Этнопедагогика. Традиции семейного воспитания
Семья – первый источник, с которого начинается большая река чувств и убеждений (В. Сухомлинский).
Настоящей школой воспитания щедрости, душевности и чуткости является семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности (В. Сухомлинский).
Tрадиции семейного воспитания складывались на протяжении многих веков и укреплялись в ходе исторического развития человечества. Издавна люди рассматривали семью и род как святыню, а воспитание детей – как святую обязанность родителей: благодаря воспитанию в семье народ продолжал себя в своих детях, передавал свой национальный дух, характер, менталитет, традиционную семейно-бытовую культуру (М. Стельмахович).
Этнопедагогика, во-первых, охватывает знания и опыт народа, связанный с созданием и функционированием крепкой семьи; во-вторых, концентрирует сведения о физиологических и морально-психологических особенностях и познавательных интересах ребёнка на разных стадиях его развития; в-третьих, репрезентует народную мудрость, которая передаётся ребёнку его родителями и другими взрослыми членами семьи в виде духовного и трудового опыта и привития культуры поведения. Таким образом, через родной язык (повседневное общение, средства фольклора – поговорки, сказки и т.п.), привлечение к посильной работе, соблюдению правил народного этикета и традиционно-бытовых норм жизнедеятельности происходит этнизация и социализация ребёнка. Именно на семью как основу народной педагогики полагается обязанность воспитывать у детей трудолюбие, формировать знание своего рода, уважение к старшим и младшим, а также привлекать молодежь к культуре, обычаям и традициям своего народа.
Корни славянской этнопедагогики нужно искать в характере, обычаях и верованиях наших предков. На протяжении тысячелетий главным в воспитании и обучении был реальный процесс бытовой и трудовой жизни людей, а средствами – наблюдение, показ и многократные повторения разных действий. Таким образом, охотники, земледельцы, ремесленники передавали трудовые знания, умения и привычки своим детям и вместе с тем формировали их мировоззренческие, эстетические представления, нравственно-ценностные ориентации и этические нормы поведения.
Важной особенностью славянской этнопедагогики является её земледельческая направленность: с малых лет детей привлекали к выполнению реальных трудовых обязанностей. Весь быт, даже досуг, готовили и ориентировали на выполнение крестьянской работы, даже игрушки копировали сельскохозяйственный инвентарь.
В основе традиционного семейного воспитания лежит совместная трудовая деятельностьродителей и детей. На протяжении столетий люди считали труд мерилом духовных и физических качеств человека. Еще во времена Древнерусского государства мальчиков готовили к трудовой деятельности, к выполнению функций кормильца семьи и ее главы. Девочек приучали к женскому труду, учили прясть, ткать, шить. Родители прививали ребенку не только трудовые навыки, но и любовь к труду, воспитывали сознательное отношение к ней, культуру труда, нетерпимость к праздности, лени.
Семейная этнопедагогика обращает внимание на воспитание у детей стремления жить и творить по законам красоты. Люди всегда пытались украсить свой быт, одухотворить труд, облагородить отношения между членами семьи. Детей учили приветливости, вежливости, воспитанности в общении с людьми. Развитию эстетичных чувств и вкусов содействовала поэтичность и мелодичность песен, красота танцев, обрядов, традиций, обычаев. Вырастая в этой атмосфере, дети развивали творческие силы: они учились петь, танцевать, вести себя среди людей, изготовлять предметы бытового искусства. Все это воспитывало у подрастающего поколения высокие эстетичные и этические идеалы, тягу к прекрасному, любовь к отчему дому, семье, природе, своему краю.
Исходя из таких краеугольных принципов, как наследственность, воспитание примером, зависимость от среды, поощрение славянская этнопедагогика овеяна духом гуманизма. Её смысл и назначение лучше всего характеризует народная мудрость:
"Если твои планы рассчитаны на год – сей рожь, если на десятилетие – сажай дерево, если на века – воспитывай детей";
"Добрый пример лучше ста слов";
"Кто воспитал умного и доброго человека – наилучший мастер";
"Гни дерево, пока молодо, учи дитя, пока мало".
Народная педагогика имела целенаправленную и совершенную систему родственного воспитания детей и молодёжи. Почтительное отношение к традициям предыдущих поколений, уважение к старшим, тяга к знаниям и обучению воспитывались семьей в детях с самого раннего возраста.