Советская архитектура
Советская архитектура 20-х годов развивалась в ключе двух авангардных стилей: конструктивизма и рационализма. Первое направление основывалось на приоритете функционального назначения зданий, которое чётко выразил основоположник данного стиля французский архитектор Шарль Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья». Оно отрицало какие-либо декоративные элементы. Форма здания должна была соответствовать функции, поэтому для данного стиля были характерны совмещение цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями, сочетание разных по композиции объемов.
Конструктивизм нашёл отражение в творчестве членов ОСА (Объединение советских архитекторов), основанного в 1926 г. братьями Александром, Виктором и Леонидом Весниными и Моисеем Гинзбургом. Он широко использовался в строительстве общественных и производственных зданий: московских Домов культуры (например, Дворца культуры Московского автозавода, 1930–1934 гг., архитекторы – братья Веснины), фабрик-кухонь, театров, здания Московского телеграфа, а также жилых домов – так называемых «домов-коммун» (общежитие-коммуна Текстильного института на улице Орджоникидзе в Москве) и даже школ. Особая «пролетарская» эстетика отразилась в проекте братьев Весниных здания Дворца Труда в Москве.
Для близкого конструктивизму архитектурного рационализма было приоритетно восприятие пространства человеком. В 1923 году приверженцы этого направления объединились в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА), в которую вошли Николай Ладовский, Николай Докучаев, Владимир Кринский и другие. Примером рационализма в архитектуре может служить жилой комплекс на Шаболовке (проект группы архитекторов под руководством Н. Травина). Однако оторванный от насущных практических потребностей строящегося государства полёт фантазии архитекторов данного направления (что выражалось, например, в появлении проектов «летающих городов» Георгия Крутикова) стал поводом для обвинения его представителей в формализме. Одним из шедевров архитектуры 20-х годов является напоминающий шумерский зиккурат Мавзолей Ленина архитектора Алексея Щусева. Изначально он был выполнен из дерева, а к 1930 г. был заменен гранитным.
В 30-е годы конструктивизм постепенно уступает место новому стилю – постконструктивизму или ар-деко. В отличие от архитектурной «аскетизма», характерного для конструктивизма 20-х годов, постконструктивизм 30-х был богаче. В качестве украшений использовались углубленные своды арок, открытые обходные лоджии с колоннами на верхнем этаже, безордерные колонны, настенные изображения ярких цветов. Для постконструктивизма типично тяготение к горизонталям. Образцами данного стиля могут служить «Дом на набережной» в Москве (архитектор Борис Иофан), школа № 518 в Замоскворечье (архитектор Иван Звездин), а также не сохранившийся до нашего времени жилой дом на шоссе Энтузиастов (архитекторы Г.С. Гурьев-Гуревич, А.М. Зальцман) и др.
Во второй половине 30-х годов постконструктивизм уступил место советскому монументальному классицизму или «советскому неоклассицизму». Во многом развитие данного стиля было связано с эстетическими пристрастиями Сталина, который ценил классику с её ориентацией на вечность и полагал, что именно это направление сможет наиболее выразительно, ярко и монументально передать дух эпохи. Особенностями данного стиля являются тяготение к ансамблю, богатый декор, колоннада, ордер, штукатурные фасады с лепниной и скульптурой. В советском неоклассицизме преобладала подчёркнутая вертикаль, здания вытянуты и обращены ввысь.
При всей монументальности и торжественности архитектура 30-х годов была человечна и свободолюбива, продолжая традиции дореволюционные русской архитектуры. Основоположниками советского неоклассицизма по праву считаются архитекторы Иван Жолтовский и Иван Фомин. Принципы неоклассицизма нашли свое отражение в Генеральном плане реконструкции Москвы (1935 г.), воплотились в жилом доме на Моховой (арх. И.В. Жолтовский), в здании Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ; арх. Сергей Чернышев и Албури Алхазов). В период с 1931 по 1955 г. в стиле неоклассицизма были значительно перестроены большие транспортные магистрали: улица Горького (Тверская), Ленинский, Ленинградский и Кутузовский проспекты, Садовое кольцо. Важно отметить, что при расширении магистралей в Москве дома, представлявшие историко-культурную ценность не сносили, а передвигали при помощи специальных технологий вглубь жилых массивов.
В 1933 г. была создана Академия архитектуры СССР, которая занималась фундаментальными исследованиями по истории и теории отечественного и мирового зодчества. Социалистический реализм, провозглашенный в 1937 г. на Первом Всесоюзном съезде советских архитекторов как основополагающий принцип нового зодчества, предполагал развитие в многонациональной советской стране архитектуры, как тогда формулировали, «социалистической по содержанию и национальной по форме». Было найдено интересное решение, воплощенное в стилистическом синтезе традиций русской архитектурной классики и национальных мотивов зодчества народов СССР. Примером такой эклектики может служить здание Института истории партии при ЦК КП Грузии, возведенное по проекту А.В. Щусева, или здания по проектам Александра Таманяна в Ереване.
Особое значение в 30-е годы приобрело развитие градостроительства. В первую очередь отстраивалась столица. В Москве в 1935 году открылась первая линия метрополитена имени Л.М. Кагановича[(от «Сокольников» до «Парка Культуры»), появились новые мосты, набережные. Был создан знаменитый Центральный парк культуры и отдыха им. Горького (ЦПКиО; арх. Александр Власов)
Велось экспериментальное строительство из крупных блоков по всей стране. С 1940 г. жилищное строительство проводилось в основном по проектам типовых секций.