
По нашему мнению, механизм разрешения конфликтов, должен:
- обеспечить стабилизацию и интеграцию внутригрупповых отношений, снизить социальное напряжение;
- создать благоприятный социально-психологический климат в ученическом коллективе;
- дать базовую подготовку учащимся в оснащении их теоретическими знаниями и практическими умениями конструктивного разрешения конфликтов;
- помочь школьникам познать себя, изучить свои интересы, склонности, возможности, потребности и выработать умения управлять своим поведением;
- научить обретать, изменять и развивать собственное "Я";
- стимулировать активность и актуализировать потребность учащихся в развитии личностных качеств, начинающихся с "само", путем включения в общение и основные сферы жизнедеятельности: познания, практической деятельности, отношений, игры и творческой деятельности, физического развития и т. д.;
- инициировать педагогов и направлять их усилия на интеграцию воспитательной деятельности по формированию у учащихся опыта конструктивного урегулирования конфликтов.
Ниже приводится механизм конструктивного разрешения конфликтов в подростковой группе.
Первоначальным этапом – основой процесса конструктивного разрешения конфликта в подростковой группе является прекращение конфликтного взаимодействия. До тех пор, пока с одной или другой стороны будут предприниматься какие-либо меры по усилению своих позиций или ослаблению позиций оппонента с помощью насилия, речи об урегулировании конфликта идти не может.
Именно конфликтное взаимодействие наносит наибольший вред межличностным отношениям, даже очень сильные личности могут не вынести эмоционального напряжения, вызванного конфликтом. Кроме того, продолжительность конфликтного взаимодействия способствует сплочению группы против оппонента, если конфликт происходит между личностью и группой, что вредит полному разрешению конфликта.
На следующем этапе нужно сформировать у ученика готовность к разрешению конфликта. Следует заметить, что подготовка к разрешению конфликтов – процесс длительный. Например, в ходе беседы можно убедить подростка в необходимости разрешить конфликт конструктивно, но следующий конфликт, который возникнет, разрешить будет гораздо сложней. Готовность к конструктивному разрешению конфликта означает наличие у подростков развитых способностей самостоятельно оценивать на основе полученных знаний свои индивидуальные особенности и возможности, уровень собственной конфликтности, степень проявления своих личностных качеств и умение взять на себя ответственность за разрешение конфликта. Для этого, на наш взгляд, и нужен факультативный курс, разработанный в рамках данного исследования.
В предлагаемой нами методической системе готовности учащихся к конструктивному разрешению конфликта учитывалась ее динамичность, что позволило рассматривать конечное состояние системы, как планируемый результат подготовки учащихся, т. е. расширение объема знаний о конфликте, развитие умений и навыков в конструктивном разрешении конфликта, прогнозирование системы сдвигов в них на основе программы коррекции и самокоррекции. При этом цель научить конструктивно разрешать конфликты мы рассматривали в качестве детерминирующего фактора.
Как известно, любой педагогический процесс обусловлен четкостью определения его целей. Цели формирования системы готовности учащихся к конструктивному разрешению конфликта могут быть представлены следующим образом:
1. В формировании знаний о конфликте и его последствиях: уяснение понятия конфликта, причин возникновения, его сущности и структуры, видов конфликта, его функций, динамики развития, возможных путей выхода из конфликта и его предупреждении.
2. В формировании умений конструктивно разрешать и предупреждать конфликт: определять переход общения в предконфликтную или конфликтную стадии; понимать, выслушивать партнера, терпеть инакомыслие, объективно оценивать ситуацию. В формировании опыта по выработке индивидуального стиля поведения в конфликте: анализа реальных конфликтов для установления порядка урегулирования или разрешения; выделения задач и проблем, подлежащих первоначальному разрешению; устранения стереотипов и установок в восприятии и поведении (См. Приложение 1.Система формирования готовности подростков к конструктивному разрешению конфликта).
3. В закреплении и дальнейшем развитии знаний, умений, опыта поведения в конфликте: формировании навыков самоанализа, самоконтроля, самокоррекции поведения; выработке стратегии поведения в конфликте на базе опыта и теоретических знаний.
Подготовка учащихся к конструктивному разрешению конфликта является новым направлением в педагогическом процессе, в связи с чем в рамках нашего исследования возникла необходимость в разработке требований к содержанию конфликтологического образования. В него были включены:
1. Теоретические основы конфликта и его конструктивного разрешения.
2. Организация и осуществление психолого-педагогической помощи учащимся в разрешении конфликтов.
3. Методика проведения факультативных занятий по конфликтологии.
4. Применение на практике полученных знаний, умений, опыта.
5. Основополагающая роль в экспериментальной работе по формированию готовности учащихся к конструктивному разрешению конфликтов в подростковом коллективе была отведена факультативным курсам: "Теоретические основы конфликтологии", "Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия", "Теория и практика разрешения конфликта". В целом предлагаемые нами программы призваны обеспечить:
- адекватное понимание конфликта, его структуры, динамики, функций, а также путей выхода из него;
- активное усвоение учащимися знаний о конфликте;
- освоение методов его конструктивного разрешения;
- овладение навыками предупреждения и выхода из конфликтного взаимодействия.
При отборе методов воспитания для формирующего эксперимента мы исходили из следующего:
- ни один отдельно взятый метод воспитания не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме, поскольку каждый из методов позволяет получить лишь специфические результаты воспитания;
- ни один из методов воспитания не является универсальным, поэтому эффективных результатов в воспитании можно добиться только при использовании многообразия методов;
- наибольшего эффекта можно достичь лишь при использовании взаимодополняющих методов, ориентированных на единую цель, т. е. систем методов.
