Адаптация первоклассника к учебной деятельности
Содержание задания: выявить в процессе наблюдения за учениками 1 класса наличие элементарных навыков учебной деятельности (способность учащихся сознательно принять учебную задачу; выполнить ее в соответствии с указаниями учителя или самостоятельно составленным планом, если этого требует задание); контролировать выполнение и дать правильную оценку собственной работе и работам других учащихся; умение сохранять в течение урока сосредоточенное внимание, проявлять интерес к уроку.
Методика выполнения задания.
Студенты отмечают:
1) как учащиеся воспринимают задания учителя (внимательно выслушивают объяснения или указания, задают вопросы, просят объяснить непонятное, уточняют отдельные моменты предстоящей работы, проявляют активный интерес);
2) как учащиеся выполняют задание учителя (приступают к работе сразу, точно руководствуясь указаниями учителя; не приступают к работе, ждут дополнительных разъяснений, индивидуальной помощи или напоминания; выполняют всю работу самостоятельно; в случае затруднения задают вопросы; подражают соседу по парте; ждут помощи учителя; всю работу выполняют точно в соответствии с указаниями учителя; добиваются результата в выполнении задания, не придерживаясь указанных учителем способов; результата не достигают);
3) как учащиеся контролируют правильность выполнения задания и оценивают работу (контролируют работу, руководствуясь данными указаниями; умеют правильно оценить свою работу и работу товарищей; сверяют выполнение задания с другими детьми, действуют по подражанию; не способны к самоконтролю и адекватной оценке; не замечают ошибок, не могут исправить или дополнить ответ товарища и пр.).
В процессе наблюдений студенты оценивают также умение отвечать на вопросы по требуемой форме (кратко и развернуто), умение пользоваться раздаточным материалом и учебными принадлежностями; умение ориентироваться на листе бумаги, работать в определенном темпе; владение культурой устного ответа с места и у доски.
Студенты дают оценку способности учащихся сохранять устойчивость внимания и интерес к уроку на всем его протяжении.
Для уточнения данных о состоянии элементарных навыков учебной деятельности учащихся каждый студент на перемене просматривает тетрадь с выполненными на уроке заданиями у учащихся, за которыми проводилось особое наблюдение на уроке и оценивает качество выполнения, четкое следование указаниям учителя, владение необходимыми умениями и навыками.
Анкетирования родителей
Уважаемые родители! Ваш ребенок в настоящее время находится в периоде адаптации к школе. Предлагаем Вам ответить на поставленные вопросы. Надеемся, что это поможет объединить усилия учителя и родителей, направленные на оптимизацию процесса адаптации первоклассников к школе. Ваш ребенок:
1. Охотно идет в школу?
а) всегда
б) иногда
в) нет
2. Перед уходом в школу жалуется на плохое самочувствие
а) часто
б) иногда
в) никогда
3. Приспособился к новому режиму
а) да
б) не совсем
в) нет
4. Стал плохо засыпать или беспокойно спать ночью
а) нет
б) иногда
в) часто
5. Жалуется на беспричинные боли
а) часто
б) иногда
в) нет
6. Жалуется на усталость
а) нет
б) иногда
в) часто
7. Переживает свои учебные успехи и неудачи
а) сильно
б) незначительно
в) равнодушен
8. Делится с Вами школьными впечатлениями
а) часто
б) иногда
в) никогда
9. Эмоциональное состояние после школы
а) чаще положительное
б) чаще отрицательное
10. Боится, что не сможет правильно ответить на вопросы учителя
а) нет
б) иногда
в) часто
11. Жалуется, что его неправильно оценили
а) нет
б) иногда
в) часто
12. Жалуется, что его не вызывают на уроке
а) нет
б) иногда
в) часто
13. Жалуется на товарищей по классу?
а) нет
б) иногда
в) часто
14. Жалуется, что ему скучно и неинтересно в школе
а) нет
б) иногда
в) часто
15. Изменился в поведении и в отношениях с родными
а) сильно
б) незначительно
в) нет
Беседа с учителем
1. В чем, на Ваш взгляд, заключается процесс адаптации первоклассника к школе?
2. Когда заканчивается период адаптации к школе у первоклассников?
3. В чем Вы видите трудности адаптации к школе, их причины.
4. Как Вы оцениваете уровень адаптации Ваших учеников?
5. Какую индивидуальную работу Вы проводите с трудноадаптирующимися детьми?
6. Установлен ли контакт с семьей и ведется ли совместная работа по созданию условий для успешной адаптации первоклассников к школе?
7. Какие особенности воспитания детей в дошкольных учреждениях мешают на ваш взгляд адаптации детей в школе?
8. Есть ли различия в адаптации к школе детей, посещавших и не посещавших дошкольное учреждение?
9. Что бы Вы порекомендовали работникам дошкольных учреждений с целью оптимизации преемственности в работе детского сада и школы?