Продукт учебной деятельности
сз> структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики;
сг> внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах;
сэ> поведение субъекта, проявляющееся в потребности продолжать эту деятельность (интерес, включенность, позитивные эмоции) или нежелании, уклонении, избегании.
И |
Учебная деятельность направлена на самого обучаемого как ее субъекта в плане совершенствования, развития, формирования его личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им общественного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.
Проблемное обучение
Проблемное обучение— обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация— начальный момент мыслительного процесса обучающихся, осознанное затруднение, пути преодоления которого необходимо самостоятельно найти.
Проблемное задание (познавательная, поисковая задача)— задание, способ выполнения и результат которого учащимся заранее неизвестны, но уровень их подготовки позволяет самостоятельно найти способ его выполнения и получить ответ.
Уровни проблемного обучения
Уровень | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задачи уровня |
Проблемное изложение | Ставит проблему, выдвигает гипотезу, показывает путь ее доказательства, формулирует вывод | Мысленно следит за процессом творческого поиска и логикой доказательства | Формирование образца умственных действий в проблемной ситуации |
Частично-поисковый уровень | Конструирует общее задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает план поиска, консультирует и помогает в процессе реализации обучаемыми последующих поисковых этапов | Самостоятельно осуществляет последующие этапы поиска решения по составленному плану при корректирующей роли педагога | Формирование элементарных умений и навыков поисковой деятельности |
Исследовательский уровень | Объявляет тему, постепенно подводит к необходимости пройти весь путь поиска: постановка проблемы, решение, выводы | Самостоятельно формулирует проблему, находит ее решение, делает выводы | Формирование навыков исследовательской, творческой деятельности |
Поисковые умения
> Учитывать и соотносить все данные в условии задачи между собой и с
требованием задачи, выяснять их согласованность и противоречивость.
У Выявлять избыточные и недостающие данные.
> Соотносить шаги поиска решения между собой и с вопросом задачи.
> Доказывать каждый вывод.
5> Стремиться к исчерпыванию всех возможных доказательств и определятьих достаточность.
> Стремиться к исчерпыванию всех возможных выводов в соответствии с вопросом задачи.
> Проверять решение и его соответствие требованию задачи.
Программированное обучение
Программированное обучение— управляемое усвоение учебного материала, осуществляемое по специально составленной пошаговой обучающей программе, реализуемой с помощью обучающих устройств или программированных учебников.
Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации (кадров, файлов, шагов),, подаваемых в определенной логической последовательности.