В результате подготовки учащихся к разрешению конфликта мы планировали получить:
1. Расширение теоретических знаний, умений, навыков о конфликте и его последствиях. Ребенок должен понимать, к чему может привести конфликт, насколько важно его своевременное разрешение, как можно выйти из конфликтной ситуации без сильного ущерба для себя и окружающих. Для этой цели нами и были разработаны факультативные курсы.
2. Повышение уровня овладения способами бесконфликтных взаимоотношений. Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах оппонентов является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личностных особенностях оппонента.
Исходным педагогическим элементом спроектированного нами механизма является педагогическое общение, которое предполагает овладение педагогом системой технологий оценки, требования, речевого воздействия, примера, поддержки, успеха, защиты, среды, групповой деятельности, конфликта, а также педагогической техникой и технологией психологического климата.
Возвышая, поощряя и одобряя действия своих питомцев, наставник реализует три функции педагогического общения: открытие, соучастие, возвышение.
Особое место в системе слагаемых занимает педагогическая техника, которая является элементом-условием, позволяющим подготовить педагога, его психофизический аппарат, как инструмент воздействия (Н. Е. Щуркова). Нами сформулированы основные функции педагогической техники и выделены основные технологические операции. Владение педагогической техникой помогло выполнить ряд функций, основной из которых является содействие реализации всех остальных элементов механизма. На наш взгляд, современного воспитателя должно отличать постоянное стремление вырабатывать у себя профессионально-педагогические, умения и навыки, личностные качества и технические умения для более эффективного взаимодействия и взаимопонимания с воспитанниками.
Личность воспитывается личностью. В воспитателе, с нашей точки зрения, должно ярко прослеживаться единство общей жизненной и профессиональной позиции, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности. Если воспитатель – авторитетный и уважаемый человек, то ему авансируется доверие, его мнение считается верным, за ним признается право на принятие ответственного решения, с него берут пример и т. п. И если за педагогом-воспитателем признается право на принятие ответственного решения в ситуации личной заинтересованности подростка и тем более в ситуации внеучебной деятельности, то это можно расценивать как подлинный авторитет учителя.
Личный пример выполняет следующие функции: способствует совместному движению вперед к общим целям и стимулирует личностный рост воспитанников, ориентирует их на подлинные ценности. На практике данные функции воплощаются с помощью совокупности операций: самораскрытия воспитателя: "Я не знаю лучшего способа приобщения к жизненной мудрости и интеграции, чем приобщение других к своему жизненному опыту... " (Дж. Энрайт); взаимного раскрытия "Я" воспитателя и "Я" воспитанника, взаимной трансакции "Я"; предложенного В. Леви педагогического приема "свечения" (тепло, радость, дружеское расположение, симпатия и т. п.) и целого ряда других [34].
Нельзя не оценить и значения педагогической поддержки, которая выделяется нами как наиболее важный ключевой элемент воспитания личности способной конструктивно урегулировать и разрешать конфликты.
Выводы по 1-ой главе:
1. Анализ социологической, философской, психологической и педагогической литературы по проблеме конфликта показал, что наибольшее количество исследований принадлежит представителям зарубежной социологии и психологии. Интерес отечественных ученых к проблеме конфликта возрос лишь в последнее десятилетие. Лидирующее положение в изучении конфликта занимают психология, социология и политология. Однако относительно небольшое количество работ в данном направлении свидетельствует, что в отечественной науке эта проблема исследована недостаточно. Еще не установился единый подход к определению сущности понятия конфликт и его структуре, механизму и условиям управления, предупреждения, разрешения. Наблюдается многовариативность в подходе к исследуемой проблеме как со стороны зарубежных, так и отечественных ученых. Создаются основы науки о закономерностях возникновения, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования-конфликтологии.
2. Конфликт рассматривается нами как:
- один из видов социального взаимодействия, отличающийся наличием отрицательных эмоций и деятельностью более примитивных пластов психики;
- сложное комплексное явление, имеющее вторичные социально-психологические аспекты;
- результат сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения;
- результат столкновения противоборствующих тенденций деятельностного, поведенческого, характерологического, мотивационно-потребностного, целевого, эмоционально-волевого и личностного аспектов взаимодействия;
- реакция человека на препятствия к достижению целей, на поведение другого, не соответствующее ожиданиям, на несовместимость характеров, культурных основ поведения и потребностей;
- эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие;
- столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, точек зрения в сознании отдельно взятого индивида;
- в межличностных действиях индивидов или групп людей, связанное, с острыми эмоциональными переживаниями.
3. Без знания причин возникновения и развития конфликтов трудно рассчитывать на их конструктивное урегулирование. Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были при естественном развитии событий. Нужно не блокировать противоречия, а стремиться урегулировать их неконфликтными способами.
4. Психолого-педагогическая компетенция педагога в вопросе конструктивного урегулирования конфликтов – неотъемлемая часть этого процесса. Наблюдается прямая взаимосвязь между уровнем психолого-педагогической компетентности педагога и эффективности конструктивного урегулирования конфликтов.
5. Механизм урегулирования конфликта в подростковой группе включает в себя:
- прекращение конфликтного взаимодействия;
- готовность к разрешению конфликта;
- объективное обсуждение проблемы;
- выбор оптимальной стратегии поведения;
- разработку правил послеконфликтного взаимодействия.
6. Использование на практике механизма урегулирования конфликта выступало в качестве основного условия и фактора формирования у учащихся готовности и способности к конструктивному урегулированию и разрешению конфликта.
Как показало наше исследование, вопросы диагностики конфликтности, конфликта между малой группой и личностью в подростковой среде не получили всесторонней научной разработки. Нет и научно обоснованных методических рекомендаций для учителей, родителей по разрешению конфликта у школьников, что отрицательно сказывается на эффективности работы в подростковом коллективе