Viii. гигиена белья, одежды и обуви детей
VIII.1. Детское белье и комнатная одежда
Одежда способствует поддержанию постоянной температуры тела человека, ограждает его от неблагоприятных влияний солнца, термических и других повреждений. В холодную погоду она защищает от излишней потери тепла, в жаркую не препятствует хорошей теплоотдаче.
Большие или меньшие теплосохраняющие свойства одежды зависят от ее покроя, пошива, количества слоев и главным образом от качества ткани, из которой она сшита.
Сама одежда не греет, но между нею и телом, а также в порах ткани находится воздух, являющийся плохим проводником тепла. Теплопроводность ткани тем меньше, чем больше воздуха заключено в ней.
Высокой теплозащитной способностью обладают мягкие, рыхлые ткани с малой массой: шерсть, мех, ватин, вельвет, трикотаж; в меньшей степени - бумазея, байка, фланель, синтетические ткани поролон и пенопласт. Достоинством всех этих тканей является еще и то, что они обладают хорошей воздухопроницаемостью, обеспечивающей смену воздуха, находящегося между одеждой и телом. Из этих тканей шьют одежду, предназначенную для холодного времени года.
Для летней одежды используют гладкие светлые хлопчатобумажные ткани: батист, бязь, ситец, сатин. Ценным качеством этих тканей является их гигроскопичность, способность хорошо и быстро впитывать и постепенно испарять влагу. Полотно, хорошо впитывая влагу, несколько быстрее, чем другие перечисленные ткани, испаряет ее. Одежда, сшитая из полотна, особенно хороша в жаркое время, так как способствует охлаждению тела.
Материалы из синтетического волокна следует использовать с осторожностью, так как они хорошо впитывают жировые вещества, закупоривая при этом поры тканей, ухудшая их воздухо- и паропроницаемость. Кроме того, эти ткани обладают повышенной проницаемостью для инфракрасной радиации, поэтому для пошива детского белья и летней одежды применять их не следует. Одежда из водоотталкивающих, прорезиненных или кожаных тканей удобна в прохладную, сырую погоду. В теплые, сухие дни надевать ее не следует, так как она, не обладая достаточной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, задерживает испарение влаги, способствует перегреванию тела.
Одежда должна соответствовать времени года и погоде, возрасту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Она не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздражать и травмировать кожные покровы.
Детское белье, в том числе постельное (наволочки, простыни, пододеяльники), шьют из белых хлопчатобумажных тканей, которые не линяют при стирке и кипячении. Нижние рубашки для девочек должны быть без рукавов, с вырезным воротом, на проймах (бретели плохо держатся на плечах у ребенка. Мальчикам надевают рубашки с короткими рукавами или майки.
Ткани для комнатной одежды (платья, юбки, костюмы) подбирают в соответствии с сезоном и погодой: для теплого времени года — ситец, сатин и др., для зимы — байка, трикотаж, вельвет.
Шерстяные ткани от частой стирки теряют внешний вид и качество, поэтому из них лучше шить праздничную одежду, которую ребенок надевает реже. Покрой повседневных платьев простой, без лишних украшений, затрудняющих стирку и глажение, без узких манжет, мешающих мытью рук.
Девочкам рекомендуется носить кофточки и штанишки или короткое платье, так как длинное мешает движению. Верхние штанишки для мальчиков, юбки для девочек делают на бретелях. Поверх платьев и костюмов во время дежурства или работы на участке детям рекомендуется надевать фартучки простого фасона, сшитые из сурового полотна, ситца и других тканей.
В жаркое время года лучшая одежда для девочек — сарафаны, для мальчиков - шорты или короткие штанишки. В верхней детской одежде должен быть карман для носового платка.
VIII.2. Одежда для прогулок
Одежда, предназначенная для прогулок в холодную погоду, должна обладать хорошими теплозащитными свойствами. Конструкция ее должна обеспечивать, возможно, большую герметичность. Не должно быть поступления холодного воздуха через застежки, воротники, рукава.
Осенью и весной в зависимости от погоды поверх белья детям надевают байковые или шерстяные костюмы, комбинезоны или куртки с водоотталкивающей пропиткой на синтепоне или полушерстяном ватине, а также демисезонные пальто, плащи.
Верхняя зимняя одежда защищает детей от холода и атмосферной влаги, поэтому должна состоять не менее чем из 2 слоев: нижнего теплозащитного из высокопористого, упругого материала и верхнего ветрозащитного, предохраняющего от проникновения в одежду и под нее наружного воздуха. Если верхняя ткань этих функций не выполняет, между верхним и теплозащитным слоями, делают дополнительный ветрозащитный слой.
