Основы методики изучения воспитательного процесса

Подлинная жизнь личности до­ступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно рас­крывает себя.

М. М. Бахтин

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

В бурно меняющихся условиях совре­менной действительности (общест­венной и школьной) у школьных пе­дагогов заметно возрос интерес к на­учно-педагогическим и психологическим методикам изу­чения личности учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меня­ется обстановка в мире и в нашей стране, поменялись ценностные ориентации в обществе, изменились корен­ным образом стратегия и тактика обучения и воспитания в школе, усложняются науки о ребенке, меняются взгля­ды на воспитание и развитие детей с учетом современ­ных реалий, появились некоторые негативные явления, с которыми не считаться нельзя.

Воспитывать детей сегодня трудно еще и потому, что труднее их изучать: «водораздел поколений»-возрос не только из-за разного возрастного видения мира (как было всегда), но и из-за того, что у сегодняшних «отцов и де­тей» резко, а порой диаметрально противоположны цен­ностные ориентации -- политические, экономические,-культурологические, социальные, бытовые, личностно-психологические. Но не только это. Живущие в современ­ных реалиях дети (подростки, юношество) отличаются

364 Глава VI. Организация воспитательного процесса ]*_ школе

еще и своей закрытостью от мира взрослых: у них своя субкультура, в которой они живут и куда не хотят нико­го пускать, особенно родителей и педагогов. И, видимо, в качестве защиты, имеют две маски: дома и в школе. На глазах родителей и педагогов они одни (живут и действу­ют по принципу «как надо» — они это хорошо знают), а наедине с собой и в кругу «приятных» сверстников — они

другие.

Не будем голословны: покажем на примере из жизни. Студентка-первокурсница, выпускница иедкласса, отлич­ница, общественница, любимица педагогов и, видимо, родителей доверительно дает для прочтения уважаемому педагогу свой необычный дневник -- записную книжку «Переписка друзей». Из нее видна вся эта «другая», скры­тая от взрослых жизнь. Там есть все, от чего как родите­ли, так и педагоги могут впасть в состояние шока. При­ведем некоторые выдержки из сопроводительного пись­ма преподавателю:

«...Какими целями я была движима, давая Вам наши записи? Ну как это лучше выразить... Вы -- школьный учитель, сталкивались с самыми разными подростковы­ми проявлениями. Может быть, я, тайная поклонница на­туралистического образования и воспитания, лишний раз окунаю Вас в мир отношений нас, тинейджеров, друг с другом, чтобы посмотреть, как Вы отнесетесь к нам, на­шей сущности, нашим проблемам? Может быть. Вы так уверенно говорили о том, что Вас ничем не испугать -

неужели?

Вы спросите: а что же страшного в том, что там есть?

Знаете, как Борис Моисеев определяет проблему на­шего времени? Нет? Онанизм, вот как. Буквально: никто не нужен. Сидит на какой-нибудь дискотеке такое суще­ство в углу, ни в ком не нуждается, пусто все, ничего нет. Нирвана, блин. Вечный кайф. И вот такое наше об­щение — попытка спасения от этого, последняя зацепка друг за друга. Последняя — потому что последний школь­ный год. Нужно успеть.

Успели ли? Не знаю, сейчас столько всего происхо­дит. Хочу надеяться, что да. Кто-то потерян. А кто-то нет. Скажете: Господи, да все через этот стресс потери при­вычной обстановки проходят; привыкните, обживетесь,

6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса 365

сдружитесь, в институте обычно друзей -находят. Но: ЧУМА XXI века — ОНАНИЗМ. Мы все такие — понимаете? Это данность — равнодушие.

Да, уходим мы от этого не лучшими способами. Но мы такие. Лучше смешение эмоций, путаница, чем пол­ное отсутствие их, как у меня, например. Я не извиня­лась за мат: это не желание приукрасить речь, это отно­шение к жизни.

Вряд ли я открыла для Вас Америку... Думаю, Вы зна­ете это не хуже меня, но немножко под другим углом зрения. Так вот: если не знаете — знайте, а если знаете -это иллюстрация рассказа на тему «Мир глазами подрост­ка», или уж я не знаю...

Ну, не только так. Это и картина становления челове­ка в этом мире, и описание форм отношений, и просто детская философия... Впрочем, зачем я Вам все это рас­сказываю, Вы это и так видите. И вообще, не верьте тому, что я говорю о мотивах доверия Вам сей рукописи: нуж­но было — вот и дала, а уж как Вы все воспримите — Ваше дело.

