Работа в тетради «Русский язык» №1 4 страница

Упражнение 5 отработка умения читать транскрипцию и делать на её основе буквенную запись, передавая мягкость согласных с помощью гласных букв и ь. Выполняется фронтально, с поочерёдным выходом учащихся к доске. Учитель обращает внимание детей на то, что надо быть внимательным при записи имён собственных.

Дополнительный вопрос: 1) Всегда ли можно мягкость согласных обозначить с помощью гласных букв?

Правильно выполненное задание:

Кó[л’а] Кóля кó[л’й’ а] кóлья
сé[м’а] сéмя се[м’й’á] семья́́
по[л’ó]т полёт по[л’й’ó]т польёт
со[л’ý] солю́ со[л’й’ ý] солью́

Упражнение 6 отработка осознанности чтения и умения выбрать правильный знак препинания в конце предложения в соответствии со смыслом предложения. Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой. Вариант выполнения: в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, учитель читает предложение с нужной интонацией, учащиеся слушают, самостоятельно ставят знак в конце предложения, знак обсуждается, после чего несколько учащихся прочитывают это предложение вслух с нужной интонацией. Дополнительные задания: 1) Одно из предложений после предварительной подготовки записать по памяти. 2) Записать любое интонационно окрашенное предложение в рабочую тетрадь.

Упражнение 7 отработка действия списывания. Объем выполнения упражнения зависит от темпа работы класса и регулируется учителем. Важно при этом оказать помощь слабым учащимся, предупредить случаи побуквенного списывания. Для этого можно вместе с учащимися слова собирались, отправить, произойти, исполнялось разделить на слоги, проведя под словами слоговые дуги. Возможные трудности связаны с написанием слов: настало, кончились, к бабушке, до отъезда, исполнялось, поэтому чтобы предупредить ошибки целесообразно до начала списывания попросить учащихся найти эти слова, подчеркнуть их, прочитать и при списывании обратить на них особое внимание. Выполняется письменно, самостоятельно.

Ваш комментарий к уроку

___________

___________

___________

___________

___________

Урок 41

Задачи урока: моделировать речевую ситуацию поздравления; наблюдать за текстами поздравительных открыток; наблюдать деформированный текст и восстановить правильную последовательность предложений; повторить функции ь; отработать порядок действий при списывании.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) моделирует речевую ситуацию поздравления. Выполняется фронтально. Ученики читают примеры поздравления из упражнения и выбирают тот, который в большей степени отвечает правилам речевого поведения. Следует обсудить с учениками, что, несмотря на то, что общаются друзья, все же слова при вручении подарка «Вот, держи, это тебе» являются не совсем вежливыми. Учитель может предложить ученикам привести свои примеры поздравления.

Рубрика «Обрати внимание» формулирует правило речевого поведения.

Упражнение 2 (речь) организует наблюдение текстов поздравительных открыток с целью различить текст на готовой открытке и текст, написанный подругой. Выполняется фронтально. Ученики должны не только определить, что второй текст написан подругой Лены, но также прийти к выводу о том, что какой бы красивой ни была купленная открытка, какие бы красивые слова там ни были написаны, все же человеку гораздо приятнее получить подписанную открытку, в которой сформулированы индивидуальные пожелания.

Упражнение 3 (речь) моделирует речевую ситуацию поздравления, формирует правила речевого поведения. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся, обязательно проводится в классах, где ученики испытывают трудности в изучении и усвоении русского языка (русский язык неродной). В этом случае необходимо именно моделировать ситуации, т.е. предлагать ученикам выступить в роли именинника и его гостей, произносить поздравления, слова при вручении подарка и ответные реплики. В ходе работы учитель корректирует речь учащихся, исправляя ошибки, помогая правильно сформулировать высказывание.

