Тема 3. ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
(10 часов)
Основные понятия темы:дидактика, дидактика
высшей школы, обучение, содержание образования, учебный план, методы обучения,
технологии обучения, формы обучения, принципы обучения, лекция и др.
Профессиональные компетенции:способность использовать профессиональные знания в
области методики преподавания религиоведения.
Занятие № 1 (семинарское занятие)
План:
1. Дидактика высшей школы, ее задачи и актуальные
проблемы.
2. Закономерности процесса обучения, их характеристика
применительно к условиям высшей школы.
3. Принципы обучения в вузе, пути из реализации в
учебном процессе.
Занятие № 2 (семинарское занятие)
План:
1. Обучение в вузе как система, ее структурные
компоненты.
2. Характеристика целевого компонента обучения.
3. Мотивационный компонент обучения,
его характеристика.
4. Общая характеристика содержательного компонента обучения.
5. Технологический компонент обучения,
его составляющие.
Занятие № 3 (практическое занятие)
План:
1. Понятие о содержании высшего профессионального
образования, принципах его построения.
2. Структура содержания высшего профессионального
образования, характеристика его компонентов.
3. Практическая работа магистрантов с нормативными документами,
отражающими содержание ВПО.
Занятие № 4 (семинарское занятие)
План:
1. Классификация методов обучения в высшей школе.
2. Технологии обучения в высшей школе (доклады
магистрантов).
3. Формы обучения в высшей школе, их общая
характеристика.
Занятие № 5 (практическое занятие)
План:
Построение дидактических моделей обучения на основе
различных теоретико-методологических подходов (культурологический,
аксиологический, личностно-ориентированный, контекстный и др.). Работа
магистрантов в малых группах. Разработка, обоснование и презентация моделей.
Литература
1. Асадуллин
Р.М., Давыдов Д.А., Шарафиев Р.Г. Информационные модели и системы в современном
образовании. – Уфа, 2010.
2. Бухарова
Г.Д. Общая и профессиональная педагогика. – М.: Академия, 2009.
3. Галанова М.А. Педагогические технологии:
учеб.-метод. пособие. – Уфа: БГПУ, 2009.
4. Педагогика и психология высшей школы. Учеб. пособие
/Отв. ред. М.В.Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д, 2006.
5. Попков В.А.,
Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: уч. пособие для ст-в вузов. – М.:
Академия, 2008.
6. Шарипов Ф.В. Педагогика высшей школы. – Уфа: РИО
РУНМЦ МО РБ, 2008.
1.
Вербицкий А.А.
Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991.
8.Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии
профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. Уч. пос. для ст-в
вузов. – М.: Пед. об-во России, 2005.
1.
Левина М.М.
Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для
ст-в высш. пед. уч. зав. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
2.
Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике
(междисциплинарный). – М.: Ростов н/Д, 2005.
3.
Педагогика профессионального образования: Учеб
пособие /Под ред. В.А.Сластенина. – М., «Академия», 2004.
12. Черниченко В.И. Дидактика высшей школы: История и
современные проблемы. – М., 2002.
Тема 4. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(6 часов)
Основные понятия темы:компетентностный
подход, компетентность, профессиональная компетентность, компетенция, модуль.
Профессиональные компетенции: актуализировать знания в реализации компетентностного подхода в
процессе профессиональной подготовки студентов; способность использовать
профессиональные знания в области педагогики высшего профессионального
образования; способность использовать профессиональные знания в области
методики преподавания религиоведения.
Занятие № 1
План:
1. Сущность и основные положения компетентностного
подхода в высшем профессиональном образовании.
2. Характеристика целевого компонента в
компетентностно-ориентированном образовании.
3. Особенности содержания высшего профессионального
образования с позиций компетентностного подхода.
Занятие № 2 (практическое занятие)
План:
1. Особенности технологического компонента процесса
обучения с позиций компетентностного подхода.
2. Выполнение магистрантами практических заданий и
решение профессиональных задач по отбору методов, форм и технологий обучения в
предложенных условиях и ситуациях.
3. «Мозговой штурм». Выполнение задания по разработке
диагностических средств оценивания уровня компетенций студентов.
Занятие № 3 (практическое занятие)
План:
Обсуждение выполненных заданий по разработке перечней
компетенций студентов по дисциплине (по выбору магистранта). Разработка модели
образовательного процесса по дисциплине (по выбору магистранта) на основе принципов
компетентностного подхода. Работа в парах или малых группах.
Литература
1. Байденко В. Компетенции в профессиональном
образовании (К освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в
России. – 2004. - № 11. – С. 3-13.
2. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования:
компетентностный подход //Образование и наука. – 2004. - №3 (27).
3. Оценка качества профессионального образования /Под
общей ред. В.И.Байденко, Дж.Ван Занворта. – М., 2001.
4. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе:
выявление, развитие и реализация /пер. с англ. – М., 2002.
4. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели
качества подготовки специалистов //Высшее образование сегодня. – 2004. - № 3.
5. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология
конструирования//Народное образование. – 2003. - № 5.