Просто хотелось кое-что объяснить. Надеюсь, что не зря».

Вот такое письмо. Грустно, больно, неожиданно, труд­нодоступно и непонятно, неверно — клевета, мол, на всех детей... Разная гамма чувств у думающего воспитателя. Но как же мудрый совет: «знать, что воспитывать»? И это так. Но как «знать»?

После приведенного письма трудно писать параграф о методике изучения детей. Трудно, потому что официаль­ные методики исследования должны быть положены на тонкое педагогическое мастерство, мудрую тактику, обще­ния с детьми и молодежью, на гуманное отношение к воспитанникам и принятие их такими, какие они есть. Чтобы оказывая педагогическую поддержку, помочь взрос­леющему человеку преодолеть трудные «болезни роста».

«ПАКЕТ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИК»

В арсенале современного школьного педагога богатые и разнообразные ме­тодики научного исследования — пе­дагогические, психологические, социологические, этичес­кие... В последнее время они стали доступны, особенно с введением в школу психологической службы. И воспита-


366 Глава VI. Организация воспитательного _проиесса в_школе

тель (классный руководитель) должен их осваивать, мак­симально приспосабливая к условиям реального воспи­тательного процесса; выбирая те или иные методики в зависимости от цели изучения учащихся, классного кол­лектива, хода и результативности воспитательного про­цесса (изучение их при первоначальном знакомстве, про­веряя эффективность использованных средств и методов воспитания, подводя итоги за определенный период вре­мени...); группируя их по своему усмотрению; «вплетая» в ткань учебно-воспитательного процесса, превращая из методов изучения в методы воспитательного воздействия... Таким образом, у каждого школьного педагога скапли­вается собственный набор — «пакет школьный методик»изучения и воспитания учащихся, ученического коллек­тива и учебно-воспитательного процесса.

Есть целый ряд условий, которые необходимо выпол­нять: «скрытые» педагогические цели и задачи, необхо­димость полученных результатов для конкретных реаль­ных дел (классных часов, дискуссий, пресс-конференций, творческих вечеров, уроков человековедения, практику­мов по самовоспитанию...); отсутствие педагогического «давления», создание ситуаций и обстановки, распола­гающей учащихся к «свободному выбору» (умозритель­ному, эмоциональному, поведенческо-деятельностному); создание условий взаимного влияния учащихся друг на друга; повторяемость отдельных методик (для сравнения результатов, выявления тенденций развития); право на анонимность или работу цод псевдонимом; соблюдение высокой степени педагогического такта, смысл которо­го—в принципе «Не навреди!» И еще одно, самое главное условие, методическое правило, выраженное еще А.С. Ма­каренко: «Знание воспитанника должно прийти к воспи­тателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной по­мощи ему(подчеркнуто нами. — Л.М.) ...Каждое узнава­ние чего-либо нового о воспитаннике немедленно долж­но претворяться в практическое действие». Приведем здесь некоторые примерывозможного использования различ­ных методик.

Это прежде всего целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школь-

6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса

ников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности, качествах личности и т.д.: наблюдение(целенаправленное, с фиксацией коли­чественных характеристик в тетради классного руково­дителя), беседа(с постановкой цели -- как изучения, так и воспитательного воздействия); опросники, интер­вью, анкеты, тесты(цель их — не только выявление оп­ределенных качеств личности, общественного мнения и отношений учащихся к чему-либо, но и сбор содержа­тельного материала для различных форм воспитательной работы, а также для выявления индивидуального свое­образия каждого воспитанника). К примеру, простейший опрос на тему «Что .я люблю и что я ненавижу» позво­лит классному руководителю увидеть своеобразие внут­реннего мира и душевного состояния учащихся, их «не­похожесть» и определить характер индивидуального воз­действия.

Прекрасным подспорьем для изучения детей и инди­видуального и дифференцированного подхода могут стать самые разнообразные тесты. Школьники их любят, с удо­вольствием принимают участие в тестировании. К при­меру, тест «Кто я»* дает возможность учащимся (и педа­гогу) изучить себя по восьми параметрам: экстраверт-интраверт, циклотомик-шизотомик, соматоник-церебро-тоник-висцеротоиик, сила «Я» — слабость «Я» (степень эмоциональной устойчивости), общительность — лидер­ство — конформизм, женственность — мужественность, лживость — правдивость (корректурная шкала). Есть тес­ты, которые предполагают не только воздействие, но и выработку определенной стратегии и тактики самовоспи­тания, содержат целую систему упражнений для самосто­ятельного психологического и педагогического тренинга. Например, тест «Стратегический, оперативный и такти­ческий жизненный анализ»** и тест «Что Вы за пти­ца?»***, содержащий рекомендации-упражнения для раз­личных типов характеров по развитию позитивных качеств

* В кн.: Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1994. ** В кн.: Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М., 1992.

