Упражнения (на беспредметное действие)

Придумать и проделать упражнение на следующие действия (по три-пять на каждое): ввинчивать, откупоривать, надав­ливать, крутить, разрывать, расправлять, отталкивать, при­гибать, растягивать, распяливать, отталкивать, вонзать, подтягивать, вышибать, крутить, наваливаться, гнуть, бо­роться, накачивать.

  1. Тащить упрямого осла.
  2. Затягивать узлы.
  3. Бороться с воображаемым удавом.
  4. Вытягивать из воды якорь.
  5. Передвигать шкаф, навалившись на него или толкая ру­ками.
  6. Откупорить бутылку.
  7. Вонзить меч.
  8. Разломать о колено палку.

«Неожиданный рывок»

Упражнения (совместно с партнером).

  1. Многократно повторяются рывки и толчки на плечо, на руку через веревку (плечо под действием удара пода­ется в стороны, а голова остается неподвижной).
  2. Закручивание рук за спину, неожиданные толчки в спи­ну, в плечо (перед рывком и толчком все мышцы рас­слаблены).

Повторить с воображаемым партером.

Упражнения (с воображаемым партнером).

  1. Собака на поводке - резкий рывок (собака бежит за кошкой).
  2. Вы ведете малыша за руку - он внезапно останавлива­ется.
  3. Вас схватили за шиворот, потянули за ухо.

«Единая линия»

Упражнения (на соблюдение «единой линии» - горизонталь­ные и вертикальные оси).

Действуйте с такими предметами, как: метла, кочерга, топор, байдарочное весло, шест, бревно, лист стекла, корыто.

В четыре руки (с партнером): взять из рук партнера бутылку, закрыть вместе с ним борт машины, поднять носилки.

Придумать и показать коллективные упр. на «единую линию» в горизонтальном и вертикальном положении. Примеры: достать ухватом из печки чугун, бросать лопатой уголь в печь (горизонтальное положение), скалывать ломом лед (вертикальное).

«Тьма» при ярком свете

Упражнения

  1. Тренаж технических навыков - в незнакомой обстанов­ке, действуя на ощупь, определите, какие предметы попадаются на вашем пути (предмет - рука «что ты та­кое?», «что в тебе?», «каков ты на вкус?», «на запах?»). Например, отыскать нужный предмет - березовое полено среди дров.
  2. Действие в «темноте» с определенной задачей: найди какой-либо предмет среди многих других.
  3. Оправдание «темноты» - перегорела лампочка, погасла свеча, налет вражеской авиации и т.п.

Беспредметные действия - гаммы для мима - их надо повто­рять всю жизнь.

Пластическая выразительность

Балет, акробатика - вот еще дисциплины, которые будуще­му пантомимисту необходимы в первую очередь.

Упражнения на «три оси».

  1. Повернуть голову, оставив туловище в прежнем положе­нии.
  2. Максимально развернуть плечи, оставляя неподвижными бедра и голову

Голова

Упражнение (на «шарнирность» шеи).

  1. Круговые движения - по ходу часовой стрелки и обрат­но, постепенно усложняя повороты - вначале склонив голову на грудь и поворачивать ее, отводя назад, по­том вновь на грудь и опять назад (плечи при этом дол­жны оставаться неподвижными).
  2. Узбекский танец головы.

Упражнения (на передачу чувств).

  1. Смирение, почтительность, заискивание...
  2. Превосходство, высокомерие...
  3. Отказ, согласие.

Корпус

Упражнение (на внутреннее состояние человека).

  1. Плечами: каприз, недоумение, презрение...
  2. Грудью: самодовольство.
  3. Спиной: страдание, угодливость, хохот, ударц бича...
  4. Корпус: извивающееся тело пленника, показать «што­пор» ввинчивающийся в бутылку...

Руки

Упражнения.