Полностью воздухонепроницаемые ткани для детской одежды не рекомендуются. В холодное время года хорошо использовать легкие детские дубленки или шубы.
Головные уборы
С самого раннего возраста головку ребенка в помещении держат открытой, так как под платком и чепчиком она потеет, может покрыться сыпью или плотными корочками из ороговевшего эпителия (себорея).
Головной убор малыша должен соответствовать климатическим условиям и времени года. В летние солнечные дни голову прикрывают светлой панамой, косынкой или легкой фуражкой с козырьком. Весной и осенью, если не очень холодно и ветрено, девочкам надевают береты, шерстяные шапочки, мальчикам - шерстяные шапочки и кепи. В прохладную ветреную погоду, а также зимой при отсутствии сильных морозов детям рекомендуется надевать утепленные шерстяные вязаные шапочки, хорошо прикрывающие лоб и уши, в сильные морозы - меховые шапочки, прикрывающие уши.
Обувь
С 3 - 5 мес. ребенку надевают колготы соответствующего размера и мягкие ботиночки, которые в дальнейшем, когда он начинает ходить, заменяют кожаными ботиночками со шнуровкой. Любая обувь, предназначенная для детей, должна иметь надежные и удобные застежки, не препятствующие движению. Для этого используются шнуровка, ремни, застежки типа «молния», «липучки» и др.
Открытые туфли без застежек для детей недопустимы, так как они, сжимая тыльную часть стоны, вызывают быстрое утомление мышц и нарушение кровообращения.
Важно, чтобы детская обувь была легкой, удобной, имела эластичную подошву, прочный задник, не допускающий скольжения стопы кзади, широкий носок и каблучок высотой 5- 10 мм. Каблук в детской обуви необходим: он несколько повышает свод стоны, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви. Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки), которая служит лишь защитой стопы от переохлаждения и не несет никаких нагрузок, связанных с ходьбой.
Тесная, грубо сшитая обувь может привести к изменению формы стопы и ноги ребенка, способствовать потливости и отеку ног, искривлению пальцев, врастанию ногтей, образованию пяточной шпоры, мозолей. Сдавливая кровеносные сосуды и вызывая застой крови в ногах, тесная обувь в холодное время года ускоряет их охлаждение. Слишком свободная обувь также нежелательна: она затрудняет движение, вызывает потертости.
Ширина детской обуви в области пальцев ног должна составлять 40 % от ее длины, это отвечает анатомическому строению стопы ребенка. Такая обувь не давит на пальцы, не вызывает искривления большого пальца.
Носок детской обуви приподнимается кверху на 15 мм, что совпадает с формой стопы и делает обувь более удобной. Между кончиками пальцев и передней частью обуви должно быть пространство 0,5- 1 см. Удобной считается такая обувь, в которой можно свободно шевелить большим пальцем.
При определении размера обуви основным показателем служит длина стопы (расстояние между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца - I-го или II-го). Единицей измерения в системе нумерации обуви принят миллиметр (Табл.16). Разница между номерами составляет 5 мм.
Табл.16. Размеры обуви для детей раннего и дошкольного возраста
Возраст детей | Группа обуви | Нумерация обуви, мм |
От 1 года до 3 лет | Дошкольная | 120 – 155 |
От 4 до 7 лет | Старшая дошкольная | 160 – 200 |
Средний годовой прирост длины стопы у дошкольников равен 10 - 11 мм, поэтому необходимо раз в 2 - 3 мес. проверять, не стала ли обувь ребенку тесной.
При подборе обуви надо учитывать не только размер, но и полноту ноги, которая у детей дошкольного возраста сильно изменяется. Отечественная промышленность, учитывая это, выпускает обувь трех видов полноты в пределах каждого размера.
Для повседневной носки не рекомендуется обувь, которая обладает плохой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, способствует образованию опрелости ног (кроссовки, резиновая и лакированная обувь). Резиновые сапожки с проложенными в них стельками из ткани, хорошо впитывающей влагу, надевают в сравнительно теплую погоду для прогулок по влажной земле и траве. При низких температурах воздуха детям лучше надевать кожаные ботинки.
В теплое время года как для помещения, так и для улицы наряду с кожаной рекомендуется обувь из различных текстильных материалов (рогожка, прогулочная, джинсовая ткань), используемых целиком или в комбинации с кожей. Такая обувь легкая, воздухопроницаемая, гигроскопичная. В утепленной обуви для верха рекомендуются сукно, драп, полушерстяные, шерстяные материалы, фетр, войлок и др.
Зимой для прогулок в холодную погоду используют валенки. Время пребывания в этой обуви не должно быть слишком длительным, так как симметричная форма носочной части валенок может оказать отрицательное влияние на формирование детской стопы. Носить валенки в относительно теплую погоду на прогулках, а также в помещении нельзя. Это способствует потливости ног, расслаблению связочного аппарата стопы, возникновению плоскостопия, мешает закаливанию ребенка.
В дошкольных учреждениях для помещений необходимо иметь сменную обувь. Использование с этой целью старой, изношенной, тесной обуви недопустимо, так как она может деформировать детскую стопу.
Спортивная обувь (кроссовки, кеды, полукеды, «чешки» и др.) предназначена только для музыкальных и физкультурных занятий, спортивных игр, прогулок, туристических походов. Носить эту обувь следует с шерстяными носками или вкладными стельками, хорошо впитывающими влагу. Использовать спортивную обувь постоянно недопустимо.
VIII.3. Уход за одеждой и обувью
При загрязнении масса одежды увеличивается (например, за 10 дней масса носков возрастает на 10— 11 %), тепловые и гигроскопические свойства ее снижаются, ткань пропитывается потом и салом, в ней увеличивается количество микроорганизмов. Поэтому загрязнившуюся одежду надо вовремя и хорошо чистить, простирывать, а если возможно, кипятить и гладить.
Крахмалить детское белье и одежду не следует, так как после этого они становятся жесткими, снижаются их гигроскопичность и воздухопроницаемость. Белье и комнатную одежду следует менять при каждом загрязнении и после каждого купания ребенка.
Грязное белье и пеленки складывают в бак или специальное ведро с крышкой, а затем простирывают, кипятят и проглаживают утюгом.
Чистое белье хранят в специальных шкафах. В зависимости от возраста ребенка частота смены белья может быть различной: у детей первых 6 мес. жизни - не реже 1 раза в день, от 6 мес. до 1 года - через день, от 1 года до 2 лет - 2 раза в неделю и старше 2 лет - раз в 5-7 дней. Носки и колготы быстро пропитываются потом и легко загрязняются, поэтому их надо менять не реже чем через каждые 2-3 дня.
Постельные принадлежности: матрацы, подушки, одеяла, спальные мешки — выносят на воздух для проветривания и сушки не реже 2 раз в месяц. Стеганые ватные одеяла, кроме того, 1 -2 раза в год надо стирать.
Обувь по возвращении с прогулки снимают, очищают от грязи, снега и просушивают.
С первых дней пребывания ребенка в детском саду ему прививают навыки бережного отношения к своей одежде. Перед сном ребенок должен аккуратно сложить одежду на стульчик или повесить на специальные плечики. Проснувшись, прежде чем приступить к одеванию, он должен откинуть одеяло на заднюю спинку кровати для проветривания простыни и пододеяльника, затем одеться и застелить постель.
VIII.4. Гигиена кожи
Гигиена кожи имеет большое значение в профилактике не только кожных, но и других, особенно желудочно-кишечных заболеваний.
Для ухода за кожей детей надо иметь специальные ванны, где их купают, мягкие мочалки, детское мыло, растворы перманганата калия, очищенное минеральное масло, детский крем, вату и ватные палочки, марлевые тампоны, небольшие ножницы и пр.
В первые месяцы жизни ребенка лицо и руки его протирают ватными тампонами, смоченными в кипяченой воде. Каждый глаз протирают отдельным тампоном от наружного угла к внутреннему. С 5- 6 мес. ребенка можно умывать без помощи тампонов водой комнатной температуры начиная с глаз.
Для очистки носа можно использовать ватные палочки или ватные жгутики (турунды), которые сворачивают мокрыми ладонями.
При уходе за ушами ни в коем случае не следует пользоваться твердыми предметами, так можно случайно повредить барабанную перепонку.
Необходимо следить за тем, чтобы малыш все время находился в чистой и сухой одежде и пеленках. Следует помнить, что под подгузниками и пеленками возникает более влажная и теплая среда, нарушается рН кожи, увеличивается активность микрофлоры, а это может привести к раздражению кожи. Частая смена подгузников (памперсов) препятствует неблагоприятному воздействию на кожу мочи, фекалий. С целью профилактики следует использовать увлажняющее мыло, которое предотвращает потерю влаги после мытья, увлажняющий лосьон, смягчающий трение, увлажняющий крем.
После акта дефекации ребенка надо подмыть теплой проточной водой (температуры 36-37° С), обсушить, осторожно прикладывая мягкое полотенце или простынку, и завернуть в чистое сухое белье.
Начинать купать ребенка можно после отпадения пуповины и только в том случае, если пупочное кольцо «не сочится», т. е. отсутствуют капельки крови на пеленке. В первую половину года, когда кожа малыша особенно нежная и ранимая, гигиеническую ванну надо делать ежедневно, с 6 мес. его можно купать через день, после года - 2 раза в неделю, а после 3 лет- раз в неделю и обязательно ежедневно мыть ноги. Купание стимулирует функции кожи, циркуляцию крови, развивает нервную систему и психофизическую моторику ребенка, оказывает закаливающие действие.
В первые 2 мес. жизни ребенка купают в кипяченой воде с использованием современных средств: пены для купания (не содержащей мыла), шампуня, детского мыла, очищающего лосьона, масла и крема. В дальнейшем его можно купать в сырой воде с использованием тех же средств.
Перед купанием надо чистыми руками промыть детскую ванночку горячей водой с мылом, на дно ее положить чистую пеленку и налить воду температуры 36 - 37° С. Температура воздуха в помещении, где купают ребенка, в первые месяцы его жизни должна быть 22 °С, а затем 20 °С. Ребенка осторожно погружают в воду, головку кладут на предплечье.
В первые дни взрослый сначала рукой, а затем мягкой губкой или варежкой, специально сшитой из мягкой ткани, моет тело ребенка водой (с мылом малыша купают не каждый день, а 2-3 раза в неделю). Во время купания (оно продолжается не более 5-7 мин.) надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, уши и нос. После того как тело ребенка будет вымыто, чистой кипяченой водой (tº-36-37° С ) ему моют голову и лицо, а затем, повернув вниз лицом, его обливают водой, температура которой на 1-2° С ниже температуры воды в ванной.
После купания тело ребенка осторожно обсушивают мягкой простыней, а кожные складки смазывают современными средствами по уходу за кожей. Ногти на пальцах рук и ног обрезают ножницами, предварительно протертыми антисептиком.
Детям в возрасте 2-2,5 лет начинают прививать гигиенические навыки по уходу за своим телом: учат правильно умываться, мыть руки перед едой и при всяком их загрязнении (после игр в песке, общения с животными, после туалетной и т.д.).
Обслуживающий персонал дошкольного учреждения должен ежедневно осматривать кожу ребенка и обращать внимание даже на небольшое ее покраснение или незначительную сыпь. При каждом изменении состояния кожи малыша следует показать врачу.
VIII.5. Личная гигиена
Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей. Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте (см. Рис.85).
Рис.85.Личная гигиена детей
Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело.
Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.
Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.
Правила умывания:
1. К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз;
2. Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею или плечи, т.к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и грязным;
3. Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке;
4. Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей;
5. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши.
Руки детей очень быстро загрязняются. Поэтому необходимо постоянно следить за их чистотой, иначе микробы и яйца глистов, находящиеся на грязных руках, могут с пищей попасть в рот и вызвать всевозможные, в частности желудочно-кишечные и глистные, заболевания.
Руки нужно мыть перед едой, после всякого их загрязнения (уборка, лепка, игры с песком), особенно тщательно после пользования уборной.
Дети, посещающие детский сад ежедневно, зубы чистят дома, с круглосуточным пребыванием — во время утреннего умывания. Для этого у каждого ребенка с 4-летнего возраста должны быть индивидуальная зубная щетка и паста.
После чистки зубов на зубной щетке, если ее только обмыть водой, остаются и сохраняются микробы. Поэтому после пользования щеткой, ее нужно густо намылить мылом и оставить так до следующей чистки зубов. Перед употреблением — щетку прополоскать. Зубы нужно чистить один-два раза в день. После приема пищи все дети должны полоскать рот тепловатой водой.
После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого ребенка должно быть свое полотенце.
Летом всем детям перед дневным и ночным сном необходимо мыть ноги. Ноги нужно мыть проточной водой с мылом. Температура воды регулируется с помощью специального смесителя. Вымытые ноги вытирают индивидуальными предназначенными для этого полотенцами.
Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому засыпанию.
Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне или под душем. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирать тело мочалкой с мылом. После мытья следует одеть чистое белье.
Очень тщательно нужно промывать волосы, т.к. на них и между ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.
Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в 1- 2 недели их необходимо аккуратно подстригать потому, что под длинными ногтями обычно скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и окружающим. Грязные ногти — признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены.
Ни в коем случае нельзя ногти грызть!
VΙΙΙ.6. Гигиеническое воспитание детей
Гигиеническое воспитание и обучение необходимо начинать с самого раннего возраста. Значительную роль в этом играют дошкольные учреждения.
В дошкольном возрасте детям необходимо прививать гигиенические навыки и привычки, которые помогут предупредить многие заболевания и укрепить здоровье. Гигиеническое обучение должно иметь целенаправленный характер.
Обязательным условием выработки гигиенических навыков и превращения их в привычку является их систематическое повторение. Не менее важно для этой цели обеспечить ребенку самостоятельность действий: в быту, в игре, в учебе, во время физкультурных и трудовых занятий. Необходимо, чтобы требования, предъявляемые детям, были едиными и в дошкольных учреждениях, и в семье.
Выполнение любых гигиенических правил и процедур должно сопровождаться положительными эмоциями. Например, во время умывания можно обратить внимание ребенка на душистое мыло, красивое полотенце, использовать народную потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико...» Это поможет сформировать у малыша положительные эмоции, вызывает у него желание быть чистым.
В гигиенических целях необходимо, чтобы каждый ребенок имел предметы индивидуального пользования: мыло, зубную щетку, расческу, мочалку, полотенце, кружку для полоскания рта, посуду.
В дошкольный период необходимо сформировать навыки личной и общественной гигиены: содержать руки, лицо, тело, волосы в чистоте, мыть мылом руки перед едой, после игры с животными, посещения туалетной, пользования общими игрушками, книгами, после прогулки; мыть перед сном ноги; чистить зубы утром после сна и вечером перед сном, полоскать рот после каждой еды. Ребенка необходимо приучить соблюдать чистоту и аккуратность в одежде, комнате, на рабочем месте, бережно обращаться с игрушками, книгами, поддерживать порядок в шкафах и на стеллажах.
Детей 2 - 3 лет учат аккуратно есть, самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, причесываться, чистить зубы, убирать на место свои игрушки, книги. В последующие годы эти навыки совершенствуются, число их увеличивается, и они превращаются в устойчивую привычку.
Для обеспечения самостоятельности действий детей следует приобрести соответствующие их росту мебель, полки, шкафы для хранения одежды, игрушек, книг и т.п.
Гигиеническое воспитание помогает с ранних лет подготовить детей к трудовой деятельности: самим убирать постель, игрушки, свой стол, поддерживать порядок и чистоту в комнате.
Дошкольники должны твердо усвоить и гигиенические запреты: не брать различные предметы и игрушки в рот; не есть немытые фрукты и овощи, пищу, упавшую на пол, на землю, неизвестную зелень, ягоды с куста. Ребенку запрещают во время сна закрываться одеялом с головой, так как ему приходится дышать не свежим воздухом, а своими испарениями.
Перед сном следует снять дневное нательное белье и надеть ночное, нельзя спать только на одном боку или «калачиком», лучше всего спать на спине, в свободной позе, для предупреждения деформации черепа, грудной клетки, позвоночника. По утрам не нужно давать ребенку долго лежать в постели. Проснувшись, он должен сразу вставать и делать утреннюю зарядку.
Дошкольникам целесообразно сообщать элементарные сведения о болезнях, которые передаются от человека к человеку через грязные руки, немытые овощи и фрукты. Необходимо познакомить их с понятием «осанка» во время ходьбы, сна, на занятиях и в доступной для детского восприятия форме сообщить о значении соблюдения ее для здоровья и красоты.
Для здоровья ребенку необходимо соблюдать режим дня. Взрослые должны разъяснить им важность его соблюдения, заложить положительное отношение к этому процессу (вовремя ложиться спать, делать утреннюю зарядку, проводить закаливающие процедуры и т.д.). В последний год пребывания в детском саду воспитанников знакомят с режимом дня школьника.
Гигиеническое воспитание помогает решать общие задачи воспитания, способствует развитию воли, дисциплинированности и других черт характера.
Заведующие дошкольными учреждениями организуют воспитательный процесс таким образом, чтобы обеспечить, прежде всего, охрану и укрепление здоровья детей. Они создают гигиенические условия воспитания и развития детей. В их обязанности входит организация полноценного питания, правильного режима дня, пребывания детей на свежем воздухе, закаливающих процедур. Они контролируют соблюдение гигиенических требований на занятиях, прогулках, во время игр, приема пищи, сна и др. Обеспечивают методическую подготовку воспитателей, оказывают им административную помощь; осуществляют контакт с родителями для обеспечения единства гигиенических требований в дошкольном учреждении и в семье.
В большей степени гигиеническое воспитание детей в группах осуществляют воспитатели. Гигиенические навыки и представления дети приобретают и на занятиях по развитию речи, физической культуре, труду и др. Важно научить детей проводить анализ своих действий на основе уже имеющихся гигиенических представлений и сформированных навыков. Для этого не следует давать детям прямое указание, что надо сделать. Например, можно сказать, что игра закончилась, через 10 мин. будет обед или дневной сон. Дети сами должны догадаться, что пора мыть руки или готовиться ко сну. Такой прием хорошо обнаруживает сознательное применение закрепленного навыка.
При проведении гигиенического обучения воспитатели, учитывая особенности конкретного восприятия и мышления детей дошкольного возраста, должны использовать игры, прогулки, книжки-картинки, плакаты на заданные темы и просить детей рассказывать по ним.
VΙΙΙ.7. Санитарное просвещение родителей и персонала
Санитарное просвещение представляет систему государственных, медицинских и общественных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья, предупреждение болезней, сохранение активного долголетия, высокой работоспособности. Оно призвано постоянно и целенаправленно повышать уровень санитарной культуры населения.
Гигиеническое обучение и воспитание определяются комплексом мероприятий, обеспечивающих углубленные санитарно-гигиенические знания и прививающих соответствующие умения разным группам населения.
Кроме общегосударственных программ, сохранение и укрепление здоровья зависит от уровня санитарной культуры самого человека, который должен овладеть в период развития знаниями в области профилактической медицины и гигиены и выполнять гигиенические и профилактические правила.
Гигиенические знания, умения, навыки и привычки помогут человеку правильно организовать образ жизни, поведение дома и на работе, в общественном месте, на отдыхе. Каждый человек должен понимать, что здоровье — не только личное благо, но и источник творческой энергии и высокой активности.
Гигиеническое воспитание и обучение необходимо начинать с самого раннего возраста. В этом значительную роль играют дошкольные учреждения.
Работники дошкольного учреждения, ежедневно выполняя свои обязанности, тесно общаются с детьми. При несоблюдении правил личной гигиены и мер профилактики инфекционных заболеваний персонал может оказаться источником их распространения.
Для повышения санитарного уровня технического персонала организуются специальные курсы, на которых рассматриваются вопросы профилактики инфекционных заболеваний, пути и источники их распространения, меры их предупреждения, вопросы личной гигиены, санитарные правила уборки помещения и территории дошкольного учреждения, правила гигиенического обслуживания детей.
Медицинские работники, заведующий дошкольным учреждением и воспитатели проводят беседы с техническим персоналом по всем вопросам жизни дошкольного учреждения, знакомят со специально подобранной медицинской литературой, памятками, брошюрами и другими материалами санитарного просвещения. Беседы могут быть индивидуальными. Весь технический персонал должен постоянно повышать санитарно-культурный уровень, самостоятельно изучая специальную литературу.
Содержание
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
1. Предмет и задачи возрастной физиологии 4
І. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1. Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста 5
Период новорожденности 7
Раннее детство 8
Подготовка ребенка к поступлению в ДДУ 9
Первое детство 11
Подготовка детей к школе 12
Второе детство 14
Подростковый возраст 15
Юношеский возраст 15
ІІ. ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
1. Определение понятия «здоровье» 15
2. Группы здоровья 17
3.Физическое развитие как показатель состояния здоровья 20
ІІІ. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СИСТЕМ И ОРГАНОВ У ДЕТЕЙ
1. Возрастные особенности ВНД 25
2. Возрастные особенности органов дыхания 31
3. Возрастные особенности органов кровообращения 43
4. Возрастные особенности органов пищеварения 55
5. Возрастные особенности почек и мочевыделительной системы 82
6. Возрастные особенности иммунной системы 96
7. Кровь, ее состав и функции у детей 104
8. Возрастные особенности эндокринной системы 125
9. Возрастные особенности опорно-двигательной системы 154
9.1. Особенности развития мышечной системы 159
9.2. Формирование правильной осанки 160
9.3.Нарушение осанки 164
9.4. Плоскостопие и его профилактика 166