*** В кн.: Козлов И.И. Как относиться к себе и людям (Практическая психология на каждый день). М., 1992.

368 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

и устранению негативных. Есть специальные подборки

тестов для школьников*.

Хороший материал для изучения индивидуальности

учащихся и включения их в воспитательный процесс

классному руководителю дают следующие методики:

>* недописанного тезиса(предложения, рассказа, сочине­ния...). Например, «Хорошая жизнь — это ...», «Прин­ципиальный человек всегда...», «Чтобы иметь друзей, надо...», «Нельзя позволять унижать себя, ибо...», «Ког­да я вижу недостатки человека, то я...», «Я не согла­сен с тем, что говорят, будто...» и др.;

>• «тезис и мнение по нему».Например, «Гордый человек - это всегда скромный человек», «Чтобы воспитать счастливого человека, надо «приготовлять его не для счастья, а к труду жизни» (К.Д. Ушинский), «Горе -учитель мудрых» и др.;

з* «альтернативный тезис»типа «Дисциплина — это сво­бода. Дисциплина — это неволя»; «Друзей должна быть очень много. Друзей должно быть мало (один-два), но верных»; «Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга» и др.;

>• «метод ранжирования»(расстановки в порядке очеред­ности по степени личностной значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, веселый, гуманный, целеустремленный, здоровый, великодуш­ный, красивый, мужественный и т.д.;

>~ «цветограмма»(раскрашивание дней недели, часов дня... соответственно настроению, душевному состоянию человека), позволяет воспитателю, классному руково­дителю не только знать, но и корректировать с помо­щью определенных воспитательных воздействий эмо­циональное состояние своих воспитанников;

>• «метод обобщения независимых характеристик»позво­ляет «высветить» разносторонние «грани» личности воспитанников, когда их характеризуют разные люди -родители, сверстники (активисты, друзья, любящие и неуважающие их одноклассники), учителя, просто зна-

* Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В.Орлова. Киев,

1996.

6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса 369

комые люди. С использованием этого метода нередко происходит как бы «акт открытия человека». Недаром еще Лихтенберг высказал интересную мысль: «Посто­янно оказывается, что так называемые «дурные люди» от более основательного их изучения выигрывают, а «хорошие» — теряют»;

>• «социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе»позволяет классному руково­дителю, периодически повторяя его (как минимум два раза в год), узнать многое о классе в целом и о каж­дом ученике: кто из учащихся лидер, «звезда», пред­почитаемые, принятые, изолированные («изгои»); кто кого предпочитает в свободном выборе; каковы отно­шения между девочками и мальчиками; каковы у кого выборы вне классного коллектива; какие группировки в классе и каковы их взаимоотношения; сколь спло-г ченным является коллектив; каков его воспитательный потенциал (в зависимости от того, кто в лидерах и предпочитаемых); как лучше строить в классе отноше­ния «ответственной зависимости»; как распределять от­ветственность за определенные поручения; как комп­лектовать группы для выполнения определенных класс­ных дел; как организовать группы взаимопомощи; как рациональнее рассадить учащихся в классе для учеб­ной работы. И многие-многие другие вопросы. Возможно использование специальных психологичес­ких, педагогических, этических игрдля изучения и вос­питания учащихся. Например, этическое «буриме», «дру­жеские объявления» («Я... ищу друга, который был бы...»), игра «Я подарю тебе... потому что...» (по цепочке прохо­дят все учащиеся класса) и др.

ИДЕИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОПЫТНО-ЭКСПЕРИ­МЕНТАЛЬНОГО

Вся система учебно-воспитательной работы школьного педагога может быть организована как опытно-экс­периментальная.Разумеется, если пе­дагог относится к своей работе твор­чески, занимая позицию учителя-ис­следователя. При этом в основу такого подхода должны быть положены некоторые идеи, реализация которых обязательна:

1

370 Глава У]. Организация воспитательного процесса в школе

>- определение, констатация проблемы, цели, объекта, предмета исследования, постановки задач (все в двух аспектах -- теоретическом и практическом, т.е. кон­кретном содержании и методике воспитательного про­цесса с классом и отдельными учащимися; при этом доведение до сознания учащихся сути вводимой по-новому деятельности);