Упражнение 4 (язык) предлагает для анализа текст с нарушенным порядком предложений. Выполняется фронтально. Текст читают ученики, после чего в совместном обсуждении восстанавливают правильный порядок предложений. В классах с невысоким темпом работы текст можно не списывать. Если позволяет техническое оснащение класса, то учителю рекомендуется заранее подготовить исправленный текст и после работы учеников вывести его на доску через проектор.

Упражнение 5 (язык) отрабатывает порядок действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся.

Ваш комментарий к уроку

___________

___________

___________

___________

___________

Урок 42

Задачи урока: наблюдать за текстом, в котором нарушены точность и правильность выражения мысли, анализировать текст и выявлять ошибки; знакомить со словами, которые указывают, но не называют (местоимениями, термин не употребляется); повторить звуковой анализ слова и правило переноса слов.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) предлагает для обсуждения текст, в котором нарушены точность и правильность выражения мысли. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. При выполнении этого упражнения достаточно, чтобы ученики высказались о том, что ни сестра, ни они не поняли, о чем рассказывал мальчик.

Рубрика «Тайны языка» знакомит со словами, которые указывают, но не называют (местоимениями, термин не употребляется). Следует обратить внимание, что только на этом уроке впервые при перечислении слов вводятся термины «предметы» и «признаки». Допустимо задать к выделенным словам вопросы: предметы (что? – стол, кто? – человек), признаки (какой? – большой, деревянный, папин). На последующих уроках при закреплении умения задавать вопросы к словам учитель может комментировать вопросы, например: «Нужно найти слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, т.е. слова, называющие признаки» и т.п. Однако категорически не рекомендуется требовать от учеников усвоения данных терминов и отрабатывать задания, связанные с нахождением слов, называющих предметы, признаки, действия.

Рубрика «Давай подумаем» на основе текста из упр. 1 организует обсуждение проблемного вопроса. Сначала высказываются ученики, после чего читают ответы из упр.2.

Упражнение 2 (речь) учит соотносить собственный ответ с предложенными и выбирать из них наиболее точный и полный. Выполняется фронтально. Для парной работы предлагается только сильным ученикам. Следует подробно разобрать каждый из приведенных ответов и обратить внимание на то, что, например, в ответе Игоря содержится оправдание мальчика: Игорь не столько отвечает на вопрос, сколько пытается защитить героя стихотворения. Наиболее полный ответ дан Светой, которая указывает еще один недостаток речи мальчика, ведущий к непониманию: частый повтор слова «раз». Учителю важно подвести итог и сообщить ученикам правила речевого поведения: если мы кому-то что-то рассказываем, то важно, чтобы наша речь была в первую очередь точной, понятной, правильно оформленной, т.к. в противном случае слушающий нас не поймет.

Упражнение 3 (речь) предлагает для сравнения тексты, в одном из которых нарушены правила речевого общения. Выполняется фронтально. Рекомендуется, чтобы тексты прочитали сами ученики. Если техника чтения у учеников еще невысокая, то тексты читает учитель. Затем организуется обсуждение. Учитель предлагает ученикам воспользоваться ответами, которые приведены в упр. 2, и использовать их в качестве образцов.

Упражнение 4 (язык) повторяет звуковой анализ слова. Так как упражнение помечено значком «гиря», рекомендуется предложить это упражнение сильным ученикам для самостоятельной работы. Правильный ответ: оружие, ружьё, тяжелый, объяснит, язык.

Упражнение 5 (язык) повторяет правило переноса слов. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся аналогично упражнениям из предыдущих уроков.

Работа в тетради «Русский язык» № 2 (уроки 42-43)

Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1.

Упражнение 2 развитие связности движений, отработка написания линий сложной траектории и большой длительности за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основное условие работы – написание предлагаемых образцов за одно движение. При написании буквосочетаний аб и ад важно обратить внимание учащихся на то, что овал как элемент букв б и д прописывается снизу. При работе на всех четырех строчках стоит предложить прописать буквосочетание пять раз, а на оставшемся месте записать слово, которое начинается с отрабатываемого буквосочетания. Слова подбирают сами учащиеся, выбирается самое интересное, оно проговаривается учителем орфографически, а потом записывается учащимися, первые две буквы пишутся за одно движение.

