Современный этап развития российских музеев

Первый музейный съезд, состоявшийся 1-5 декабря 1930 г. в Москве, закрепил основные тенденции развития музеев и стал важной вехой в истории музейного дела страны: начался новый этап музейного строительства, продолжавшийся до конца 1980-х гг. Принятые на съезде решения соответствовали духу времени. Музеям предписывалось создать отделы социалистического строительства, организовать краеведческие музеи в каждом районном центре, всемерно усилить массово-идеологическую работу. Призывы покончить с «вещевым фетишизмом» и отказаться от музеев-кунсткамер принижали значение подлинных памятников культуры. В целом последствия решений съезда были негативными. Лишь немногие из них были направлены на преодоление назревших проблем: в 1931 г. был создан журнал «Советский музей», в 1932 г. – Институт методов музейной и краеведческой работы, организованы курсы повышения квалификации музейных кадров.

В 1930-е гг. продолжался рост и реорганизация сети музеев, в структуре которой произошли значительные изменения. Особое внимание уделялось политико-просветительной работе с посетителями, проводилась массовая работа со школами. В то же время уровень научных исследований в музеях снизился. Ведущим методом экспозиционной работы на многие десятилетия стала тематическая экспозиция, главным критерием оценки экспозиционной деятельности – ее политическое содержание.

Музеям предписывалось отражать достижения социалистического строительства и преимущества социалистического образа жизни. Но они не обладали полноценными коллекциями по советской истории, и поэтому музейный предмет вытеснялся из экспозиций текстами, схемами, лозунгами.

Ряд известных музейных деятелей был необоснованно обвинен в контрреволюционной деятельности и репрессирован (Н.П.Анциферов, П.Д.Бара-новский, М.И.Смирнов, Ф.И.Шмит, Н.А. Шнеерсон, А.М.Эфрос и др.). Среди репрессированных оказались и ведущие докладчики, выступавшие на музейном съезде: редактор журнала «Советский музей» И. К. Луппол, директор образцового Истринского музея Н.А.Шнеерсон и др. Известны случаи массовых увольнений сотрудников центральных музейных учреждений. Кадровые чистки затронули и провинциальные музеи. Полную картину кадровых потерь еще предстоит воссоздать, но уже сейчас известно, что в результате репрессий погибли многие музейные работники.

И все-таки навыки музейной работы, передаваемые из поколения в поколение, а также определенные традиции, сложившиеся в этой области культурной деятельности, удалось сохранить. Без этого важного багажа оказалось бы невозможным сохранение музейных ценностей в годы войны и развитие музейного дела в послевоенный период.

Деятельность музеев в годы Великой Отечественной войны – трагическая и яркая страница истории музейного дела. Перед музеями вновь встала задача сохранения музейных собраний. Наиболее ценную часть коллекций музеев Архангельска, Ленинграда, Москвы, Новгорода, Пскова, Севастополя (всего 66 музеев) удалось эвакуировать в созданные в Казани, Перми, Свердловске и других городах хранилища. Государство и местные органы власти предприняли значительные усилия по сохранению культурных ценностей, прежде всего собраний центральных художественных музеев. Но все эти меры оказались бы не реализованными без профессионального и поистине героического труда самих музейных работников. Исчерпывающих данных о размерах ущерба, нанесенного музеям страны, нет. Работа по уточнению этих данных продолжалась и в 1990-е гг. Оккупанты целенаправленно уничтожали культурно-исторические памятники – и в ходе наземных операций, и во время воздушных налетов. Известно, что около 400 зданий музеев, оказавшихся на оккупированной территории, было разрушено, около 3 тыс. памятников архитектуры оказались поврежденными или полностью уничтоженными, свыше 100 000 ценных памятников вывезены за пределы страны. Этим процессом руководил созданный гитлеровским руководством «Главный штаб по изъятию и вывозу ценностей из оккупированных районов Востока».

Основные задачи послевоенного периода заключались в сохранении, расконсервации, восстановлении исторических памятников и их хранилищ. Опасность утраты музейных коллекций не исчезла, причиной чего стали катастрофическое материально-техническое состояние музейных зданий, недостаточное финансирование их деятельности, острая нехватка кадров. Часть районных музеев была закрыта. Начавшаяся в 1946 г. проверка фондов музейных учреждений подтвердила, что в результате поспешной эвакуации учетная документация музейных коллекций была частично повреждена или утрачена. Негативные результаты имели инсценированные сверху кампании и репрессии. Идеологическая позиция ряда крупных музеев была признана неверной, в связи с чем в 1948 г. были закрыты Государственный музей народов СССР и Музей нового западного искусства (Москва), а в 1952 ликвидированы Музей обороны Ленинграда и Государственный музей сельского хозяйства (Ленинград).