>• изучение состояния проблемы в психолого-педагоги­ческой теории, в опыте коллег, в школьной практике;

>• организация на основе этого всей воспитательной и исследовательской работы; внедрение результатов в практику воспитания, изучение их эффективности и корректировка всего воспитательного процесса;

>- фиксация хода и результатов, с одной стороны, в тет­ради классного руководителя (ход и результаты вос­питательного процесса) и оформление научно-иссле­довательских результатов (в научных докладах, статьях, выступлениях на педсоветах и педагогических чтени­ях, в научно-методических материалах для школьного методкабинета, в статьях для педагогических газет и журналов, в диссертациях на соискание ученой степе­ни кандидата и доктора педагогических наук).

ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ НАУЧ­НО-МЕТОДИЧЕС­КОЙ РАБОТЫ

Приведем здесь примеры некоторых проблем в качестве проблем опытно-экспериментальной работы, осуще­ствляемой в ходе воспитательной ра­боты. Проблемы могут стать научно-методической темой всего школьного педагогического коллектива, работа над которой осуществляется всеми педагогами (у каждого свой аспект) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной (или научно-методической) работе:

О система воспитательной работы классного руководи­теля (воспитателя) в современных условиях; О духовное развитие школьников в учебно-воспитатель­ной работе; О личностная ориентированность учебно-воспитательного

процесса школы.

О инструментовка воспитательного процесса как процесса самопознания и самовоспитания учащихся;

6.2. Основы_методики изучения воспитательного процесса 371

О корректировка индивидуального пути развития лично­сти школьника в условиях учебно-воспитательного про­цесса;

О самоактуализация воспитателя и воспитанника (ков) в едином процессе жизнедеятельности и воспитания;

О использование воспитательного потенциала современ­ного детского движения и детско-юношеских органи­заций;

О новые возможности воспитания учащихся в процессе обучения в современной школе;

О формы и методы использования воспитательного по­тенциала учреждений дополнительного образования;

О социокультурная среда школы и процесс воспитания в школе;

О неформальные объединения, молодежная субкультура и процесс школьного образования;

О психолого-педагогические и методические проблемы школьного самоуправления, их решение в реальной школьной практике;

О уровень обученности "и уровень воспитанности: срав­нительный анализ, проблемы и их разрешение;

О динамика изучения и развития уровня воспитанности школьников с 1-го по 11-й класс;

О педагогический мониторинг и повышение качества вос­питания в современной школе;

О эффективность воспитания в различных типах авторс­ких школ (конкретно — по выбору);

О стимулирование здорового образа жизни как основа воспитательного процесса;

О творческая индивидуальность школьного педагога и воспитательный процесс;

О явление «сопротивления воспитанию» в педагогичес­ком процессе современной школы и его преодоление;

О развитие личности школьника в системе работы шко­лы (класса) по... (и далее указание проблемы, профи­ля школы или класса: например, по «Эстетическому воспитанию», «Организации туристко-экскурсионной работы», «Приобщению детей к театральной деятель­ности», «Экологическому воспитанию», «Приобщению школьников к ТРИЗу — творческому решению изоб­ретательских задач» и др.);


372_ Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

О система воспитательной работы с классом на основе курса «Человековедение» (9— П-е классы). Возможно и множество других проблем, определяе­мых как интересами школьных педагогов, так и необ­ходимостью организации учебно-воспитательного про­цесса.

ГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

С научно-педагогической точки зре­ния, таким образом, одной из сто­рон деятельности воспитателя явля­ется гностическая деятельность, т.е. проверка и оценка результатов педа­гогического процесса, анализ его хода и эффективности, учет этого анализа в дальнейшем по­строении воспитательного процесса.

В последнее время в теории и методике воспитания стали использовать понятие «педагогический монито­ринг» в связи с гностической деятельностью воспита­теля.

Под понятием «педагогический мониторинг» пони­маются «диагностика*, оценка и прогнозирование пе­дагогического процесса; отслеживание его хода, резуль­татов, перспектив развития»**.

Педагогический мониторинг, таким образом, как бы пронизывает всю деятельность педагога в воспитатель­ном процессе. «Планируя свою работу, педагог создает замысел, проект, прообраз педагогического процесса, который он организует, и вносит коррективы в свой проект, отслеживая его реализацию на практике. В оп­ределенный момент появляется необходимость подвес­ти итоги, проверить результаты, сопоставить «замы­сел» с реализацией, сравнить достигнутое сейчас и ра­нее. Проанализировав результаты, педагог строит новые планы, привлекает новые средства, продумывает новые варианты взаимодействия с воспитанниками»***. Такова методика педагогического мониторинга.

