Проблемы социальной защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пути их решения

Существует широкий круг проблем, порождающих сиротство. Проблема сиротства носит глобальный характер и приобрела всероссийский масштаб. В то же время позитивный опыт ее решения имеет локальный «точечный» характер. Таким образом, возникает серьезный разрыв между насущным требованием развертывания крупномасштабной работы и имеющимся ресурсом для ее осуществления.

Очевидно, главная проблема заключается в том, что вся система борьбы с сиротством, в особенности - ее государственная часть, фактически не справляются с российской ситуацией, не достигает тех целей, которые должна достигать.

«Внутренние» проблемы борьбы с сиротством очень условно можно разделить на экономические, юридические, социально-культурные, педагогические, организационные, стратегические, а также проблемы, связанные с тем, как сиротство представлено в общественном мнении.

. Экономические проблемы.

Многие эксперты отмечают, что система российских пособий при беременности и родах, для детей из бедных семей и тому подобное, не может рассматриваться, как экономический стимул рожать или принимать детей в семью. Ни одно из этих пособий не обеспечивает даже 25% среднего дохода домохозяйств, что является европейской нормой, - отмечают И.И. Корчагина, А.И. Пишняк, М.А. Малкова. Большинство экспертов согласны с тем, что необходимо увеличить размеры детского пособия и пособия для инвалидов детства, увеличить размер пособия одиноким матерям, по утере кормильца, придумать систему льгот для молодой семьи.

К экономическим проблемам борьбы с сиротством относится недостаточность средств, выделяемых государством: денег на зарплаты специалистам, на переобучение, на создание различных центров поддержки и сопровождения семьи.

. Юридические проблемы.

Долгое время в России существовали серьезные юридические проблемы в деле усыновления и других форм семейного устройства сирот. Сама процедура усыновления была сложной, длительной и запутанной. Сейчас такого рода проблемы в основном преодолены, однако принятым в сентябре 2008 года ФЗ № 48 оказались недовольны и усыновители, и патронатные организации.

С одной стороны, с принятием данного ФЗ № 48 усыновление стало самой материально невыгодной формой семейного устройства для потенциальных родителей. За ребенка в этом случае новым родителям полагается только единовременное пособие - 8860 рублей 54 копейки. По статистике на начало июля 2009 года усыновлены всего 5554 сироты.

Большинство семей теперь предпочитают оформлять опекунство. Попечителям, помимо единовременной выплаты в размере 9592 рублей 3 копеек, в зависимости от возраста ребенка полагается ежемесячно от 5410 до 6160 рублей, не считая существующих в отдельных регионах вознаграждений из местной казны и прочих доплат.

Многие эксперты считают, что необходима коррекция действующего закона и другие изменения законодательства, например, в сторону дифференциации размеров и направлений государственной помощи для категорий «сироты» и «социальные сироты».

. Социальные и культурные проблемы.

За десятилетие гражданской войны и первых лет строительства был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями. Практически уничтоженными оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство, считавшие основами своего существования продолжение рода, семейные узы и связи, уважение к старшим.

Последовавший затем советский социализм предлагал технократическую модель семьи, где различные общественные приспособления: ясли, детские сады, школы с продленным днем и интернаты должны были «освободить» родителей от хлопот, связанных с воспитанием детей, а заодно - и от тесных эмоциональных связей с ними. После краха советского социализма общество не обрело новых ценностей, а процесс разрушения семьи продолжился.

С 2007 года государство объявило семейное устройство детей-сирот приоритетным направлением, но сама семья и ее поддержка не является приоритетом государственной социальной политики и значимым предметом общественного беспокойства. Однако, чтобы бороться с сиротством с помощью семейного устройства детей, необходимо, прежде всего, наличие стабильных семей, готовых брать детей на воспитание.

. Педагогические проблемы.

Педагогических проблем в области борьбы с сиротством много и они имеют разный характер.

Во-первых, в целом сирот значительно хуже обучают, чем других детей. Многие из них и сами не горят желание учиться, но, фактически, не существует системы обучения, которая учитывала бы их особенности и была бы при этом эффективной. Достаточно сложно они интегрируются и в обычных школах и профессионально-технических заведениях.

Во-вторых, крайне низок уровень знаний в обществе о самом сиротстве - о его масштабах, причинах, способах борьбы с ним. В обществе имеют хождение самые фантастические мифы о феномене сиротства и самих сиротах.

В-третьих, низок и профессиональный уровень специалистов, работающих с сиротами - педагогов, воспитателей, психологов, социальных работников и работников различных центров сопровождения семей и сирот. Это отмечают многие эксперты и признают необходимость колоссальной образовательной работы.

