Методы и приемы организации взаимообучения

В настоящее время в технологии взаимообучения используются разнообразные методы и приемы, разработанные ее авторами и их последователями, педагогами-практиками. Их вариативность связана с решением различных дидактических задач, определяемыми характером и содержанием усваиваемого учебного материала. Далее представлены алгоритмы некоторых из них[49].

Методика Ривина (МР)

Применяется для изучения нового материала: совместной проработки текстов, выделения основных мыслей, усвоения понятий и терминов.

Алгоритм работы.

1. Получите текст и цветовой сигнал.

2. Найдите первого партнера, на полях запишите его фамилию и цветовой сигнал карты.

3. Прочитайте партнеру весь текст и поделите его на абзацы, если текст предварительно на них не поделен.

4. Прочитайте партнеру один абзац.

5. Партнер задает вопросы для того, чтобы вы поняли значение терминов, словосочетаний, смысл абзаца. Сделайте необходимые записи в тетради.

6. Обсудите возможные варианты заголовков, выберите оптимальный.

7. Запишите заглавие в тетрадь.

8. Работайте над темой партнера (по алгоритму, начиная с шага 3).

9. По цветовому сигналу, отличному от вашего или по указанному в вашем маршруте, найдите второго партнера (запишите его фамилию и цветовой сигнал текста на полях вашей тетради).

10. Второму партнеру перескажите содержание первого абзаца своего текста.

11. Работайте над вторым абзацем (и далее, как над первым, с шага 4).

12. По окончании работы над текстом подготовьтесь к выступлению на малой группе по имеющимся в вашей тетради записям.

13. После выступления на малой группе работа над данным текстом закончена, сделайте необходимую пометку на экране учета.

14. Получите новый текст и цветовой сигнал у преподавателя и работайте по данному алгоритму.

Мурманская методика (ММ)

Предназначена для систематизации и обобщения знаний, применения их на практике. Содержит два задания: первое обеспечивает теоретическую проработку материала, второе – его практическое применение.

Алгоритм работы

1. Получите карточку с цветовым сигналом.

2. Выучите самостоятельно (или со своим соседом) материал, данный в первой части карточки (правила, определения, понятия, формулировки законов).

3. Найдите по цветовому сигналу, отличному от вашего, партнера, запишите его фамилию и цвет карточки на полях своей тетради.

4. Проработайте с ним первую часть своей карточки.

5. Ваш партнер прорабатывает с вами материал первой части своей карточки.

6. Обменяйтесь карточками и выполняйте задание второй части новой для себя карточки самостоятельно.

7. Обсудите результаты с партнером.

8. Найдите нового партнера по цвету карточки.

9. Работайте с новым партнером, начиная с шага 4.

Методика взаимообмена заданиями (МВЗ)

Разработана М. Мкртчяном и используется для обучения решению стандартных, типовых задач. Карточка состоит из двух однотипных заданий, упражнений, вопросов.

Алгоритм работы

1. Возьмите карточку любого цвета и поставьте точку на листе учета против своей фамилии.

2. Выполните первое задание (если необходимо, с помощью преподавателя или контроля преподавателя после его выполнения).

3. Выполните второе задание. Проверьте правильность его выполнение (у преподавателя, консультанта или самостоятельно). Если вы готовы объяснить партнеру способ выполнения первого задания, в листе учета исправьте точку на знак «+», что означает: готов к обмену знаниями).

4. Найдите по цветовому сигналу партнера.

5. Объясните ему первое задание.

6. Ответьте на вопросы партнера и задайте ему контрольные вопросы.

7. Выслушайте объяснение товарища по первой части его карточки.

8. Поменяйтесь карточками и каждый выполняйте второе задание новой для вас карточки самостоятельно.

9. Сверьте друг у друга правильность выполнения второго задания.

10. В листе учета «+» обведите кружком под номером той карточки, которую передали партнеру, и поставьте «+» около той, которую получили от него.