* Педагогическая диагностика (греч. — способность распознавать) — проиесс постановки диагноза, установление уровня воспитанности, об­разованности и развития детей и подростков.

** Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 258.

*** Стефановская Т.А. Там же. С. 334—335.

6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Изучениевоспитанников: трудности и проблемы в совре­
менных условиях.

2. Научно-педагогические методики исследования и «пакет
школьных методик» воспитателя-практика: в чем сходство
и в чем различие?

3. Какие условия и методические правила должен соблюдать
воспитатель, изучая детей, чтобы они не чувствовали себя
«подопытными кроликами»?

4. Можно ли и как измерить уровень воспитанности детей,? А
взрослых? Как его показатели использовать в воспитатель­
ном процессе?

5. Что такое «педагогический мониторинг»? Как его исполь­
зовать для повышения качества воспитания?

Рекомендуемаялитература

Голубев И.К., Битинас Б.Л. Введение в диагностику воспи­тания. М., 1989.

Коротов В.М. Педагогическая диагностика и учет // Кн. Вве­дение в педагогику. М., 1999. С. 175—179.

Кочетов А. И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996.

Маленкова Л.И. Человековедение. Из методических матери­алов разд. 8 и 9. М., 2000.

Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Коче-това, Я.Л. Коломинского, Н.Н. Верцинской и др. Минск, 1987.

Практическая диагностика результате воспитания: опыт от­бора педагогических методик. М., 1996.

Психологическая мозаика. Наблюдения, эксперименты, те­сты / Сост. С.С. Степанов. М., 1996.

Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В. Орло­ва. Киев, 1996.

Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащих­ся. М., 1990.

Сергеев В.П. Методика изучения личности школьника // Кн. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 4.

Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогичес­кую деятельность. М., 2000.

Стефановская Т.А. Педагогика: Наук и искусство. М., 1998. С. 258-281,334-335.

Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Капяунович И.Я. Изучение лич­ности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.



374 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М., 1990.

Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М., 1992.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М., 2001.

Методика и техника планирования воспитательной работы

В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана.

Д. И. Менделеев

ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК ПОТРЕБНОСТЬ

Всем воспитателям хорошо известна мысль Макаренко о «программе че­ловеческой личности и коллектива», и его теория и практика, «перспек­тив завтрашней радости» - - «близ­кой, средней и дальней». К сожалению, мысли эти не ста­ли потребностьюсовременного педагога-практика.

Тем не менее одной из функций школьного педагога (воспитателя в любом статусе) является проектировоч­ная деятельность, которая предполагает определение це­ли, задач, содержания педагогического процесса, замысла его протекания. Все это отражается в проекте -- плане воспитательной работы. План — это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, пос­ледовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, других взрослых).

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Таким образом, планирование воспи­тательной работы — это педагогическое моделирование деятельности воспитате­ля, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов:О целеустремленность, систематичность (воспитательный

процесс как система);

О конкретность (конкретные дела, направленные на ре­ализацию цели);

О оптимистичность (наилучший вариант организации, жизнедеятельности);


6.3. Планирование воспитательной работы

О диалогичностъ (учет мнения всех, взаимодействие);

О индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для самоактуализации);

О научность (в основе научное понимание процесса вос­питания, всех его компонентов);

О непрерывность, преемственность и последовательность;

О разнообразие содержания, форм и методов;

О оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

О единство педагогического руководства и активности воспитанников;

О реальность, учет возрастных и индивидуальных особен­ностей, учащихся, уровня их подготовленности и ус­ловий жизни;

О связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее;

О гибкость плана.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ПЛАН

Планирование позволяетклассному

руководителю:

О четко осознать цель, стратегичес-

кие и тактические задачи воспитания;

О предварительно изучить классный коллектив, отдель­ных учащихся, состояние учебно-воспитательного про­цесса в классе, окружающие условия;

О целенаправленно отобрать содержание и средства, орга­низационные формы воспитательной работы;

О проектировать результаты своей деятельности, плани­руя и корректируя поступательное движение в разви­тии коллектива и личности каждого учащегося;

О и, что немаловажно, видеть перспективы своего соб­ственного самосовершенствования — общечеловечес­кого и педагогического. Все это приводит к чувству глубокого удовлетворения

и учащихся, и педагогов.

ОШИБКИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ

Наиболее распространенные ошибки при планировании работы, допускае­мые в практике классных руководи­телей;

О отсутствие четко определенной цели, конкретных стра­тегических задач воспитания, основанных на глубоко



376 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

научном знании детей и сложившейся психолого-пе­дагогической ситуации;

О традиционное ожидание указаний, рекомендаций, пред* писаний, конкретных разработок «мероприятий» свы­ше и, как следствие, безынициативность классного ру­ководителя;

О примитивизм планирования (план-отписка, содержа­щий какой-то, часто случайный, перечень дел);

О неумение (а порой невидение необходимости) привле­чения детей к планированию;

О неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как де­тей, так и педагога (типа: «провести диспут», «рабо­тать над нравственным воспитанием детей», «устроить «огонек» или «поход по местам боевой славы», и т.п.).

КАК СОЗДАЕТСЯ ПЛАН ВОСПИТА­ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Что же предшествует планированию воспитательной работы воспитателя, классного руководителя?

Во-первых, ознакомлениес госу­дарственными документами, определяющими задачи шко­лы и воспитания на современном этапе; изучение инст­руктивно-методических материалов министерства образо­вания и местных органов управления образованием; изучение психолого-педагогической и методической ли­тературы по актуальным проблемам воспитания и по ме­тодике и технике планирования воспитательной работы. Во-вторых, определенные цели и задачина основе воз­раста детей, уровня развития классного коллектива, ус­ловий воспитания (возможностей города или села, кон­кретного региона, специфики школы, возможностей пе­дагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений...), личностного потенциала самого классного руководителя (!). К примеру, в услови­ях Москвы может быть сформулирована такая цель:«Сти­мулирование духовного развития старшеклассников (9-И-и класс) через приобщение к большой культуре». На основании цели — определенная группа стратегичес­ких задач:

1. Организация внеурочной интеллектуально-познаватель­ной деятельности учащихся.


6.3. Планирование воспитательной работы

2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка
собственной программы оздоровления.

3. Приобщение учащихся к культуре.

4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональ­
ной ориентации и самоопределении, в процессе са­
моподготовки к избранной профессии.

5. Создание и развитие ученического коллектива, орга­
низация и стимулирование деятельности классного со-
управления и самоуправления.

6. Воспитание культуры общения, создание опыта куль­
турного проведения досуга в свободно выбранных ви­
дах деятельности и общения.

Могут быть и другие задачи.

В-третьих, ознакомление с перспективным планом воспитания школы, отдельных детских и взрослых объе­динений; изучение опыта лучших классных руководите­лей; обсуждение перспективных дел с педагогами, рабо­тающими с классом, с родителями, работниками учреж­дений дополнительного образования...

В-четвертых, планированию воспитательной работы должно предшествовать изучениедетей и классного кол­лектива.

В-пятых, привлечение учащихсяк планированию. В са­мых разный формах: классный час «Перспективы нашей жизни» (предложение — «продажа идей» классным руко­водителем; рассказ о наиболее интересных делах, кото­рые можно провести; письменных опрос учащихся...), ящик или конверт предложений, опросник, «мозговой штурм», идеи и предложения.

В практике школ накоплен интересный опыт исполь­зования ролевых, деятельностных игр при планировании воспитательной работы и анализе хода выполнения пла­на. Например, игры: «Лидер» (Л.Н. Григорьева), «Мы -коллектив? Мы — коллектив... Мы — коллектив!» (М.Г. Ка­закина), «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)*и др.

В-шестых, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат.

* Эти и другие игры описаны в кн.: Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. Гл. 3.

378 _ Глава VI. Организация воспитательного процесса пшколе

В-седьмых, выявление необходимых для углубленного изучения всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и т.д.

Могут быть добавлены еще дела, обусловленные про­филем школы и класса. Из всего этого и составляется пе­речень основных дел на четверть, полугодие, год. Они-то и будут положены в основу перспективного плана. Все эти предварительные наметки обсуждаются и принимаются (либо не принимаются) на общем собрании коллектива класса.

ВИДЫ ПЛАНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В современной школе используются, как правило, такие виды планов:

1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых (кружка, секции, клу­ба, детской общественной организации, методобъеди-нения классных руководителей и учителей-предметни­ков, групп продленного дня и т.д.)

2. Перспективный, календарный и перспективно-кален­
дарный.

3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неде­
лю.