Упражнение 3 отработка умения задать вопрос к слову, наблюдение за группами родственных слов. Выполняется письменно в парах. Можно предложить учащимся в парах договориться и одному писать слова первого столбика, а второму писать слова второго столбика. Если учитель считает целесообразным, можно до начала самостоятельного выполнения устно в ходе фронтальной работы задать вопрос к каждому слову. В ходе выполнения упражнения отрабатывается умение находить слово, с помощью которого можно объяснить значение родственных слов. Доказательством того будет развёрнутое толкование каждого слова. В ответах учеников должны быть указаны отличительные признаки родственных слов: близость значения и наличие общей части.

Вопросы: Что объединяет все слова в первом столбике? во втором? и т.п.

Дополнительные задания: 1) Предложить учащимся вспомнить другие слова, продолжая каждый ряд. 2) Списать любую группу слов по выбору в тетрадь.

Упражнение 4 наблюдение за соотношением звукового состава слова, переданного с помощью транскрипции, звуковой модели и буквенной записи этого же слова. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. В ходе проверки важно просить объяснить, в чем причина ошибки у тех учащихся, которые выполнили неверное соединение. Вариант выполнения: в классах с большим количеством учащихся, испытывающих трудности, выполняется фронтально с подробным комментированием. Учащиеся простым карандашом соединяют транскрипцию слова с соответствующей моделью, а затем уже с буквенной записью. Нарушение последовательности действий может привести к ошибкам. Учащиеся рассказывают о слове все, что видно по модели. Примерный ответ может быть таким: «В слове мел три звука, первый звук мягкий звонкий согласный, второй звук гласный, третий звук твёрдый звонкий согласный» и т. п.

Результат выполнения:

Для набора: Соединить стрелочками.

[м’эл]
 
з   к с
рысь
[рыс’]
 
з   к з
мель
[р’ис]
   
з   к с
мел
[м’эл’]
   
с   к з
рис
[пóл’ка]
  /    
с   к с с к
пóлка
  [пóлка]
  /    
с   к з с к
пóлька

Дополнительное задание: Назовите слова, которые имеют различия только в один звук (мел-мель, полка-полька).

Упражнение 5 направлено на осознание правил разборчивой грамотной записи слов. Начинается как фронтальное: в ходе устного обсуждения учащиеся подчеркивают выбранные слова, продолжается как самостоятельное: учащиеся вписывают слова.

Вариант выполнения: предложить открыть учебник на странице 122 и с опорой на учебник самостоятельно вписать пропущенные слова.

Упражнение 6 отработка умения находить слова, отвечающие на заданный вопрос. В сильном классе выполняется письменно в парах, в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в изучении русского языка, выполняется фронтально. Перед началом нужно обязательно прочитать все стихотворение, коротко обсудить, о чем оно и после этого приниматься за поиск слов, отвечающих на нужный вопрос. Учащиеся записывают по два слова в столбик, слова стихотворения могут быть распределены следующим образом:

кто? какой? что делает?
Вовка угрюмый сидит
Маруся дальний твердит
     

Возможная трудность: учащиеся могут предложить записать в третий столбик слово заберётся (что сделает?). В первом классе мы не знакомим с видовыми различиями, но нельзя оставлять ошибочный вариант. В этом случае необходимо ещё раз вернуться в постановке вопроса.

