Упражнения (на беспредметное действие)
Придумать и проделать упражнение на следующие действия (по три-пять на каждое): ввинчивать, откупоривать, надавливать, крутить, разрывать, расправлять, отталкивать, пригибать, растягивать, распяливать, отталкивать, вонзать, подтягивать, вышибать, крутить, наваливаться, гнуть, бороться, накачивать.
- Тащить упрямого осла.
- Затягивать узлы.
- Бороться с воображаемым удавом.
- Вытягивать из воды якорь.
- Передвигать шкаф, навалившись на него или толкая руками.
- Откупорить бутылку.
- Вонзить меч.
- Разломать о колено палку.
«Неожиданный рывок»
Упражнения (совместно с партнером).
- Многократно повторяются рывки и толчки на плечо, на руку через веревку (плечо под действием удара подается в стороны, а голова остается неподвижной).
- Закручивание рук за спину, неожиданные толчки в спину, в плечо (перед рывком и толчком все мышцы расслаблены).
Повторить с воображаемым партером.
Упражнения (с воображаемым партнером).
- Собака на поводке - резкий рывок (собака бежит за кошкой).
- Вы ведете малыша за руку - он внезапно останавливается.
- Вас схватили за шиворот, потянули за ухо.
«Единая линия»
Упражнения (на соблюдение «единой линии» - горизонтальные и вертикальные оси).
Действуйте с такими предметами, как: метла, кочерга, топор, байдарочное весло, шест, бревно, лист стекла, корыто.
В четыре руки (с партнером): взять из рук партнера бутылку, закрыть вместе с ним борт машины, поднять носилки.
Придумать и показать коллективные упр. на «единую линию» в горизонтальном и вертикальном положении. Примеры: достать ухватом из печки чугун, бросать лопатой уголь в печь (горизонтальное положение), скалывать ломом лед (вертикальное).
«Тьма» при ярком свете
Упражнения
- Тренаж технических навыков - в незнакомой обстановке, действуя на ощупь, определите, какие предметы попадаются на вашем пути (предмет - рука «что ты такое?», «что в тебе?», «каков ты на вкус?», «на запах?»). Например, отыскать нужный предмет - березовое полено среди дров.
- Действие в «темноте» с определенной задачей: найди какой-либо предмет среди многих других.
- Оправдание «темноты» - перегорела лампочка, погасла свеча, налет вражеской авиации и т.п.
Беспредметные действия - гаммы для мима - их надо повторять всю жизнь.
Пластическая выразительность
Балет, акробатика - вот еще дисциплины, которые будущему пантомимисту необходимы в первую очередь.
Упражнения на «три оси».
- Повернуть голову, оставив туловище в прежнем положении.
- Максимально развернуть плечи, оставляя неподвижными бедра и голову
Голова
Упражнение (на «шарнирность» шеи).
- Круговые движения - по ходу часовой стрелки и обратно, постепенно усложняя повороты - вначале склонив голову на грудь и поворачивать ее, отводя назад, потом вновь на грудь и опять назад (плечи при этом должны оставаться неподвижными).
- Узбекский танец головы.
Упражнения (на передачу чувств).
- Смирение, почтительность, заискивание...
- Превосходство, высокомерие...
- Отказ, согласие.
Корпус
Упражнение (на внутреннее состояние человека).
- Плечами: каприз, недоумение, презрение...
- Грудью: самодовольство.
- Спиной: страдание, угодливость, хохот, ударц бича...
- Корпус: извивающееся тело пленника, показать «штопор» ввинчивающийся в бутылку...
Руки
Упражнения.
- Разделите мысленно руки на две части - от плеча до локтя и от локтя до кисти. Поднимая руку перед собой - первая двигается первая часть - от плеча до локтя, а затем, догоняя ее, вторая часть - от локтя до кисти. Движение плавное, без рывков, единой линией, локти следует направлять не к телу, а от него. Кисть при этом немного отстает, а дойдя до цели, она должна мягко откинуться в сторону (быть слегка на отлете).
- «Отстающей кисть» - руки поднимаются вверх, отводятся в стороны, вытягиваются перед собой - кисти в каждом случае отстают от движения руки, свободно, мягко повисая. Руки - вниз - вверх - влево - вправо - мягкое «перекатывание» отстающей кисти. Руки навстречу друг другу - одна вверх, другая вниз - кисти отстают (как движения косынки, которую полощут в реке).
Упражнения (на тренировку подвижности пальцев)
- Сжимание пальцев в кулак и энергичное его раскрытие.
Пальцы разлетаются в разные стороны. - «Волны», которые делают пальцы в отдельности.
- Игра на воображаемом рояле, гитаре и др.
Ноги.
Упражнения.
- «Сценический крест»: в зрительный зал – несколько левее или правее - направлены пальцы лишь одной ступни, второй же - в сторону кулис; тяжесть тела переносится на ту ногу, которая направлена в зрительный зал, другая нога слегка согнута в колене (классическое положение).
- Характерные походки (профессиональные): поступь моряка, кавалериста, фехтовальщика, балерины; походки ребенка и старика...
- Передать настроение: дрожащие ноги труса, скачущие ноги счастливого человека, ноги угодливого шаркуна, ноги смельчака (характерность) – (делать с ширмой, закрывающей корпус).
Культура жеста
Избегать мелкие жесты, куцые, жесты «пластического бормотания».
Широкий жест
Жест должен быть точным, ярким и широким. Упражнения (на овладение широкими жестами).
- (порядок тренировки обычный: сначала настоящий предмет, затем воображаемый, при точном сохранении его обьема и веса) Игра в городки, метание диска, копья, ядра...
- Воспроизведение трудового процесса: косить траву, колоть дрова...
- «Оркестр» - каждый студиец воспроизводит игру на каком-либо инструменте; роль дирижера исполняется поочередно (фонограмма) – (это упр. развивает пластику, внимание, чувство ритма, общение с партнером, у дирижера - подчинить коллектив своему волевому пластическому жесту).
- Воспроизведение повадок различных животных, птиц, рыб: кошка, которая охотится за мышью или отряхивается от капель дождя; воробей, урывающий крохи от завтрака голубей... (упр. на узнавание зрителями).
- «Матадор» - тренироваться следует вдвоем, попеременно меняясь ролями «матадора» и «быка» (материя и шпага в руках обязательны).
- «Плотогон» - мим встает на небольшой коврик в метре от стены. Упершись концом длинного шеста в стену, на линии пола, мим должен оттолкнуться (отжаться) от стены и проскользить как можно дальше на всю длину шеста, перебирая по нему руками. (рис. 1)
а) Без коврика - не двигаясь с места, с усилием перехватывать шест по всей его длине, действуя как с настоящим шестом (помня о «единой линии»).
б) Выполняя те же движения с шестом, передвигаться вбок, по ходу воображаемого плота, при этом производить особые движения ступнями ног, соединяя то носки, то пятки (рис. 2 и 3).
- «Борьба с воображаемым противником» - расчленение ее процесса на короткие фазы-этапы, запоминание и отбор наиболее выразительных движений.
рис.1 рис. 2 и 3
Эмоциональная пластика
Исключить все моменты представления.
Упражнения.