4. План работы школы, класса, клуба, группы детей и
взрослых по какому-либо направлению, специальной
программе, по реализации определенных задач и ре­
шению актуальных проблем школы.

5. План воспитательного мероприятия (общешкольного,
классного, группового).

6. План работы по развитию индивидуальности учащихся
(А.С. Макаренко: «программа человеческой личности»).
Общешкольный план воспитательной работы, как пра­
вило, включает в себя:

О анализ результатов воспитательной работы за преды­дущий период времени;

О цель, стратегические и тактические задачи на будущее;

О научно-методическую тему исследовательской работы педагогического коллектива;

О инструктивную и научно-методическую работу с пе­дагогами;


6.3. Планирование воспитательной работы

О общешкольные дела (коллективная творческая деятель­ность);

О работу с научными кадрами, постоянными и времен­ными творческим группами педагогов и детей;

О работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами учени­ческого самоуправления и т.п.;

О совместную деятельность с учреждениями культуры, науки, образования, здравоохранения, правовыми орга­нами, общественными организациями и т.д.;

О работу по традиционным и инновационным направ­лениям;

О вопросы, выносимые на педагогические советы, со­вещания при директоре, административные и педаго­гические консилиумы, родительские и ученические со­брания и т.п.;

О деятельность в рамках принятых воспитательных про­грамм и проектов;

О перечень возможных дел в классных коллективах, твор­ческих объединениях, клубах, объединениях дополни­тельного образования (рекомендуемая система класс­ных часов, тематика экскурсий, поездок, встреч, ре­пертуар театральных постановок и т.д.).

ПЛАНКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЯ

Структура перспективного плана класс­ного руководителя может быть при­мерно такой.

1. Анализ результатов воспитания за предыдущий период времени (год, четверть, месяц...).

2. Цель и задачи (стратегические).

3. Краткая характеристика класса (количественный состав
и качественная характеристика состава учащихся и ро­
дителей; уровень развития коллектива; актив и его ра­
ботоспособность; лидеры: краткая характеристика; не­
формальные группы и их особенности; традиции, кол­
лективные привычки; учащиеся, требующие особого
внимания, и т.д.).

4. Организация жизнедеятельности детей:

а) работа по созданию и развитию воспитывающей сре­ды (ученического коллектива, работа с малым педа­гогическим коллективом, взаимодействие с внешколь-


380 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

ными детскими учреждениями, работа с семьями уча*-щихся, создание воспитывающей предметной среды);

б) организация коллективной творческой деятельнос­
ти детей;

в) дифференцированная работа с группами учащих­
ся; реализация личностно-ориентированного подхода
к воспитанию;

г) стимулирование здорового образа жизни педагога и
воспитанников как основа воспитания;

д) выполнение обязательных функциональных обязан­
ностей воспитателя, классного руководителя (ведение
личных дел учащихся, классного журнала, ученичес­
ких дневников, написание характеристик, справок и
т.д.).

5. Методическая работа воспитателя с классом, группой:

а) изучение учащихся, классного коллектива и учеб­
но-воспитательного процесса;

б) работа с малым педагогическим коллективом;

в) научно-методическая работа классного руководите­
ля, воспитателя.

6. Предполагаемые результаты, их анализ и внедрение в
практику дальнейшей воспитательной работы.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

В современной школе возможны и име­ют место разные системы планиро­вания воспитательной работы школы и класса (группы). Это зависит от того основания, по которому определяются содержание и струк­тура плана. Приведем некоторые примеры.

Если классный руководитель строит свою воспитатель-'ную работу на основе системно-ролевого подхода, то в пла­не могу быть такие разделы (ВТ. Кабуш): «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и мое Я».

Для наиболее целенаправленной работы по поддерж­ке самопознания и самостроительства личности ребенка О.С.Газман и его коллеги предложили педагогам разра­батывать целевые программы: «Учение», «Общение», «До­суг», «Образ жизни», «Здоровье».

В школе-гимназии № 1504 г.Москвы (директор Н.А. Ша-рай) схема планирования такова: срок; цель; ключевые

6.3. Планирование воспитательной работы

дела; необходимая деятельность в компонентах воспита­тельной системы: уроки, классные дела, дела объедине­ний дополнительного образования, семьи учащихся, ос­военная среда микрорайона, города; средства массовых информации.

ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-СЕТКА

В практике нашей работы родилась и была апробирована идея перспектив­но-календарного планирования,в ко­торой могут быть реализованы дос­тоинства и перспективного, и календарного планов.