Упражнение 7 отработка действия списывания. Выполняется письменно самостоятельно. Возможную трудность может представлять написание слов известно, лучший, проказник, поэтому чтобы предупредить ошибки целесообразно до начала списывания попросить учащихся подчеркнуть опасные места. Слова продолжает, в маленьком, спокойно, вздумается, проказничает поделить на слоги, прочитать еще раз эти слова и при списывании обратить на них особое внимание. Внимание учащихся учитель обращает также и на постановку знаков препинания внутри и в конце предложений. Вариант выполнения: в классах с невысоким темпом работы не стоит предлагать списывать весь текст целиком, лучше более тщательно поработать над списыванием какой-то его части. После самостоятельного списывания, учитель просит учащихся проверить свою работу, обращая особое внимание на подчеркнутые места.

Дополнительные вопросы: 1) Есть ли в текстеоднокоренные слова? Назовите их.

2) Как называется сказка А. Линдгрен о Карлсоне?

Ваш комментарий к уроку

___________

___________

___________

___________

___________

Урок 43

Задачи урока: продолжить знакомить с особенностями объявлений; повторить реплики приветствия; моделировать ситуацию рассказа о театре; наблюдать за словами, значение которых не известно; учить рассуждать при выявлении места возможной ошибки при написании слова; знакомить с правописанием сочетаний чк, чн; отработать порядок действий при списывании.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) организует наблюдение за текстом объявления; повторяет причины использования восклицательных предложений; повторяет реплики приветствия; моделирует речевую ситуацию рассказа о театре. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Во время чтения ученики рассматривают в учебнике рисунок, на котором размещено объявление, и объясняют, зачем в объявлении так много восклицательных знаков (аналогичная работа проводилась в упр. 3 из урока 26). Затем анализируется обращение Буратино и повторяются формулы приветствия (см. также урок 7 и комментарии к нему). Моделируя ситуацию рассказа о театре, нужно иметь в виду, что многие ученики никогда в театре не были и даже не видели спектакли по телевидению. В этом случае необходимо кратко познакомить их с театром как видом искусства, рассказать, чем театр отличается от кино, если позволяют технические возможности, продемонстрировать на экране эпизод театрального спектакля.

Упражнение 2 (речь) предлагает для анализа ситуацию, в которой встретились слова с неизвестным значением. Текст и вопросы к нему читает учитель. Необходимо спросить учеников, известно ли им значение слов «партер» и «бельэтаж». Ответы Тони и Марины могут прочитать хорошо читающие ученицы.

Рубрика «Обрати внимание» объясняет, что необходимо делать, если в тексте или речи собеседника встретились слова, значение которых не известно. Текст рубрики читает или пересказывает своими словами учитель.

Упражнение 3 (язык) организует наблюдение над «ошибкоопасными» местами в слове и знакомит с порядком действий, которые помогут не допустить ошибку. Текст и задания к нему читает учитель, ученики читают текст про себя. Порядок действий, представленный в учебнике, учитель переносит на доску, подробно останавливаясь на каждом шаге алгоритма. Можно напомнить ученикам материалы рубрики «Обрати внимание» из урока 38 и рубрики «Тайны языка» из урока 39 и пояснить, что выявление мест, где можно допустить ошибку, и знание действий, которые помогут избежать ошибки, помогают научиться писать грамотно.

Рубрика «Обрати внимание» знакомит с правописанием сочетаний чк, чн.

Упражнение 4 (язык) закрепляет материал предшествующего наблюдения и рубрики. Выполняется фронтально полностью или частично в зависимости от темпа работы учащихся. Может быть рекомендовано для парной или самостоятельной работы сильным ученикам. При любой форме выполнения упражнения ученики должны опираться на приведенный в упр. 2 образец рассуждения.

Упражнение 5 (язык) повторяет звуковой анализ слова. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся. Правильный ответ: 1) слова с первым звуком – твердым согласным: жизнь, цель, цирк, шел, желтый; 2) слова с первым звуком – мягким согласным: чудо, билет, час, черные, театр, елочка. Следует напомнить ученикам, что согласные [ж], [ш], [ц] - твердые, согласные [ч’], [щ’], [й’] – мягкие.

Упражнение 6 (язык) отрабатывает порядок действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся аналогично упражнениям из предыдущих уроков.