  1. Разделите мысленно руки на две части - от плеча до локтя и от локтя до кисти. Поднимая руку перед собой - первая двигается первая часть - от плеча до локтя, а затем, догоняя ее, вторая часть - от локтя до кис­ти. Движение плавное, без рывков, единой линией, ло­кти следует направлять не к телу, а от него. Кисть при этом немного отстает, а дойдя до цели, она долж­на мягко откинуться в сторону (быть слегка на отлете).
  2. «Отстающей кисть» - руки поднимаются вверх, отводят­ся в стороны, вытягиваются перед собой - кисти в ка­ждом случае отстают от движения руки, свободно, мяг­ко повисая. Руки - вниз - вверх - влево - вправо - мягкое «перекатывание» отстающей кисти. Руки навст­речу друг другу - одна вверх, другая вниз - кисти отстают (как движения косынки, которую полощут в ре­ке).

Упражнения (на тренировку подвижности пальцев)

  1. Сжимание пальцев в кулак и энергичное его раскрытие.
    Пальцы разлетаются в разные стороны.
  2. «Волны», которые делают пальцы в отдельности.
  3. Игра на воображаемом рояле, гитаре и др.

Ноги.

Упражнения.

  1. «Сценический крест»: в зрительный зал – несколько левее или правее - направлены пальцы лишь одной ступ­ни, второй же - в сторону кулис; тяжесть тела перено­сится на ту ногу, которая направлена в зрительный зал, другая нога слегка согнута в колене (классичес­кое положение).
  2. Характерные походки (профессиональные): поступь мо­ряка, кавалериста, фехтовальщика, балерины; походки ребенка и старика...
  3. Передать настроение: дрожащие ноги труса, скачущие ноги счастливого человека, ноги угодливого шаркуна, ноги смельчака (характерность) – (делать с ширмой, закрывающей корпус).

Культура жеста

Избегать мелкие жесты, куцые, жесты «пластического бор­мотания».

Широкий жест

Жест должен быть точным, ярким и широким. Упражнения (на овладение широкими жестами).

  1. (порядок тренировки обычный: сначала настоящий пред­мет, затем воображаемый, при точном сохранении его обьема и веса) Игра в городки, метание диска, копья, ядра...
  2. Воспроизведение трудового процесса: косить траву, колоть дрова...
  3. «Оркестр» - каждый студиец воспроизводит игру на каком-либо инструменте; роль дирижера исполняется поочеред­но (фонограмма) – (это упр. развивает пластику, вни­мание, чувство ритма, общение с партнером, у дириже­ра - подчинить коллектив своему волевому пластическо­му жесту).
  4. Воспроизведение повадок различных животных, птиц, рыб: кошка, которая охотится за мышью или отряхивает­ся от капель дождя; воробей, урывающий крохи от завт­рака голубей... (упр. на узнавание зрителями).
  5. «Матадор» - тренироваться следует вдвоем, поперемен­но меняясь ролями «матадора» и «быка» (материя и шпага в руках обязательны).
  6. «Плотогон» - мим встает на небольшой коврик в метре от стены. Упершись концом длинного шеста в стену, на линии пола, мим должен оттолкнуться (отжаться) от стены и проскользить как можно дальше на всю длину шеста, перебирая по нему руками. (рис. 1)

а) Без коврика - не двигаясь с места, с усилием перех­ватывать шест по всей его длине, действуя как с нас­тоящим шестом (помня о «единой линии»).

б) Выполняя те же движения с шестом, передвигаться вбок, по ходу воображаемого плота, при этом производить особые движения ступнями ног, соединяя то носки, то пятки (рис. 2 и 3).

  1. «Борьба с воображаемым противником» - расчленение ее процесса на короткие фазы-этапы, запоминание и отбор наиболее выразительных движений.

Упражнения (на беспредметное действие) - student2.ru

рис.1 рис. 2 и 3

Эмоциональная пластика

Исключить все моменты представления.

Упражнения.

Наши рекомендации