Сущность и организация подготовки
Давно известно, что деятельность сотрудников МВД насыщена психологическими факторами и трудностями. К условиям, вызывающим психологические трудности, относятся: некоторые метеорологические и стихийные, ночные условия, условия местности, особенности строений и объектов, некоторые особенности обстановки (внезапность возникновения, неожиданность, неясность, быстрая изменчивость и др.), неправомерные действия правонарушителей, применение ими оружия, пресечение многих видов правонарушений, условия противодействия и конфликтного общения, психологические и педагогические особенности лиц, с которыми приходится иметь дело. Затрудняют принятие и исполнение целесообразных решений и состояния граждан (возбужденность, истеричность, враждебность, агрессивность, невменяемость и пр.), хитрость, скрытность и лживость некоторых из них, вызывающее и провоцирующее поведение. Осложняют деятельность и внутренние состояния самого сотрудника (возбужденность, гнев, ненависть, тревожность, обостренное чувство ответственности, а также усталость, лень, установка на упрощение выполняемых действий, расслабленность, сниженная бдительность и мобилизованность и др.).
Важно не только то, что сотрудники испытывают психологические трудности, но еще больше то, что, находясь в затруднительных ситуациях, человек, как правило, действует хуже, допускает ошибки, которые умножаются и становятся более вредоносными. Это создает угрозу качеству выполнения задач, здоровью и даже жизни. В последнее время трудности правоохранительной деятельности возросли, и игнорировать их и последствия недопустимо. Сотрудникам необходимо понимание психологических факторов, их влияния на решение оперативно-служебных и служебно-боевых задач, на преодоление личных трудностей, сохраняя самообладание.
Цель подготовки сотрудника к действиям в психологически трудных условиях — профессионально-психологическая подготовка 6. Она призвана сформировать профессионально-психологическую подготовленность сотрудников, которая должна стать непременным компонентом их современного профессионального мастерства.
Сущность подготовки выражена в формировании главных компонентов профессионально-психологической подготовленности сотрудника, раскрытых юридической психологией. К ним относятся:
1) профессионально-психологические знания. Это преимущественно не абстрактные психологические знания, а «работающие», отражающие практику деятельности сотрудников ОВД;
2) профессионально-психологические навыки и умения. Представляют собой освоенные сотрудником способы действий, ориентированные на практический учет психологических аспектов в его деятельности. Это:
а) аналитико-психологические умения — умение увидеть психологический аспект в юридических ситуациях и действиях, понять и верно оценить его, психологически обоснованно принять решение и наметить способ его реализации — умение психологически анализировать профессиональную ситуацию; умение осуществлять психологически анализ криминального события; умение психологически анализировать письма, заявления и жалобы граждан; умение психологически анализировать свидетельские показания; умение психологически анализировать и оценивать оперативную обстановку и др.;
б) тактико-психологические умения — освоенные способы психологических действий, приемы, включаемые в процесс решения юридических задач, повышающие его успешность. Это, например,
умение составлять психологический портрет лиц и групп, представляющих профессиональный интерес;
умение психологически грамотно вести профессиональное наблюдение;
умение вести психологическое наблюдение;
умения создавать благоприятные психологические условия для осуществления профессиональных действий; умение выбирать и создавать благоприятные ситуативные условия; умение психологически грамотно готовить и осуществлять профессиональное общение; умение устанавливать психологический контакт и доверительные отношения; умение предупреждать и преодолевать конфликты во взаимоотношениях; умение оказывать правомерное психологическое воздействие; умение пользоваться психологическими приемами для оптимизации профессионального мышления и др.;
в) технико-психологические умения связаны с использованием психологических средств в профессиональной деятельности (речевых, неречевых и поведенческих). Для мастера своего дела характерны умения правильно подобрать слова и выстроить фразы, произносить их с уместной эмоциональной окраской, придать с помощью мимики соответствующее выражение лицу, а позе и походке — нужную выразительность, представить себя, когда надо, умным и всезнающим или излагать и поддерживать легенду и др.;
3) профессионально развитые психологические качества (профессиональные способности). К числу важнейших отнесятся: профессиональные ощущения (повышенная чувствительность к профессионально важным признакам, звукам, запахам, к определению на ощупь температуры тела убитого, чувствительность периферического зрения, развитость «ночного» зрения и др.), профессиональные восприятия (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), профессиональная наблюдательность, профессиональная внимательность, профессиональная память (повышенно развитая способность к запоминанию фамилий, адресов, номеров автомашин, находящихся в розыске, фотографий, словесных и иных портретов лиц, проходящих по оперативным учетам, деталей ситуаций, имеющих юридическое значение, слов, показаний, данных о разных лицах, сведений, хранящихся в материалах дела оперативного учета или уголовного дела, и др.); профессиональные представления (развитая способность хорошо представлять в уме план города, микрорайона, предстоящие действия; мысленно проигрывать планируемую ситуацию задержания и др.), профессиональное мышление, профессиональный артистизм (способность к перевоплощению, ролевому поведению и др.), профессиональная бдительность, готовность к неожиданному развитию событий и др.;
4) профессионально-психологическая устойчивость — особый компонент профессионально-психологической подготовленности юриста, сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающий возможность действовать в любых сложных и опасных условиях без снижения эффективности и качества решения задач.