Недостаточно высок уровень представлений о сиротстве специалистов-медиков. В частности, если речь идет о ребенке, родившемся с серьезными проблемами здоровья, многие врачи, выступая в качестве «институализированного советчика» часто наставляют родителей на путь отказа от ребенка. По-прежнему, широко распространено мнение «Вы еще родите другого, нормального, а этого оставьте». И другие специалисты все еще искренне считают, что ребенку, например, с ДЦП, в интернате лучше, чем в семье - «там качественный уход» - говорят они. То есть работа должна вестись не только с общественностью, но и, в первую очередь, со специалистами, оказывающими непосредственное влияние на принятие родителями решения.

. Проблемы, связанные с тем, как сиротство представлено в российском общественном сознании.

В российском обществе наблюдается низкий уровень осведомленности как о самой проблеме, так и о способах ее решения. Усыновление и помещение в сиротское учреждение - по-прежнему две самых известных формы устройства сирот. Искаженно и представление о законодательстве относительно сиротства. Можно отметить низкую личную вовлеченность населения. Больше 75 % опрошенных считают, что сиротам должно помогать государство. Каждые четверо из пяти опрошенных уверенны, что простые граждане не должны принимать в этом участие. Те, кто оказывает помощь, то есть помогает в основном материально, концентрируясь на дарении игрушек и вещей.

Идея об усыновлении ребенка не присутствует в сознании людей. Эти 75% опрошенных даже никогда и не задумывались о том, чтобы взять ребенка в семью. Бытует представление о сиротах как об обезличенной массе. Причем, эта масса, по представлениям, очень велика. В общественном мнении доминирует показатель «тысячи». К сожалению, в нашем обществе сложился устойчивый негативный стереотип о детях-сиротах. 89% высказываний, характеризующих детей-сирот, дают отрицательную характеристику этим детям: «дети с тяжелыми наследственными заболеваниями», «яблоко от яблони недалеко падает», « детей плохая генетика», «это дети наркоманов и алкоголиков с их генами», «запущенность», «дети все с отклонениями».

. Организационные проблемы.

Сложившаяся в России система выявления, сопровождения и устройства детей-сирот является сложной, многоуровневой и многофункциональной, а проще сказать - запутанной, громоздкой и разделенной по ведомствам. Она характеризуется фрагментарностью и ведомственной разобщенностью, отсутствием эффективной координации работы, ориентированностью на управление учреждениями, а не на результаты, слабостью мониторинга и индивидуальной работы с детьми.

Органы опеки и попечительства играют ключевую роль в системе сопровождения и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Из-за множественности функций и многочисленности персонала органов опеки, они фактические не в состоянии осуществлять индивидуальное сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Отсутствуют федеральная и региональные структуры органов опеки и попечительства.

Координирующую роль в системе социальной защиты детей призваны играть комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). Их функции часто совпадают с обязанностями органов опеки, что приводит к дублированию в работе, снижению ответственности за достижение позитивных результатов их деятельности.

. Стратегические проблемы борьбы с сиротством.

Под стратегическими проблемами понимаются проблемы, связанные с главными направлениями борьбы с сиротством и ее основными целями.

Одна из таких проблем, связанная именно с пониманием целей и природы борьбы с сиротством - отсутствие профилактики сиротства. Под профилактикой сиротства очень многие специалисты, занимающиеся судьбами и устройством сирот, понимаю, фактически, работу с уже состоявшимися сиротами, а не работу, предупрежденную их появление.

По мнению многих экспертов, в эпицентре стоит разрушение семейных ценностей, общее снижение морали и нравственности в обществе, отсутствие воспитательной работы с детьми. Очень важно защитить, прежде всего, законодательно, несовершеннолетних от влияния индустрии, зарабатывающей на сексе как на товаре или услуге.

Фундаментальной профилактикой социального сиротства является создание условий для обретения несовершеннолетними ответственной позиции по отношению к себе и к миру в школьном и семейном воспитании. Из школы практически уходит воспитательный процесс.

Невозможно с позиции системного подхода сделать обучение эффективным без влияния на личность в целом. В семьях нравственное воспитание ослабело из-за большой занятости большинства родителей и невозможности адекватной опоры на многолетние традиции семейного воспитания из-за новых резких изменений общественно-экономических основ жизни с 1993 года.

Таким образом, в деле борьбы с сиротством существует очень много проблем, и необходимо заниматься их комплексным решением. Самыми острыми среди них являются:

- недостаточность финансовых и организационных ресурсов;

непродуманность размеров этой поддержки в случаях разных форм семейного устройства, демотивирующая некоторые его формы;

отсутствие адекватных форм образования детей-сирот и воспитательной работы с ними;

низкий уровень понимания проблемы сиротства общественности и многими специалистами в целом, которые непосредственно влияют на их судьбу;

негативные стереотипы и мифы общественного сознания в связи с проблемой сиротства;

слабая профилактика сиротства.

Наши рекомендации