В 1945 г. музеи из ведения органов просвещения были переданы в ведение Комитета по делам культурно-просветительных учреждений Совнаркома (с марта 1946 г. – Совет Министров СССР). Так окончательно оформился перевод музеев в систему культурно-просветительных учреждений. Художественные музеи относились к компетенции Комитета по делам искусств при Совмине СССР. С 1953 г. в стране начало работу Министерство культуры РСФСР, в ведение которого вошли все типы музеев Российской Федерации. Такая система управления музеями, сложившаяся к концу 1950-х гг., в общих чертах действовала до конца 1980-х. Два постановления ЦК КПСС – «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (1964) и «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» (1982) – со всей определенностью включали музеи в систему идеологических учреждений.

В 1946 г. появился новый документ – «Примерная тематическая структура построения экспозиций краеведческих музеев», выдержанный в духе «Краткого курса ВКП (б)». С одной стороны, его можно рассматривать как пример отмеченной выше жесткой регламентации деятельности музеев, которая сковывала инициативу музейных работников. С другой стороны, он стал большим подспорьем для неквалифицированных кадров при создании новых экспозиций. В разработке типовых структур краеведческих музеев принимали участие крупные историки, что обеспечивало соответствие этих документов уровню исторического знания того периода.

В 1947 г. Управление музеев разработало «Инструкцию по учету музейных фондов», действовавшую до 1968 г., «Положение о составе основного фонда». Были введены инвентарные книги единого образца.

В ноябре 1948 г. состоялась расширенная сессия ученого совета Научно-исследовательского института краеведческой и музейной работы (ныне – Российский институт культурологии). Положительным итогом его работы явилось признание краеведческого музея государственным научно-исследовательским и культурно-просветительным учреждением и возвращение к пониманию необходимости научного планирования музейной сети.

Короткий период второй половины 1950-х – начала 1960-х гг. получил в истории отечественной культуры название «оттепель». Процессы демократизации, начавшиеся после смерти И.В.Сталина (1953), привели к оживлению музейной деятельности, краеведческой работы, туризма, возросло внимание к проблемам охраны природного и культурного наследия. В период подготовки к 40-летию Октябрьской революции (1957) был проведен Первый Всероссийский смотр музейной работы. Расширились культурные связи, сотрудничество и взаимопомощь российских и зарубежных музеев, чему способствовало вступление России в 1957 г. в Международный совет музеев (ИКОМ).

Восстановительные и реставрационные работы, проводившиеся в послевоенные годы в невиданных ранее масштабах (в Пскове, Новгороде, Смоленске, Витебске, Полоцке и других городах, а также в пригородах Ленинграда) привлекли внимание общественности к судьбе памятников; создавались новые технологии, что в дальнейшем вывело отечественное реставрационное дело на лидирующие позиции в мире. В 1958 г. появились первые музеи-заповедники, создание которых отразило возросший интерес к национальному культурному наследию. В I960-1980-е гг. возник так называемый «музейный бум», выразившийся в росте числа и многообразия музеев, туристического движения, в создании многочисленных новых экспозиций, невиданном ранее размахе выставочной деятельности и, главное, в резком всплеске посещаемости музеев, пик которой многими музеями был достигнут в середине 1980-х гг.

Яркие изменения в российской музейной практике соответствовали общемировой тенденции роста интереса к музеям и осознания их неисчерпаемого культурного потенциала.

В 1970-е гг. в отечественном музейном деле оформилось направление, получившее название «музейная педагогика», была начата работа над программами, имеющими своей целью повышение культуры музейного посетителя. Музей становится не только средством образовательного воздействия, но и местом отдыха, проведения свободного времени, популярным объектом активно развивающегося отечественного и зарубежного туризма.

Шел интенсивный творческий процесс в области музейного проектирования. Экспозиционный дизайн стал самостоятельным видом художественного творчества. В те же годы была построена большая часть специальных музейных зданий в России, в основном для военно-исторических, историко-революционных, художественных музеев (Центральный музей Вооруженных Сил в Москве, 1965; памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» в Волгограде, Мамаев курган, 1967; Ленинский мемориал в Ульяновске, 1973; Музей Иваново-Вознесенского Совета рабочих депутатов в Иваново, 1980 и др.). Значительные успехи были достигнуты в области теоретического осмысления музейной деятельности и формирования музееведения (музеологии) как особой области знания. Проводились крупные комплексные исследования, результаты которых публиковались на страницах периодических музееведческих изданий («Советский музей», «Museum»), находили свое отражение в трудах специализированных музееведческих центров – НИИ культуры (ныне – Российский институт культурологии), Музея Революции в Москве (1978), кафедры музееведения Всероссийского института повышения квалификации работников культуры (1984 г.), а также обсуждались на научных конференциях, в большом числе проводившихся в эти годы. С 1982 г. в НИИ культуры была открыта аспирантура по музееведению, в 1987 г. в Московском государственном историко-архивном институте, а затем и в других вузах страны создаются кафедры музееведения.

С 1990-х гг. наступил новый этап музейной истории, который характеризуется поиском новых моделей музейной деятельности.

Музейная практика

Наши рекомендации