Сущность и детализированная структура профессионально-психологической подготовленности сотрудника правоохранительных органов, раскрытая юридической психологией, выступает основой для построения педагогической системы как взаимосвязанной целостности подготовки, включающей цели, задачи, содержание, формы, организацию, методику, обеспечение, критерии эффективности и др.
Основные задачи профессионально-психологической подготовки:
• вооружение сотрудников психологическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими трудностей правоохранительной деятельности и учета при принятии решений;
• развитие профессионально-психологической ориентированности личности сотрудников — устойчивой установки на учет и грамотное преодоление психологических трудностей своей деятельности;
• формирование профессионально-психологических умений и навыков;
• профессиональное развитие необходимых для успешных действий профессионально важных психологических качеств и устойчивости;
• психологическая закалка (повышение надежности) важнейших профессиональных навыков и умений, обеспечивающая их наилучшее проявление в трудных условиях.
Профессионально-психологическая подготовка базируется не на изучение основ психологии, а на получении прикладных знаний, обучении психологически эффективным действиям.
Необходимы различные виды профессионально-психологической подготовки, делящиеся по специальностям (профессионально-психологическая подготовка оперативного состава, следователей, прокуроров, таможенных служащих, сотрудников госнаркоконтроля, личного состава спецподразделений и др.), по специфике задач и условий их выполнения (профессионально-психологическая подготовка к задержанию вооруженного правонарушителя, действиям ночью, при чрезвычайных обстоятельствах, общению с разными категориями граждан), по категориям персонала (профессионально-психологическая подготовка рядового и младшего, среднего, старшего начальствующего состава). Они отличаются по содержанию, методике, обеспечению.
Существует два основных направления профессионально-психологической подготовки:
1) подготовка в ходе изучения различных профессиональных вопросов в ходе СБП;
2) введение в программу подготовки специального раздела (регулярные занятия в течение всего года).
Для использования возможностей первого направления необходимо, чтобы:
• в организационно-методических указаниях, программах, методических разработках, в ходе методической подготовки руководителей всех занятий присутствовали положения, указания, напоминания о необходимости повышать профессионально-психологическую подготовленность сотрудников для успешного решения трудных специальных задач;
• в планах занятий в виде дополнительных целей и задач конкретно указывались компоненты профессионально-психологической подготовленности обучающихся, которые могут и будут у них формироваться, совершенствоваться, закрепляться;
• руководителями занятий хорошо были продуманы возможности занятий для формирования профессионально-психологических знаний, навыков, умений, качеств и методика их формирования;
• были определены и созданы психологически трудные условия, приближенные к реальным служебным, исключены условности и упрощенчество и продуманы меры безопасности.
Формами специальных занятий по профессионально-психологической подготовке являются лекции, уроки, тактические летучки, семинары, практические занятия, психологические тренинги и упражнения, психотехнические игры, тактические игры, учения, просмотр специальных фильмов. На практические формы обучения приходится до 90% учебного времени, отводимого на подготовку.
Опыт и исследования показывают, что практическая деятельность сотрудников стихийно, по механизму научения, повышает их профессионально-психологическую подготовленность, но это процесс идет медленно и неравномерно, с неодинаковой успешностью, часто не достигает нужного уровня. Будучи целенаправленной и научно корректной, профессионально-психологическая подготовка ускоряет данный процесс, позволяет добиться лучшего результата и быстрее в 7—10 раз.