Игра "Букварь природы"
Цель игры: Расширение кругозора, уточнение знаний об окружающем мире, развитие памяти, развитие логического мышления в процессе разгадывания загадок.
Оборудование: картонные карточки с буквами А, Б, В ( у каждого ученика ), демонстрационные ленты с вариантами ответов.
Ход игры: Дети должны ,из трех предложенных, выбрать правильный вариант ответа. За каждый правильный ответ присуждается очко. Побеждает команда , набравшая большее количество очков.
Примерные варианты вопросов:
Загадки о растениях.
Есть у ребят зеленый друг.
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
А. Крапива
Б. Муравейник.
В. Лес
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки-
Собираем огоньки.
А. Черника.
Б. Земляника.
В. Малина.
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
А. Шиповник.
Б. Лебеда.
В. Репейник
В сенокос - горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка ?
А. Калина
Б. Клюква
В. Рябина
Вопросы о зверях и птицах .
Что является лучшим лакомством для лосей, оленей, косуль.
А. Трава.
Б. Грибы.
В. Соль
Какова длина туннеля, который за одну ночь способен прорыть крот ?
А. 10 м,
Б. 60 м,
В. 40м
Чем извлекает насекомых из трещин в коре деревьев дятел?
А. Языком
Б. Клювом
В. Лапой.
Какие из этих птиц являются перелетными ?
А. Воробей
Б. Малиновка
В. Соловей.
Игра "Снеговики"
Цель: Развитие внимания и наблюдательности у детей .
Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать , чем отличаются снеговики друг от друга.
Выиграет тот, кто больше назвал различий в рисунках.
Вариант – можно отвечать письменно.
Вот зайчишка у реки
Встал на задних лапках…
Перед ним снеговики
С метлами и в шапках.
Заяц смотрит , он притих ,
Лишь морковку гложет
Но что разного у них -
Он понять не может.
"Продолжи ряд чисел, предметов"
Цель: Развитие логического мышления, обучение умению упорядочивать объекты по качественному признаку и внешним признакам.
Оборудование: карточки с числами и предметами.
Ход игры: Разложите карточки с числами в два ряда по 4 – 5 штук в каждом. В первом ряду числа должны быть расположены в определенной последовательности. В конце первого ряда обязательно должен находиться вопросительный знак. Ребенку нужно найти закономерности, в которой расположены числа первого ряда, а затем выбрать одно из чисел второго ряда, чтобы продолжить первый.
Игра "Продолжи ряд предметов" похожа на игру "Продолжи ряд чисел" , но несколько сложнее.
"Что изменилось?"
Цель игры: развитие образной памяти и мнемического приема "повторение".
Оборудование: предметные карточки или реальные предметы.
Ход игры: Разложить на столе 10 предметов , которые не связаны между собой по смыслу и которые нельзя сгруппировать ( расческа, мыло, ручка, кошелек, часы, лампочка, книга, кубик, значок, ложка). Внимательно рассмотреть их в течение 2 – 3 минут и запомнить, где что лежит. Дети закрывают глаза, "спят". Меняются местами две, три пары предметов и задается вопрос: "Что изменилось?"
В эту игру дети могут играть самостоятельно.
Выигрывает тот, кто допускает меньше ошибок.
Вариант - игра на словесно-логическую память: читаем 10 – 12 слов, не связанных по смыслу. Ребенок произносит, что запомнил.
Используются также числа.
"Танины игрушки"
Цель игры: закрепление знания алфавита, классификация предметов по заранее заданному признаку, выявление существенного признака.
Оборудование: игрушки.
Ход игры: Жила – была девочка Таня. У нее было много игрушек. Играть Таня любила, а порядок наводить не умела. И игрушки часто ссорились, не зная своего места.
Помоги Тане разложить игрушки в алфавитном порядке , чтобы у каждой было свое место.
Вариант – куда поставить новую игрушку?
"В скороговорках не ошибаются !"
Цель игры : отработка четкости артикуляции, развитие вербального внимания, развитие самоконтроля.
Ход игры :Команда получает от учителя скороговорку. В течение 2 – 3 минут ученики репетируют шепотом, упражняясь в правильном ее произношении. Затем из каждой команды выходят играющие и произносят свою скороговорку. Правильное , четкое произношение оценивается в 2 балла.
Выигрывает команда, набравшая больше баллов.
Содержание.
стр. | ||
1. | Методико – теоретическое обоснование использования коррекционно – развивающих игр на уроке. | |
2. | Функции коррекционно – развивающих игр на уроке. | |
3. | Система коррекционно – развивающих игр на уроке в классе выравнивания. | |
4. | Приложения | |
Открытый урок по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе. Тема :"Деревья весной" | ||
Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема :" Правописание безударных гласных" | ||
Коррекционно – развивающие игры |
Список использованной литературы.
1. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Под ред. Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э.и др. Москва, 2001г.
2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Москва, 1999г.
3. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. Москва, 1999г.
4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. Москва, 1994г.
5. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Санкт – Петербург, 1999г.
6. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Москва, 2001г.
7. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Москва, 1997г.
8. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей/ под ред.Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М., 1986г.
9. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1983г.
10. Никитин Б.П. Развивающие игры. Москва, 1985г.
11. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. М. 1994г.
12. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1979г.
13. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1996г.
14. Тихомирова Л.Ф., БасовА.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1996г.
15. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. Ярославль, 1998г.
16. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль, 1998г.
17. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.
18. Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины головоломки. Ярославль,1996г.
19. Степанова О.А. Коррекционно – развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками. // Начальная школа: плюс – минус. 2001,№ 4.
20. Чутко Н.Я. Игра и учебная деятельность детей. // Начальная школа: плюс – минус. 2001, № 4.
21. Вайнер М.Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников.// Начальная школа: плюс – минус. 2001, № 4.
22. Степанова О.А. Игровая школа мышления // Начальная школа: плюс – минус. 2000, № 10
23. Квасникова Т.Ю. Развитие познавательных процессов у детей через сюжетно – ролевые игры. // Начальная школа.: плюс – минус. 2001, №12.
24. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках.// Начальная школа. 1997,№6.
25. Шевченко С.Г. Информационно – методическое письмо по организации и содержанию коррекционно – развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений.// Начальная школа, 1997,№ 10.
26. Калита И.И. Коррекционно-развивающее обучение младших школьников. // 1997. № 3.
27. Архипенко Ф. Игра в учебной деятельности младшего школьника.// 1989. № 4.
28. Сергеева С.Б. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения.// Начальная школа.1997. № 4.