Мероприятия по допризывной подготовке в старших классах как фактор позитивного отношения молодёжи к армии
Военно-патриотическое воспитание как образовательная технология формирует у юного гражданина важнейшие морально-нравственные качества, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку.
Традиционно уроки ОБЖ по разделу основ военной службы (старшая школа)
являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников и работе с допризывной молодежью. Основная их цель – формирование гражданской позиции, патриотизма и ответственности за свою судьбу и судьбу государства.
Можно предположить, что допризывная подготовка исключительно с точки зрения предмета ОБЖ недостаточно полно раскрывает полноту данной деятельности, поскольку зачастую упирается в правила техники безопасности и физический компонент подготовки. Моральная сторона формирования позитивного облика военнослужащего остаётся неохваченной.
В связи с этим возникает необходимость модернизации открытых уроков в старших классах.
В данном контексте актуальны несколько направлений работы, позволяющих активизировать и оптимизировать процесс взаимодействия ведущего и учеников на открытых уроках, посвящённых формированию позитивного отношения молодёжи к армии:
· Сотворчество педагога, учащихся и родителей, coвместная деятельность - планирование, совместное обсуждение и решение проблем, в том числе спортивно-оздоровительная (например, совместная подготовка и проведение таких мероприятий, как дни здоровья и дни защиты детей, соревнования по военно-спортивному ориентированию, учения и тренировки по гражданской обороне и действиям в ЧС и др.)
· Внедрение культурного компонента, в частности на уроках истории (просмотр кинофильмов, встречи с военными, ветеранами и т.д.)
· Социальное партнерство (расширение и развитие культурных, образовательных, спортивных связей с различными учреждениями, «обмен» специалистами, участие специалистов силовых структур в проведение уроков и досуговых мероприятий и др.)
· Привлечение специалистов различных ведомств позволяет сделать образовательное пространство более открытым, и помогает решить задачи, как профессионального становления старшеклассников, так и способствует формированию военно-патриотического и духовно-нравственного потенциала учащихся школы.
· Взаимодействия детей разного возраста, которое выполняет множество социально-педагогических функций, предусматривает организацию совместной деятельности и общение учащихся разных классов во внеклассной работе.
· Использования воспитательного потенциала города, природы, культурного наследия, а также влияние школы на формирование гражданской позиции учащихся. (показателем эффективности военно-патриотического воспитания на основе культурно-исторических традиций является социальная активность школьников, которая проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия, при этом особую воспитательную функцию выполняют школьные традиции в подготовке и проведении таких мероприятий как Вахта памяти – День Снятия Блокады, День Победы и др.)
Подобная работа в образовательных учреждениях должна включать в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Мероприятия по допризывной подготовке должны быть плановыми, системными, и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Немаловажен своевременный мониторинг. Он должен проводиться как в начале, так и в конце цикла открытых уроков. Это позволит выявить динамику отношения молодёжи к армии, а также выяснить, какое из направлений работы более актуально и больше нравится молодёжи.