Методы педагогического исследования. Педагогический эксперимент
МПИ это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Методы исследования разделяются на и теоретические.
Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного знания к конкретному, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами.
Различают частные специальные методы, которые применяются в предметах одной или нескольких смежных наук, и общие философские методы, в которых отражены наиболее общие законы бытия. сследователи разделяют эмпирические методы исследования на две группы:
1. Рабочие, частные методы. К ним относят изучение литературы, доку
ментов и результатов деятельности; наблюдение, опрос (письменный и уст-
ный); метод экспертных оценок; тестирование.
2. Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одно-
го или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и
обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; экспери-
мент.
К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, ин-дукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.
Анализ - это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Процедуры анализа входят во всякое научное исследование Синтез - соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему). Эмпирические данные, получаемые в том или ином исследовании, синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в функции взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, а также в функции объединения конкурирующих теорий. Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количе-ственные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка: с педагогических явлений но одному признаку;однородных педагогических явлений по нескольким признакам;сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явле
ния .Абстрагирование - одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.Конкретизация — процесс, противоположный абстрагированию, т.е. нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного. Исследователь сначала образует различные абстракции, а затем на их основе посредством конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное), но уже на качественно ином уровне познания конкретного. Обобщение — выделение в явлениях общих черт, т.е. подведение итогов исследования.Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных эмпирических путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от Частных суждений к общему выводу, а дедуктивный — от общего к частному выводу.Метод остатков - один из методов установления причинной связи явлений природы. Эта схема иллюстрируется правилом, согласно которому, если вычесть из данного явления природы ту его часть, о которой известно, что она есть следствие известных причин, то останется та его часть, которая является следствием остальных невыясненных обстоятельств.Метод принципов - метод, который основан на аксиоматическом предположении, что любая теория в данной теории есть развитие одного из принципов этой теории.Метод проб и ошибок - эвристический поиск решения какой-либо задачи в пространстве возможных решений, где выбор осуществляется наугад, со «слепой пробы», пока одна из проб не приведет к результату.Метод исследования причинных связей - простейший логический метод установления причинных связей между причиной и следствием. Целью этого метода является доказательство того, что предшествующее явление является причиной последующего.
Педагогический эксперимент - преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.
В обобщенном смысле педагогический эксперимент определяется как опытная проверка гипотезы.
Существует два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, проводимый в искусственно созданных условиях.
Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент - это активное формирование какой-либо установки.
К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он должен исключить любой риск для здоровья его участни-ков; во-вторых, нельзя проводить эксперимент с заведомо отрицательным результатом.