Приемы использования наглядно-дидактических пособий в период обучения грамоте (из опыта работы)
1. Приемы работы с «лентой букв». (на уроках чтения)
На этапе повторения пройденного:
1) Ежедневное хоровое и индивидуальное проговаривание букв и звуков с опорой на «ленту букв» по плану:
- прочитайте гласные буквы (чтение парами: а – я, …);
- прочитайте гласные, обозначающие мягкость (твердость) согласного звука;
- прочитайте гласные буквы, которые обозначают два звука;
- прочитайте согласные буквы (в порядке следования на «ленте букв», парные прочитываются парами);
- прочитайте парные согласные (называется пара звуков [б] - [б,] );
- прочитайте непарные звонкие (глухие) согласные;
- назовите согласные, которые являются всегда мягкими (твердыми);
- какие буквы звуков не имеют? Для чего используется мягкий знак?
Для индивидуального опроса используются задания выборочно.
2) Характеристика отдельных букв с опорой на «ленту букв»:
- гласная – согласная;
- гласная: назвать звук; обозначает мягкость – твердость; может обозначать два звука в начале слова и после гласных;
- согласная: назвать правильно букву; назвать пару звуков по глухости – мягкости (если есть); парный – непарный, звонкий – глухой, назвать пару по звонкости – глухости (для парных).
Выбор букв для характеристики определяется исходя из темы урока (для характеристики берутся буквы, сходные по характеристикам с изучаемыми на данном уроке).
На этапе изучения нового материала:
1. Определение места буквы на «ленте букв».
2. Характеристика звуков, которые обозначаются данной буквой.
3. Найти буквы, которые имеют похожие характеристики: обозначают два звука, непарные по глухости, обозначают мягкость согласного, …
На этапе закрепления и обобщения:
1. Игра «Что изменилось?» Дети закрывают глаза. Учитель меняет некоторые буквы на «ленте букв» местами. Вопрос: какие буквы стоят не на своих местах? Докажите.
2. Игра «Отгадайте букву»:
1 вариант: Учитель дает характеристику букве: «Эта буква обозначает мягкость согласного, но не является гласной». Ученики называют букву.
2 вариант: К доске вызывается ученик, который встает к доске спиной. Учитель показывает молча букву. Характеристику дают дети. Вызванный к доске ученик должен назвать или показать букву.
2. Приемы работы со «слоговой таблицей»: (на уроках чтения)
1. Хоровое, индивидуальное чтение, чтение «по цепочке» слоговой таблицы:
- чтение с опорой на согласную (на, но, ну, ны, ни);
- чтение с опорой на гласную (на, са, та, ра, …);
2. Дополнение слогов до слов;
3. Чтение слогов со вставкой пропущенных в ряду.
3. Приемы работы с таблицей «Алфавит»: (на уроках письма)
1. Хоровое, индивидуальное чтение, чтение «по цепочке» изученных письменных букв в алфавитном порядке; чтение только гласных; чтение согласных.
2. Назовите буквы, общим элементом которых является «овал».
3. Сравнения написания букв.
4. Работа с конструктором (на уроке письма):
В состав конструктора входят элементы, из которых состоят буквы.
1. Какую букву можно написать, если соединить эти элементы?
2. В написании, каких букв есть этот элемент. Дополните его до буквы.
3. Постепенное наращивание (убавление) элементов. Например, мы берем палочку с закруглением внизу влево. Какую букву можем написать, если добавим еще один элемент? (Г) А теперь добавим еще один элемент, чтобы получилась новая буква. Какую букву напишем? Какой элемент для этого нужен? (П) Что нужно сделать, чтобы получить букву Т?
4. Найти лишнюю букву или элемент. Какая буква лишняя: л, а, ю, ф, б, д? Какой элемент объединяет остальные буквы? Какой мз предложенных элементов (к доске прикреплены несколько различных элементов) не используется в написании этих букв?
5. Дополнение элемента до буквы. Какую букву можно написать, если использовать овал? Дети называют букву, выходят к доске и дописывают букву.
Можно к 38.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой — решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.
Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.
При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности.