Тема 39. Физиологические основы терморегуляции
Мотивация изучения темы:тепловой гомеостаз является основным условием жизнедеятельности организма. Постоянная температура крови поддерживается специализированными физиологическими механизмами саморегуляции, которые исключают резкие колебания её в охлаждающей и согревающей среде и тем самым сохраняют оптимальные условия клеточного ферментативного расщепления и синтеза органических веществ.
Цели занятия.
Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности: ПК-3, ПК- 6, ПК- 18, ПК – 28.
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - способы теплопродукции и теплоотдачи участвующие в поддержании температурного гомеостаза организма, знать температурную карту тела человека.
«Уметь» - применять полученные знания для решения типовых задач, связанных с нарушением процессов терморегуляции, правильно интерпретировать эти показатели, с возможным использованием справочной литературы, и делать своё заключение о состоянии терморегуляции организма.
«Владеть» - методами, позволяющимиопределять показатели терморегуляции,правильно их интерпретировать и выявлять условия, которые могут явиться причиной нарушения этих процессов
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы:
1. особенности анаболизма и катаболизма белков, жиров и углеводов (кафедра биологической химии);
2. физиология обмена веществ и энергии (кафедра нормальной физиологии).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний
1.Температура тела и изотермия. Температурная карта человека.
2.Химическая терморегуляция. Роль различных органов в теплопродукции.
3.Физическая терморегуляция. Теплопроведение, конвекция, излучение, испарение.
4.Узловые звенья функциональной системы, поддерживающие постоянную температуру
организма. Роль терморецепторов.
5.Роль нервных и гуморальных факторов в терморегуляции.
6.Адаптация организма к различным температурным режимам.
7.Особенности терморегуляции у детей раннего возраста.
Задания для ССР во внеучебное время
1.Зарисовать функциональную систему саморегуляции постоянства температуры внутренней среды.
Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию
1.Каково значение температуры для жизнедеятельности живых организмов?
2.Что такое пойкило – гомойотертермия?
3.Что такое химическая терморегуляция?
4.Какое значение имеет кровеносная система в терморегуляции?
5.Какое значение имеет мышечная система в терморегуляции?
6.Что такое физическая терморегуляция?
7.Какие процессы обеспечивают теплоотдачу?
8.Какова роль нервных механизмов в терморегуляции?
9.Какова роль гуморальных механизмов в терморегуляции?
10.Значение гипоталамуса в терморегуляции?