Ваш комментарий к уроку

___________

___________

___________

___________

___________

Урок 44

Задачи урока: наблюдать за использованием интонации при общении; продолжить наблюдение за словами, имеющими несколько значений; знакомить со сходными по значению словами (термин «синонимы» не употребляется) и наблюдать за их использованием в речи; отработать порядок действий при обнаружении «ошибкоопасного» места; повторить правила переноса слов, функции букв ё, ю, правило постановки восклицательного знака в конце предложения; отработать порядок действий при списывании.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» предлагает для анализа текст. Который может быть произнесен с различной интонацией. Выполняется фронтально. После обсуждения вопроса, понравился ли мальчику костюм клоуна и как это передано на письме, учитель предлагает ученикам самостоятельно перечитать текст: сначала с такой интонацией, которая демонстрирует, что мальчику понравился костюм, а затем с интонацией, демонстрирующей, что костюм не понравился. Если ученики не могут прочитать текст с различными интонациями, учитель сам читает текст. Затем необходимо объяснить ученикам, что интонация, с которой мы разговариваем, иногда лучше слов передает наше отношение к тому, о чем мы говорим, поэтому необходимо следить за своей интонацией.

Упражнение 1 (язык) продолжает наблюдение за словами, имеющими несколько значений. Выполняется аналогично упражнениям из предыдущих уроков.

Упражнение 2 (язык) повторяет правило постановки восклицательного знака. При выполнении упражнения необходимо опираться на выводы, которые были сделаны в ходе работы с рубрикой «Давай подумаем». Рекомендуется для проведения в классах, где ученики испытывают затруднение в определении интонации предложения и постановки знаков препинания в конце предложения. В остальных классах может не проводиться.

Упражнение 3 (язык) повторяет правила переноса слов и функцию букв ё, ю. Рекомендуется выполнить это упражнение тем ученикам, которые испытывают трудности в переносе слов и затрудняются в проведении звукового анализа. В остальных классах может не проводиться.

Упражнение 4 (язык) организует наблюдение за словами, имеющими сходное значение (термин «синонимы» не употребляется). Выполняется фронтально. Текст читает учитель.

Рубрика «Обрати внимание» знакомит со словами, имеющими сходное значение. Можно привести дополнительные примеры: ластик, стерка, резинка и т.п.

Упражнение 5 (язык) отрабатывает порядок действий при обнаружении «ошибкоопасного» места. Выполняется фронтально с опорой на алгоритм из урока 43.

Упражнение 6 (язык) организует наблюдение за использованием синонимов. Выполняется фронтально в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся. Не рекомендуется для самостоятельной работы, т.к. необходимо изменять форму слов, приведенных в подсказках. После чтения текста ученики должны обсудить разницу в значениях слов, приведенных в подсказках, затем, опираясь на текстовые связи, выбрать подходящие по смыслу слова. Возможная трудность связана с предложениями Вова Бутузов … так, что соседи на него зашикали. Он долго сдерживался, но потом как … Варианты: Вова Бутузов хохотал так, что соседи на не него зашикали. Он долго сдерживался, но потом как захохочет.

Работа в тетради «Русский язык» № 2 (уроки 44-45)

Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1.

Упражнение 2 развитие связности движений, отработка написания линий сложной траектории и большой длительности за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основное условие работы – написание предлагаемых образцов за одно движение. При написании буквосочетаний ло и зо важно обратить внимание учащихся на то, что буква о прописывается снизу. Как и на предыдущем уроке буквосочетания прописываются по пять раз, а на оставшемся месте записываются слова, которое начинается с отрабатываемого буквосочетания, при этом выбираются самые интересные из предложенных учащимися. Отрабатываемое буквосочетание в словах пишется за одно движение.

