Раздел II. Личность, общение, поведение детей с задержкой
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Составитель О. В. Защиринская
ИЗУЧЕНИЕ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
РЕЧЬ
Санкт-Петербург 2003
Институт специальной педагогики и психологии
Международного университет семьи и ребенка
имени Рауля Валленберга
Рецензенты: Е. С. Иванов, д-р мед. наук, проф. кафедры клинико-физиологических основ специального образования Института специальной педагогики и психологии Международного Университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга; Н. Я. Семаго, канд. психол. наук, ведущий научи, сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета
М. М. Семаго, канд. психол. наук, доц. кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Москва
Составитель: Защиринская О. В.
Печатается по решению Ученого совета
Института специальной педагогики и психологии
Международного Университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга
П86 Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. — СПб.: Речь, 2003. — 432с.
Хрестоматия является учебным пособием для студентов, обучающихся специальной психологии. В ней собраны научные труды авторов о задержке психического развития (ЗПР), ставшие для теории и практики уже классическими. Представлены также современные исследования, в которых анализируются вопросы этиологии, диагностики, классификации ЗПР.
В хрестоматию включены статьи по исследованию личности, коммуникативного опыта, поведенческих особенностей детей и подростков с ЗПР. Рассматриваются концептуальные подходы и прикладные аспекты психокоррекции трудностей в обучении.
Книга окажется полезной в учебном процессе для студентов, обучающихся по смежным со специальной психологией специальностям: клиническая психология, специальная дошкольная педагогика и психология, олигофренопедагогика, социальная педагогика, логопедия.
13ВЫ 5-9268-0215-6
ББК 88.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие........................................................ 5
Раздел I. Сравнительное изучение задержки психического
развития: диагностика, классификации........ 7
Е. С. Иванов. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе….9
Т. А. Власова, М. С. Певзнер. Дети с временной задержкой психического
Развития…………………………………………………………………………12
В. В. Ковалев. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности,
в том числе задержки темпа психического развития…………………... ……23
Классификация пограничных состояний интеллектуальной
недостаточности........................................... ……………………………28
Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной
недостаточности............................................ …………………………...29
Энцефалопатические формы пограничных состояний интеллектуальной недостаточности .......................................... ……………………………39
Психологическая диагностика задержки психического развития…………55
Основные принципы социальной адаптации и реабилитации детей с
пограничными формами интеллектуальной недостаточности………….59
К. С. Лебединская. Основные вопросы клиники и систематики задержки
психического развития...................................... …………………………..63
Клиническая систематика задержки психического развития…………..66
Роль средового фактора в формировании задержки психического
Развития……………………………………………………………………77
Клинические критерии отбора в специальные школы для детей с задержкой психического развития. Вопросы терапии и профилактики....................................................................... …………………………..79
В. В. Лебединский. Задержанное психическое развитие……………………83
Ю. Г.Демьянов. Пограничные с олигофренией состояния ………………..101
Международная классификация болезней (10-й пересмотр)………………133
Нарушения психологического развития.... …………………………...133
А. О. Дробинская. Астенический синдром....... …………………………..143
Л. М. Щипицына. Нейропсихологические аспекты диагностики
детей в процессе коррекционо-развивающего обучения…………………...152
Дети с нарушением интеллекта................... …………………………...156
Дети с нарушением речевого развития...... …………………………...157
Дети с нарушением слуха........................... …………………………..158
Дети с ЗПР и дети «группы риска»............ …………………………..160
Раздел II. Личность, общение, поведение детей с задержкой
психического развития.................................. ………………………….165
Г. В. Грибанова. Психологическая характеристика личности подростков с
задержкой психического развития.................. ………………………….167
В. И. Кондрашин. Влияние особенностей развития детей-сирот с задержкой психического развития на их социальную адаптацию
в условиях школы-интерната........................... ………………………….179
Е. Н. Васильева. Формирование эмоционального отношения к близким
взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития
в зависимости от характера отношений в семье………………………………188
Методика исследования и анализ фактических данных ………………190
Типы мотивации требований родителей к ребенку…………………….191
Е. Е. Дмитриева. Особенности формирования коммуникативной
деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития........................................................................... …………………………200
Г. А. Карпова, Т. Л. Артемьева. Диагностика особенностей поведения
учащихся........................................................... …………………………210
Программа наблюдения за аффективно-волевой стороной поведения учащегося……………………………………………………………….216
Г, А. Карпова, Т. П. Артемьева. Диагностика межличностных
Отношений………………………………………………………………….217
О. В. Защиринская. Внутрисемейные отношения у младших
школьников с задержкой психического развития…………………………223
Е. А. Винникова, Е. С. Слепович. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического
развития........................................................ …………………………….229
Н. Л. Белопольская. Дифференциально-диагностическое значение
изучения самосознания у детей с ЗПР......... …………………………….240
Т. Н. Павлий. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития………………………….245
О. В. Защиринская. Коммуникативные качества личности в контексте
социализации детей с задержкой психического развития…………………256