Высшее профессиональное образование
Конец XX и начало XXI в. характеризуются вниманием научной и педагогической общественности к проблемам профессионального обучения людей, имеющих нарушения слуха (В.З.Кан-
тор, М.И.Никитина, Г. Н.Пенин, Г.С.Птушкин, А.З.Свердлов, А. Г. Станевский и др.). Исследования ученых и опыт пионера в развитии этого направления — МГТУ им. Н.Э. Баумана (с 30-х гг. XX в.) привели к тому, что в настоящее время уже целый ряд крупных вузов принимает на обучение студентов с нарушенным слухом — Головной учебно-исследовательский и методический центр (ГУИМЦ) профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) при МГТУ им. Н. Э. Баумана; Центр образования инвалидов по слуху при Владимирском государственном университете; Московский педагогический государственный университет (МПГУ); Государственный специализированный институт искусств (Москва); Российский государственный педагогический университет (Санкт-Петербург); Российский государственный социальный университет (Москва); Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств; Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета (инвалидов по слуху) и другие.
Для реализации равных прав на получение людьми с нарушенным слухом высшего образования, независимо от форм предшествовавшего среднего образования, создаются специальные образовательные условия, обеспечивающие доступ к единой образовательной и профессиональной среде. Однако студенты с нарушенным слухом, обучающиеся в вузах, почти неизбежно сталкиваются с определенными проблемами, обусловленными первичным дефектом, что вызывает возникновение особых образовательных потребностей, а скорее, затруднений. Выделим наиболее значимые из них.
Неполное восприятие и понимание учебного материала, что зависит от готовности пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и от овладения навыками слухозрительного восприятия речи, а при невозможности слухопротезирования — от развития навыков чтения с губ. В случае восприятия учебного материала с помощью сурдоперевода студентов затрудняет конспектирование лекционных и семинарских занятий, так как им приходится одновременно следить за преподавателем, сурдопереводчиком и делать собственные записи.
Коммуникативные особенности речевого поведения, осложняющие общение с преподавателями и слышащими студентами. У студентов со слуховыми дефектами, особенно на младших курсах, часто возникают психологические барьеры, обусловленные незнанием и неумением использовать правила, приемы и средства общения, оценивать потребности собеседника, выстраивать и ре-ализовывать модели межличностных связей.
Поэтому на протяжении всего периода обучения в вузе предусматривается комплексная поддержка студентов со слуховой недостаточностью.
В настоящее время разрабатываются проблемы обеспечения непрерывности образовательно-профессиональной траектории развития, доступности для людей с нарушенным слухом всех ступеней и уровней довузовского, вузовского и послевузовского образования.
Вопросы и задания
1. Укажите цель и конкретные задачи сурдопедагогики.
2. Расскажите о первых опытах обучения глухих детей и определите их шачение для истории сурдопедагогики. Назовите имя основоположника отечественной сурдопедагогики и его первую книгу. В чем автор этой книги видел ее основное назначение?
3. Как повлияло введение в нашей стране всеобщего обязательного обучения на развитие специального образования людей с нарушениями слуха?
4. Определите причины, вызывающие стойкое необратимое нарушение слуха, и расскажите об их возможных последствиях. С помощью каких дифференциально-диагностических методов оно обнаруживается?
5. Раскройте теоретическую основу психолого-педагогической классификации Р. М. Боскис. Какие классификации оформились в сурдопедагогике в связи с развитием медицины, техники, компьютерных технологий?
6. Охарактеризуйте коммуникативно-деятельностную педагогическую систему овладения глухими детьми словесной речью.
7. В чем состоит билингвистический подход в обучении глухих?
8. Рассмотрите особенности оказания педагогической помощи в системах, ориентированных на интеграцию глухих в общеобразовательной среде.
9. Назовите варианты обучения слабослышащих детей и укажите возможности и особенности преодоления последствий этого нарушенного развития в различных условиях образовательной среды.
10. Расскажите об организации профессионального образования для
людей с нарушениями слуха.
Литература для самостоятельной работы
Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: книга для учителя. — 2-е изд., испр. — М., 1988.
Выявление детей с подозрением на снижение слуха // под ред. Г. А. Та-варткиладзе. — М., 2004.
Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики / сост. Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова. - М., 1997.
Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — М., 1999.
Кукушкина О. И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К. Дневник событий жизни ребенка: учеб.-метод, пособие для родителей и педагогов по развитию устной и письменной речи детей. — М., 2004.
Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей. — М., 2002.
Миронова Э.В. Обучение внезапно оглохших восприятию устной речи: учеб.-метод. пособие. — М., 2000.
Назарова Н. М., Ленин Г. И. История специальной педагогики // Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2007. — Т. 1.
Развитие устной речи у глухих школьников: метод, пособие в 2 ч. / авт.-сост. Е.П.Кузьмичева, Е.З.Яхнина, О.В.Шевцова. — М., 2003.
Собкин В. С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. — М., 1997.
Цукерман И. В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушениями слуха // Дефектология. — 1998. — №1.
Шматко Н.Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит...: книга для педагогов и родителей. — М., 2003.
Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. — М., 2003.
Глава 3