Упражнение 3 наблюдение за группами родственных слов. Начинается как фронтальное: в ходе устного обсуждения учащиеся подчеркивают выбранные слова, продолжается как самостоятельное: учащиеся выписывают группы родственных слов. В процессе фронтальной работы учащиеся называют однокоренные слова, доказывают, почему эти слова являются однокоренными. Возможная трудность связана с записью цепочки слов часы, часовая (мастерская), т.к. эти слова в стихотворении даны не в начальной форме. При совместном обсуждении на это следует обратить особое внимание. Кроме того, в эту цепочку могут быть включены слова час, часам. Эту ошибку следует предусмотреть на этапе фронтального обсуждения, объяснив учащимся, что это одно и то же слово с разными окончаниями.

Дополнительные задания: 1) в группе однокоренных слов: ходики, ходили; будильники, будили; часы, часовая (мастерская); выделить корень, указать место ударения; 2) в каждой из групп называть слова, в которых выделенная (подчеркнутая) часть звучит четко.

Упражнение 4 сопоставление звуковой и буквенной записи слов, привлечение внимания к звуковой стороне слова. Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой. Правильность выполнения зависит от того, на что будут ориентироваться учащиеся: на звучание слова или только на буквенную запись слов, что, скорее всего, приведет к ошибкам выполнения. Один из развивающих эффектов этого упражнения связан с фиксацией внимания учащихся на том, что произношение и написание слова не всегда совпадает.

Результат выполнения:

а) книжка, нож, шар [ш]

б) все, улов, встреча [ф]

в) билет, фильм, герой [и]

Упражнение 5 закрепление написания сочетаний чк, чн. Целесообразно предложить первоклассникам самостоятельно выбрать и подчеркнуть нужное слово в скобках, потом фронтально обсудить выбор и попросить учащихся самостоятельно вписать нужное слово. Вариант выполнения: предложить открыть учебник на странице 141 и с опорой на учебник самостоятельно вписать пропущенные слова.

Дополнительное задание: привести примеры слов на данное правило.

Упражнение 6 тренировка в образовании слов с сочетаниями чк, чни отработка написания этих сочетаний. Выполняется письменно, фронтально. Для усиления самоконтроля можно отрабатываемые буквосочетания подчеркнуть.

Упражнение 7 отработка умения делить слова на слоги и для переноса. Перед тем, как учащиеся начнут выполнять упражнение, необходимо обратить их внимание на то, что они должны дать два варианта деления слова: на слоги и для переноса. Можно записать на доске первое слово театр, разделив его маленькими вертикальными линиями. На свободных строчках нужно записать эти же слова, разделяя их для переноса. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.

Запись в тетрадях: те-атр, афи-ша, би-лет, сце-на, за-на-вес, кре-сло (крес-ло), пар-тер, ак-тёр, бу-фет, зри-те-ли, зда-ние, ин-те-ре-сно (ин-те-рес-но), ска-зка (сказ-ка).

Обсуждение слов афиша и здание можно организовать как проблемную ситуацию: «Петя считает, что эти слова имеют только один вариант переноса, а Юля утверждает, что два. Как вы считаете, кто прав?» Учащиеся сами должны сформулировать вывод о том, кто допустил ошибку, и в результате чего она возникла.

Упражнение 8 повторение правила написания заглавной буквы, расширение словарного запаса учащихся. Выполняется письменно, самостоятельно. Перед началом выполнения проводится фронтальная работа – предложенные пары слов прочитываются и обсуждается, что каждое из них значит в зависимости от написания первой буквы. Например, тюбик – это маленькая трубочка (для клея, пасты), Тюбик – это имя художника из известной книги Н.Носова «Приключения Незнайки», винтик – маленький винт, Винтик - имя и т.д. Вариант выполнения: Форма организации работы со слабыми учащимися может быть другой: чтобы избежать ошибок нужно попросить их провести линии от слов к строчкам, на которых они должны быть вписаны. Вписывать слова учитель разрешает только после того, как убедится, что задание выполнено правильно.

Ваш комментарий к уроку

___________

___________

___________

Наши рекомендации