Раздел II. Личность, общение, поведение детей с задержкой

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Составитель О. В. Защиринская

ИЗУЧЕНИЕ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2003

Институт специальной педагогики и психологии

Международного университет семьи и ребенка

имени Рауля Валленберга

Рецензенты: Е. С. Иванов, д-р мед. наук, проф. кафедры клинико-физиологических основ специального образования Института специальной педагогики и психо­логии Международного Университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга; Н. Я. Семаго, канд. психол. наук, ведущий научи, сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета

М. М. Семаго, канд. психол. наук, доц. кафедры коррекционной педагогики и спе­циальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работ­ников образования г. Москва

Составитель: Защиринская О. В.

Печатается по решению Ученого совета

Института специальной педагогики и психологии

Международного Университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга

П86 Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. — СПб.: Речь, 2003. — 432с.

Хрестоматия является учебным пособием для студентов, обучающихся специ­альной психологии. В ней собраны научные труды авторов о задержке психического развития (ЗПР), ставшие для теории и практики уже классическими. Представлены также современные исследования, в которых анализируются вопросы этиологии, диагностики, классификации ЗПР.

В хрестоматию включены статьи по исследованию личности, коммуникативно­го опыта, поведенческих особенностей детей и подростков с ЗПР. Рассматриваются концептуальные подходы и прикладные аспекты психокоррекции трудностей в обу­чении.

Книга окажется полезной в учебном процессе для студентов, обучающихся по смежным со специальной психологией специальностям: клиническая психология, специальная дошкольная педагогика и психология, олигофренопедагогика, соци­альная педагогика, логопедия.

13ВЫ 5-9268-0215-6

ББК 88.5

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие........................................................ 5

Раздел I. Сравнительное изучение задержки психического

развития: диагностика, классификации........ 7

Е. С. Иванов. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе….9

Т. А. Власова, М. С. Певзнер. Дети с временной задержкой психического

Развития…………………………………………………………………………12

В. В. Ковалев. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности,

в том числе задержки темпа психического развития…………………... ……23

Классификация пограничных состояний интеллектуальной

недостаточности........................................... ……………………………28

Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной

недостаточности............................................ …………………………...29

Энцефалопатические формы пограничных состояний интеллекту­альной недостаточности .......................................... ……………………………39

Психологическая диагностика задержки психического развития…………55

Основные принципы социальной адаптации и реабилитации детей с

пограничными формами интеллектуальной недостаточности………….59

К. С. Лебединская. Основные вопросы клиники и систематики задержки

психического развития...................................... …………………………..63

Клиническая систематика задержки психического развития…………..66

Роль средового фактора в формировании задержки психического

Развития……………………………………………………………………77

Клинические критерии отбора в специальные школы для детей с задержкой психического развития. Вопросы терапии и профилактики....................................................................... …………………………..79

В. В. Лебединский. Задержанное психическое развитие……………………83

Ю. Г.Демьянов. Пограничные с олигофренией состояния ………………..101

Международная классификация болезней (10-й пересмотр)………………133

Нарушения психологического развития.... …………………………...133

А. О. Дробинская. Астенический синдром....... …………………………..143

Л. М. Щипицына. Нейропсихологические аспекты диагностики

детей в процессе коррекционо-развивающего обучения…………………...152

Дети с нарушением интеллекта................... …………………………...156

Дети с нарушением речевого развития...... …………………………...157

Дети с нарушением слуха........................... …………………………..158

Дети с ЗПР и дети «группы риска»............ …………………………..160

Раздел II. Личность, общение, поведение детей с задержкой

психического развития.................................. ………………………….165

Г. В. Грибанова. Психологическая характеристика личности подростков с

задержкой психического развития.................. ………………………….167

В. И. Кондрашин. Влияние особенностей развития детей-сирот с задержкой психического развития на их социальную адаптацию

в условиях школы-интерната........................... ………………………….179

Е. Н. Васильева. Формирование эмоционального отношения к близким
взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития
в зависимости от характера отношений в семье………………………………188

Методика исследования и анализ фактических данных ………………190

Типы мотивации требований родителей к ребенку…………………….191

Е. Е. Дмитриева. Особенности формирования коммуникативной

деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития........................................................................... …………………………200

Г. А. Карпова, Т. Л. Артемьева. Диагностика особенностей поведения

учащихся........................................................... …………………………210

Программа наблюдения за аффективно-волевой стороной поведения учащегося……………………………………………………………….216

Г, А. Карпова, Т. П. Артемьева. Диагностика межличностных

Отношений………………………………………………………………….217

О. В. Защиринская. Внутрисемейные отношения у младших

школьников с задержкой психического развития…………………………223

Е. А. Винникова, Е. С. Слепович. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического

развития........................................................ …………………………….229

Н. Л. Белопольская. Дифференциально-диагностическое значение

изучения самосознания у детей с ЗПР......... …………………………….240

Т. Н. Павлий. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоцио­нальной сферы детей с задержкой психического развития………………………….245

О. В. Защиринская. Коммуникативные качества личности в контексте

социализации детей с задержкой психического развития…………………256

Наши рекомендации