11. Найдите по цветовому сигналу нового партнера.

12. Работайте с ним по алгоритму, начиная с шага 5.

Оценка эффективности технологии.

Применение технологии коллективного взаимообучения в учебном процессе обеспечивает высокий уровень самостоятельности студентов, позволяет, по сравнению с другими технологиями группового и коллективного взаимодействия, более эффективно решать следующие задачи:

· Формирует осознанную, социально ценную мотивацию учения студентов, побуждая их осваивать учебный материал не только для себя, но и для того, чтобы обучать других.

· Обеспечивает высокий уровень и прочность усвоения ЗУН.

· Способствует интенсивному развитию интеллектуальных сил личности.

· Ориентирована на возможности каждого студента и позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.

· Приближает учебный процесс к естественной структуре человеческого общения за счет организации различных форм диалогического взаимодействия учащихся.

· Повышает коммуникативную активность студентов, позволяя эффективно решать одну из важнейших проблем обучения – развития речи учащихся, формирования умения оформлять свои мысли и доступно, ясно их излагать.

По мнению В.К. Дьяченко, полная реализация технологии в современных условиях обучения невозможна, так как она требует совершенно иной организационной структуры и отказа от сложившейся классно-урочной системы обучения с ее временными рамками, одновозрастным составом учащихся, способами их расположения в пространстве аудитории и т.д. В то же время различные методы и приемы данной технологии могут активно использоваться преподавателем на занятиях и для организации самостоятельной работы студентов, а также для построения различных адаптивных моделей обучения (технологии уровневого обучения, адаптивная система А.Границкой).

Вопросы и задания:

1. В чем заключается общее и чем отличаются технологии группового и технологии коллективного взаимодействия?

2. Каковы значение и условия организации обучения в совместной деятельности?

3. Назовите принципы, лежащие в основе классификации технологий группового и коллективного взаимодействия.

4. Каковы способы организации работы учащихся в малых группах и в коллективе?

5. Что такое дискуссия? Почему она может рассматриваться как технология обучения?

6. Перечислите условия эффективного проведения дискуссии.

7. Каковы основные этапы дискуссии? Виды дискуссии?

8. Разработайте план-проект организации учебной дискуссии по своему предмету.

9. В чем заключаются сущность и специфика дидактической игры?

10. По каким основаниям ролевая игра может рассматриваться как технология обучения?

11. В чем заключается дидактический, воспитательный потенциал и риски ролевой игры?

12. Назовите условия эффективной организации ролевой игры.

13. Каковы основные этапы и шаги по ее организации?

14. Разработайте совместно в группе план-проект ролевой игры «Суд над игрой как методом обучения» (по представленному алгоритму) и проведите ее на практическом занятии.

15. Кто является автором технологии коллективного взаимообучения (КСО)?

16. В чем ее сущность и отличие от других технологий организации совместной учебной деятельности?

17. Назовите принципы, определяющие требования к организации коллективной деятельности учащихся.

18. Воспроизведите алгоритм организации учебной деятельности учащихся в КСО.

19. Разработайте фрагмент урока с использованием одного из предлагаемых методов и приемов взаимообучения.

20. Дайте оценку эффективности и возможности применения технологии коллективного взаимообучения.

Рекомендуемая литература:

1. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Дискуссия в активном обучении. – М.,1992.

2. Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.

3. Дьяченко В.Г. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М., 1989.

4. Дьяченко В.Г. Сотрудничество в обучении. – М., 1991.

5. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М., 1998.

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

7. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. – М., 2002.

8. Новичкова Н.М. Дидактическая игра и игровые элементы на уроках истории. Методическое пособие. – Ульяновск, 2001.

9. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. – М., 2001.

10. Шустова И.Ю., Мамонова Л.А. Групповые дискуссии. Методические рекомендации для студентов педагогических вузов. – Ульяновск, 2000.

Наши рекомендации