Интеграция и дифференциация. Интеграция — это объединение множества движений в единое целое на основе их взаимодействия при подчинении всех частностей единой цели действия
Интеграция — это объединение множества движений в единое целое на основе их взаимодействия при подчинении всех частностей единой цели действия. Интеграция обеспечивается в первую очередь взаимодействиями в системе движений, а также подчинением всех частей общей цели.
Первая черта интеграции — взаимодействие в системе движений между ее подсистемами и элементами проявляется в их влиянии друг на друга. Влияние осуществляется как взаимные связи. Если движения в подготовительных фазах выполнены правильно, то в следующих за ними основных исполнительных фазах движения должны быть более эффективны. Ошибка, допущенная в предыдущих фазах, проявляется и в последующих. Связи действуют не только последовательно, они могут вызвать и одновременные изменения в тот же момент времени в движениях других звеньев. Взаимные связи могут проявляться как положительные, полезные, но могут быть и отрицательными, вредными.
Другой характерной чертой интеграции служит подчинение общей цели всех частей системы. Оно проявляется в целенаправленности всех движений спортсмена, т. е. в их направленности на решение определенной двигательной задачи. Так, в видах упражнений, входящих в состав 1-й и 2-й групп, практически не бывает лишних, случайных движений. Все они целесообразны, т. е. соответствуют своему целевому назначению.
Интеграция двигательного состава в систему означает формирование структур, объединяющих множество движений в системы.
Дифференциация — это различение в целой системе множества неоднородных составных частей (деталей), взаимодействующих одна с другой. Дифференциация обеспечивается специализацией элементов системы движений и определением их роли.
Различение ряда фаз в системе движений позволяет выяснить, каков ее состав, откуда логический путь ведет к определению ее структуры. Чем больше знает спортсмен о технике, чем лучше ею владеет, тем более тонко он может ее отрабатывать, темболее мелкие, дробные, но важные детали различает.
Делить на периоды и фазы можно и всю систему движений в целом, и движения систем звеньев отдельно. Например, в лыжном ходе раньше выделяли только фазы движений ног отдельно и рук отдельно; в этом случае удобно рассматривать взаимодействие рук и ног между собою. Выделив фазы всего скользящего шага в целом, смогли уточнить и эффективность хода в целом и по граничным позам обеспечить технический самоконтроль лыжника.
Установление роли составных частей помогает выявить в каждый период подготовки ведущие элементы и структуры, на которые спортсмен должен обращать особое внимание. Необходимо знать, на чем концентрировать, на что своевременно переключать, как распределять на ряд объектов, как сохранять устойчивость внимания. Сознательная техническая подготовка невозможна без дифференциации системы.
Наиболее связаны элементы в низовых подсистемах. По мере их укрупнения взаимосвязи слабее, расчленить элементы проще. На изолированном выполнении таких вычлененных подсистем основан подбор подводящих, имитационных, настроечных и других упражнений.
Следовательно, дифференциация системы означает большее богатство ее возможностей, использование преимуществ от разделения функций и точного сочетания их.
В построении системы движений проявляются тенденции и к интеграции состава (объединению частей в целом) и дифференциации системы (расчленению целого на части). Движения в результате сочетания той и другой тенденции развития становятся более объединенными, целостными и в то же время более детализированными.
Интеграция и дифференциация осуществляются при применении аналитических и синтетических методов обучения. В одних случаях сначала отрабатывают подсистемы, потом соединяют их, укрупняя постепенно в целостное действие (например, разучивание элементов для построения целостной гимнастической комбинации). В других случаях овладевают упражнением в общем и целом, а потом постепенно уточняют детали (например, прыжок в длину).
В процессе тренировки по мере необходимости то один, то другой метод становится ведущим. Развитие в этих направлениях идет поэтапно, в разных сочетаниях.
2.2. Стабилизация и вариативность
Стабилизация системы движений — это достижение постоянства высокого спортивного результата путем уменьшения влияния сбивающих воздействий (помех), снижающих его. Стабилизация достигается сохранением решающих характеристик в пределах допустимых отклонений, что обеспечивает устойчивость результата, хотя и не сохраняет полной повторяемости всей системы во всех деталях.
Надежность выполнения спортивного упражнения во многом зависит от устойчивости (стабильности) системы движений к сбивающим воздействиям. Как известно, при выполнении всегда бывают более или менее значительные отклонения характеристик (рис. 82). Стабилизация — повышение устойчивости — касается не всех особенностей движений, а только главных, решающих для стабилизации важного спортивного результата.
Поскольку невозможно полностью устранить отклонения, приходится выявлять характеристики, определяющие результат упражнения, и удерживать их отклонения в пределах, выход за которые снижает результат. В 1-й группе упражнений решающими являются кинематические характеристики, поскольку требуется выполнить заданную внешнюю картину движений. Во 2-й группе это динамические характеристики. В 3-й группе это преимущественно требования к точности (пространственной, временной, точности усилий), к завершающему моменту действия для рабочихточек теласпортсмена.
Различают пределы фактических отклонений и д о п у с т и м ы х (рис. 82, б). Отклонения техники в допустимых пределах еще не снижают существенно спортивный результат.
Следовательно, постановка задачи стабилизации системы движений означает стремление сохранить результаты упражнения, а не все ее особенности.
Вариативность — это организация неизбежной изменчивости структур в системе с целью обеспечения стабильности высокого результата. Вариативность обеспечивается установлением изменчивых приспособительных и коррекционных структур, приводящих к сужению диапазона отклонений решающих характеристик рабочих точек в ответственные фазы.
Неизбежные отклонения элементов и структур, выявляемые по характеристикам движений, имеют различное значение. Приспособительные, компенсаторные и коррекционные изменения каждые по-своему преследуют цель сохранения отклонений в допустимых пределах: Приспособительные и компенсаторные — снижая возможность будущих существенных отклонений, коррекционные —устраняя уже возникнувшие отклонения. Предварительные полезные изменения зависят от чувствительности органов, сигнализирующих о приближении возмущающих воздействий, а также от быстроты и точности реакции управляющего и исполнительного аппаратов.
Рис. 83. Индивидуальные особенности отталкивания у двух спортсменов (а и б) по динамограммам:
/ — в кроссовом беге; 2 — и спринте; 3— в разбеге при прыжке в длину (запись 1-я в два раза медленнее, чем остальные) (по В. К. Бальсевичу)
Возмущающими действиями бывают: действия противника, ошибка партнера, собственное психическое состояние, утомление, травма, неожиданные изменения окружения и др. Как видно, помехи могут быть очень разнообразными. Они по-разному влияют на самые различные особенности движений. Отсюда вытекает требование многомерности помехоустойчивости — готовности к борьбе с разнообразными помехами. Следует отметить, что это повышает и общую помехоустойчивость к любым, даже не встречавшимся ранее, помехам.
По мере повышения мастерства наблюдается увеличение характеристик движений рабочих точек, уменьшение их разброса. Это особенно проявляется в ответственные фазы, по решающим характеристикам. Допустимые пределы приспособительных изменений, наоборот, расширяются. При овладении упражнением у новичка сначала увеличиваются отклонения (поиск решения), а потом их диапазон сужается (выработка оптимальной системы). Это лишь самые общие закономерности, которые претерпевают многие изменения в конкретных условиях (контингенты, упражнения, этап овладения, характеристики, точки тела, фазы и др.).
Следовательно, целенаправленная вариативность системы означает борьбу с помехами для стабилизации результата, что повышает надежность выполнения упражнения. С этой точки зрения справедливо говорить о вариативности, стабилизирующей систему.