Причины происшествий, несчастных случаев, травматизма и профессиональных заболеваний в ОУ
Некоторые из опасностей спрятаны (не видны), как радиация, осколок в траве, камень за пазухой, засада в кустах. А некоторые видны, но не всеми оцениваются как опасность: чужая машина, подозрительные молодые люди у подъезда, разлитое масло, пьяный человек, собака с пеной у рта. Независимо от того, видим мы их или нет, все эти опасности существуют постоянно и везде. Никто от них не застрахован.
В каждой опасной ситуации обязательно существует явная или скрытая причина ее возникновения, например невнимательность, незнание, глупость, зависть, месть, непослушание. Крупный организатор промышленности Серго Орджоникидзе часто повторял своим подчиненным, что у всякой аварии или катастрофы всегда есть конкретная фамилия, имя и отчество.
Ниже представлены различные причины опасных и чрезвычайных ситуаций в ОУ в порядке убывания их значимости и степени влияния (по С.В. Петрову):
ü недисциплинированность и бесконтрольность персонала и учащихся;
ü непонимание серьезности проблем БЖ;
ü сокрытие фактов правонарушений и непринятие должных мер к правонарушителям;
ü негативное влияние преступной и молодежной субкультуры;
ü отсутствие необходимой правовой и социальной информации;
ü недостаточные ЗУН (знания, умения и навыки) безопасного поведения;
ü недостаточное изучение педагогами учащихся и их интересов, реальной жизни учащихся и их контактов;
ü излишняя строгость отдельных педагогов в период аттестационных мероприятий, элементы жестокости и несправедливости по отношению к учащимся;
ü неорганизованность досуга учащихся;
ü слабая система безопасности и охраны ОУ;
ü целенаправленные действия преступников.
При сохранении вышеуказанных причин и негативных факторов легко предсказать дальнейший рост социальной напряженности, подростковой преступности, травматизма.
Опасные ситуации часто называют случайными, непредвиденными, непредсказуемыми. На самом деле, это не всегда так. Педагог должен знать, что в любое время и в любом месте могут произойти какие-нибудь неприятности.Нельзя вдруг отменить недостатки отдельных правовых норм и их исполнителей, сильный мороз, отключения электричества, нарушения правил дорожного движения, детские шалости, пьянство, глупость, ревность, зависть.
Выявление, анализ и решение, проблем безопасности должны обеспечиваться непрерывно на каждом этапе образовательного процесса, в каждом классе, на каждом рабочем месте.
Причины происшествий, несчастных случаев, производственного травматизма и профессиональных заболеваний персонала, обучающихся и воспитанников ОУ можно разделить на следующие группы.
1. Причины внешнего характера– технические причины, вызванные неисправностью механизмов, приборов, несовершенством технологических процессов, отсутствием или несовершенством оградительных и предохранительных устройств, отсутствием заземления, неисправностью электропроводки, недостатками в освещении, вентиляции, отоплении, а также шум, вибрация, неисправность оборудования и др.
2. Организационные причины:
- нарушение норм внутреннего распорядка и охраны труда по вине администрации, слабая организация дежурства учителей и учащихся;
- небрежное отношение преподавателей к обучению школьников безопасным приемам работы и проведению инструктажей по безопасности либо недостаточный контроль за соблюдением инструкций по безопасности и охране труда;
- неудовлетворительная организация и содержание территории, рабочих мест, нарушение режима труда и отдыха либо нарушение технологических процессов;
- несвоевременное и неквалифицированное расследование несчастных случаев;
- недостатки воспитательной работы и слабое взаимодействие с родителями учащихся по вопросам профилактики правонарушений и травматизма.
3. Личные причины:
- психологические и физиологические причины (ослабление самоконтроля учащимся своей деятельности, недостаточное внимание, ослабление зрения, слуха, памяти, болезнь, утомление, вызванное большими перегрузками, монотонностью труда, умственным перенапряжением);
- недисциплинированность учащихся, нарушение правил внутреннего распорядка и инструкций по безопасности;
- незнание правил и алгоритмов безопасного поведения, отсутствие необходимых знаний, навыков и умений.
Деструктивное влияние «человеческого фактора» на состояние безопасности можно уменьшить, если осуществлять постоянный контроль и использовать рекомендации психологов.
Как правило, все происшествия, аварии, травмы случаются по нескольким причинам, действующим одновременно. Это облегчает их заблаговременное выявление и устранение.
Причины увеличения числа бытовых и уличных травм, суицидов среди учащихся также различны. С одной стороны, это неудовлетворительные социально-экономические условия жизни и недостаточная работа социальных служб, с другой стороны, малоэффективная педагогическая работа по воспитанию навыков культуры безопасного поведения учащихся.
Имеют место случаи травматизма среди педагогического и технического персоналаобразовательных учреждений, например травмы, полученные учителями физического воспитания на уроках во время демонстрации упражнений, приемов, во время игры с детьми в подвижные игры, во время перемещения работников по лестничным пролетам между этажами, при открывании и закрывании дверей при неправильном положении рук, вследствие падения работников со стульев во время перемещения плакатов, таблиц и т. д.
Не менее важны такие навыки, как правильное хождение по гололеду и скользким лестницам, выбор одежды и обуви по погоде, правильное хранение продуктов и денег, общение в конфликтных ситуациях и т.п.
Самые строгие меры и законы не помогут снизить потери обществ и государства, если в каждом ОУ и в обществе в целом не будет создано условий для развития трудоохранной культуры, культа поощрения и формирования безопасной личности, безопасного поведения, проектирования и внедрения комплексных технических и социальных систем безопасности. Любые действия не будут эффективными, если не будут обеспечены единство целей и механизма взаимодействия общества, гражданина, семьи, коллектива, организации, государства. Нужны специальные программы и механизмы для постоянного взаимодействия, например паспорт безопасности ОУ, пакет инструкций по безопасности, единый план безопасности.
Постоянное изучение причин происшествий и негативных факторов жизнедеятельности ОУ (социальных, природных, техногенных) позволяют нам с большой вероятностью предвидеть зарождение любой потенциально опасной ситуации, постараться предотвратить ее или снизить отрицательные последствия.
Если изучить причины и механизмы возникновения разных опасностей, научиться просчитывать и предвидеть возможные последствия, то будет легче их избежать. Для этого необходимо развивать наблюдательность, анализировать свои и чужие ошибки. Следует всячески развивать умение учащихся, родителей и работников ОУ обращать внимание на малозаметные признаки скрытых опасностей. Например, С.В. Петров на занятиях предлагает обучаемым (и детям, и взрослым) назвать шесть причин, по которым опасно подросткам, особенно девушкам, совершать прогулки 8 мая после 22 часов без сопровождения. Далеко не всем удается сразу назвать негативные факторы в указанное время: темно, но тепло — одежды уже меньше, приличные люди все дома, предпраздничный день, много выпивших, всплеск весенней гормональной активности, на улице много маргиналов и «любителей приключений.
Хорошее знание названных причин и стадий развития опасностей, негативных факторов позволяет с большой вероятностью предвидеть зарождение и оценивать степень риска в потенциально опасной ситуации, ее последующего развития. Этим и отличается мудрый педагог от начинающего. Он управляет рисками.