Педагогический мониторинг и педагогическая диагностика

Афонькина, Ю. А.

А94 Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа / Ю. А. Афонь­кина. - Волгоград : Учитель, 2016. - 57 с. ISBN 978-5-7057-4109-0

В пособии представлена модель педагогической диагностики (мониторинга) индивидуаль­ного развития ребенка 2-3 лет, разработанная на основе положений ФГОС дошкольного обра­зования с учетом современных исследований в области детской психологии и дошкольной педагогики. Предложенные методики и диагностический инструментарий применимы ко всем действующим образовательным программам дошкольного образования, так как их основу составляют определенные Стандартом образовательные области и направления реализации.

Предназначено управленческому корпусу, старшим воспитателям, воспитателям, педагогам-психологам дошкольных образовательных организаций, специалистам дошкольной педагогики; рекомендовано к использованию в подготовке бакалавров по психолого-педагогическому и специальному (дефектологическому) образованию; полезно студентам и преподавателям высших и средних педагогических учебных заведений.

УДК 373.2 ББК 74.104

Пособия издательства «Учитель» допущены к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ№ 16 от 16.01.2012 г.

ISBN 978-5-7057-4109-0

© Афонькина Ю. А., 2014 © Издательство «Учитель», 2014 © Оформление. Издательство «Учитель», 2014 Последнее издание, 2016

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит проблему педагогической диагностики в новом контексте развития образовательной деятельности. Реализация принципов ФГОС, а именно поддержка разнообразия детства, личностно-развива-ющий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение личности ребенка, реализация Программы в формах, специфичных для детей данной возрастной группы, ориенти­рует педагога на индивидуализацию образовательной деятельности и предполагает ее построение на диагностической основе. Необходимость индивидуализации образования обусловлена тем, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности. Они составляют те «внутренние условия», без учета которых невозможно достичь эффективности образовательной деятельности.

ФГОС ДО предполагает, что при реализации программы педагогическим работником прово­дится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Она связана с оценкой эффективности педагогических воздействий и лежит в основе дальнейшего планиро­вания образовательной деятельности. По сути, согласно ФГОС ДО, педагогическая диагностика выступает как механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности развития ребенка, на основе чего определить его перспективы и в направлении их достижения индивидуализиро­вать образовательную деятельность. Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития, то есть педагогическая диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направ­лении он осуществляет свою деятельность с детьми, все ли образовательные потребности ребенка удовлетворяет, обеспечивает ли переход в процессе образования «зоны ближайшего развития» конкретного ребенка в «уровень актуального развития».

Новизна предлагаемой в данном диагностическом журнале модели педагогической диагно­стики индивидуального развития детей определятся тем, что она разработана с учетом образова­тельных областей и их приоритетных направлений, определенных ФГОС. Инновационным является и способ обработки и представления результатов педагогической диагностики, определяющийся теми задачами, на решение которых, согласно ФГОС ДО, направлена педагогическая диагности­ка. В каждой образовательной области в контексте определенных направлений выделены уровни эффективности педагогического воздействия, то есть педагогическая диагностика предполагает не ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты использо­вания педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.

С учетом того факта, что в раннем и дошкольном возрасте основные линии психического развития находятся в стадии становления и, как следствие, их показатели могут быть недоста­точно устойчивы, зависимы от особенностей микросоциума, здоровья ребенка, его эмоциональ­ного состояния на момент диагностики, мы предлагаем ввести наряду с устоявшейся уровневой градацией (высокий, средний, низкий, низший уровень) промежуточные уровни эффективности педагогических воздействий: средний/высокий, низкий/средний, низший/низкий. Это позволяет сделать выводы точнее. Предлагаемая модель педагогического мониторинга предполагает, что на основе полученных диагностических данных будет скорректирован образовательный процесс в отношении и конкретного ребенка, и группы детей в целом. Содержание уровней разработано с учетом преемственности в отношении каждой возрастной группы от 2 до 7 лет, что позволяет сделать педагогический мониторинг систематическим, «пролонгированным» и отразить историю развития каждого ребенка в условиях образовательной деятельности в ДОО.

Диагностический журнал предназначен старшим воспитателям и педагогам ДОО, может быть использован в подготовке бакалавров по направлениям «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Педагогическая диагностика - это основа для осуществления педагогического мониторинга, который является обязательным условием развития образовательной деятельности.

Мониторинг - производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направлено на реализацию таких функций, как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогический мониторингопределяется как форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности образовательной системы, являющаяся основой для прогнозирования ее развития. Педагогический мониторинг предполагает отслеживание парамет­ров деятельности, а также наблюдение за изменением состояния объекта мониторинга в специ­ально созданных образовательных условиях. В целом мониторинг представляет собой специально разработанную целенаправленную, осуществляемую длительно и планомерно систему действий.