Мы рекомендуем в тетради классного руководителя отвести специальный раздел «Планирование воспитатель­ной работы», в котором есть специальные странички: >• Цель воспитательной работы с классом на год, стра­тегические и тактические задачи;

>• Результаты изучения классного коллектива и отдель­ных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различ­ные опросники, ролевые игры, фиксация участия де­тей в делах класса и школы, интересы и склонности, занятия вне школы, предположения по плану работы и т.д.);

>• Главный раздел — это сам ПЛАН, который имеет та­кой вид (см. с. 382).

Методические основы работы с конспективно-кален­дарным планом:

>• На план отводится 10 страниц — по количеству меся­цев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз).

>• Все дела, запланированные классным руководителем, вписываются в перспективный календарь-сетку. При­чем, отдаленные во времени дела можно писать ка­рандашом (возможность перенесения или непроведе­ния). Дела, которые являются прерогативой детского актива, выделяются цветом, таким образом видны де­ятельность детей и методическая работа учителя. >~ В работе с таким планом отпадает необходимость со­ставления и написания отчета (экономия времени пе­дагога!): в самом плане другим цветом отмечается вы­полнение дел, невыполненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальней-


382 Глава VI. Организация воспитате; ~~-\_ КАЛЕНДАРНЫЕ СРОКИ ьного процесса в школе СЕНТЯБРЬ
^^-^^^ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛА  
  1-я 2-я 3-я 4-я
СОДЕРЖАНИЕ НЕ- НЕ- НЕ- НЕ-
ПЛАНИРОВАНИЯ ^~^-^^^ ДЕЛЯ ДЕЛЯ ДЕЛЯ ДЕЛЯ
1. Организаци- 1. Воспитательно-орга-        
онная работа низационные задачи        
2. Содержание «лятнад-        
цатиминуток» классно-        
го руководителя актива        
(в течение недели)        
2. Организация 1. Познавательная дея-        
коллективной тельность        
творчеекой де- , ятельности ' Ценностно-ориенти-        
учащихся ровочная деятельность        
3. Трудовая деятельность        
4. Общественно-полез-        
ная деятельность        
5. Художественная дея-        
тельность        
6. Физкультурно-спортив-        
ная деятельность        
7. Деятельность свобод-        
ного общения   -    
8. Деятельность по про-        
филю класса        
3. Методичес- 1. Изучение учащихся,        
кая работа классного коллектива,        
хода учебно-воспитатель-        
ного процесса        
2. Дифференцированный   ^    
и индивидуальный под-        
ход к учащимся        
3. Взаимодействие с ма-        
лым педагогическим кол-        
лективом        
4. Работа с родителями        

6.3. Планирование воспитательной работы

шем нецелесообразно. В конце года проводится педа­гогический анализ.

Таким образом, достоинства перспективно-календар­ного планирования можно выразить очень кратко: соче­тание идей и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план-потребность, а не план-«отпис-ка», наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени классного руководите­ля... Воспитание при этом становится процессом легким, приятным и управляемым.

Вопросыдля самопроверки и размышления

1. В чем заключается проектировочная (прогностическая) фун­
кция педагога-воспитателя? Как она способствует повыше­
нию эффективности воспитания?

2. Какие теоретические основы (идеи, концепции) необхо­
димо положить в основу планирования воспитательной ра­
боты, чтобы воспитание было успешным?

3. Что предшествует планированию воспитательной работы?
Попробуйте предложить свои идеи.

4. Виды планов воспитательной работы, их обоснованность и
эффективность. Предложите, если возможно, альтернатив­
ные модели планов.

Рекомендуемая литература

Байбародова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998.

Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образователь­ных учреждениях. Ярославль, 1995.

Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной шко­лы. М., 1999. Гл. V.

Караковский В.А, Воспитательная система школы: педаго­гические идеи и опыт формирования. М., 1991.

Корортов В.М. Педагогическое проектирование // Кн. Вве­дение в педагогику. М., 1999.

Маленкова Л.И. Зачем классному руководителю план вос­питательной работы // Народное образование. 1998. № 9—10.

Планирование воспитательной работы в классе. Методичес­кое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и орга­низация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 5.


Глава VI.Организация воспитательного процесса в школе

Советы педагогу-воспитателю / Сост. Л Л.Байкова и др. Ря­зань, 1998.

Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. М., 1998. Раздел «Проектировочная деятельность».

Шили на З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.

Щуркова Н.Е. Программа и план // Кн. Классное руковод­ство: теория, методика, технология. М., 1999.

Наши рекомендации