Осуществление мониторинга позволяет реализовать следующие функции, раскрывающие характеристики образовательной деятельности:

1. Изучение состояния образовательной системы для получения оперативной информации
о ее специфике. Тем самым может быть обеспечена корректировка этой системы в направлении
совершенствования.

2. Своевременное выявление изменений в образовательной системе, а также факторов, которые
их вызвали.

3. Предупреждение негативных тенденций, рисков в образовательной деятельности.

4. Прогнозирование процессов развития образовательной системы.

5. Обеспечение полноты реализации и оценка эффективности методического обеспечения
образовательной деятельности.

6. Получение информации об эффективности педагогических воздействий.

7. Оптимизация управления качеством образовательной деятельности.

Этапы мониторинга:

1. Определение цели, задач, предмета мониторинга, выделение мониторинговых показателей,
являющихся критериями изменений состояния объекта, подлежащего данному исследованию.

2. Сбор мониторинговых данных с помощью методов, адекватных цели и задачам монито­
ринга. На данном этапе выявляются условия реализации образовательных технологий, опреде­
ляются способности, интересы и другие индивидуальные особенности детей в отношении к этим
условиям, создается основа для рефлексии педагогом собственной профессионально-педагоги­
ческой деятельности.

3. Анализ и обсуждение полученных данных, их интерпретация и описание.

4. Принятие управленческих и методических решений по регуляции образовательной деятель­
ности и развитию образовательной системы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Главная цельпедагогической диагностики - получить оперативные данные о текущем реаль­ном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использо­вания в конкретной дошкольной организации.

Задачапедагогической диагностики - получить наиболее полную информацию об индивиду­альных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекоменда­ции по совершенствованию образовательной деятельности.

Согласно ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут быть исполь­зованы исключительно для решения следующих образовательных задач: во-первых, индивидуали­зации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); во-вторых, оптимизации работы с группой детей.

В данных требованиях ФГОС ДО раскрываются функции педагогической диагностики, а именно:

- диагностико-аналитическая: выявление причинно-следственных связей в образовательной
деятельности между созданными образовательными условиями и эффективностью педагогиче­
ского воздействия;

-экспертно-оценочная: изучение уровня профессиональной компетентности педагога;

- регулирующая: создание объективной основы для изменения условий образовательной дея­
тельности, поиска ресурсов*для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей
детей;

- пропедевтическая: исследование рисков, профилактика дидактогений.

Предметпедагогической диагностики составляет индивидуальное развитие детей, характери­зующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потреб­ности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми. Эти особенности могут быть обусловлены биологически (темпом созревания нервной системы, соотношением процессов возбуждения и торможения, типом темперамента, задатками); специ­фикой социальной микросреды, прежде всего детско-родительскими отношениями; индивиду­альным опытом ребенка, опытом его деятельности и общения; условиями его образования.

Принципами педагогической диагностики выступают:

- принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении ребенка
на разных этапах его взросления, на основе чего создается представление о целостной картине
его индивидуального развития в период получения дошкольного образования;

- принцип доступности диагностических методик и процедур для применения образователь­
ной деятельности без разрушения ее «естественной ткани взаимоотношений» педагога и ребенка;

- принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону бли­
жайшего развития» ребенка.

В качестве основного метода, наиболее органично вписывающегося в образовательную дея­тельность в условиях ДОО, является включенное наблюдение, которое может дополняться педа­гогом изучением продуктов деятельности детей, свободными беседами с детьми, анкетированием и интервьюированием родителей как экспертов в отношении и особенностей их ребенка.

Наблюдение осуществляется педагогом повседневно, во всех образовательных ситуациях, попутно с выполнением иных профессиональных функций. Подобное наблюдение за ребенком педагог осуществляет в естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на про­гулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Обязательным условием успешного прове­дения педагогической диагностики является отсутствие противопоставления повседневного педа­гогического общения с ребенком и диагностического общения.

Для осуществления включенного педагогического наблюдения педагогу необходимо обладать педагогической зоркостью, то есть отдавать себе отчет в том, что он может и должен заметить в проявлениях развития детей. Прежде чем наблюдать, необходимо изучить те показатели, которые характеризуют разные уровни эффективности педагогических воздействий по каждой образова­тельной области и ее содержательным направлениям.

Педагогическая диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза в год - в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проекти­руют образовательнуюлдеятельность с детьми каждой возрастной группы, а также планируют индивидуальную работу по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. В середине учебного года педагогическая диагностика проводится только с детьми «групп риска». В конце учебного года организуется итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Данные обсуждаются и интерпретируются, выявля­ются причины недостатков, определяются ресурсы и пути для их минимизации. Таким образом, определяется основа для конструирования образовательного процесса на новый учебный год, а также для организации методической работы с педагогами.

Процедура педагогической диагностики.

1-й шаг. Педагоги совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом изучают пока­затели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направлениям их реализации. Данные показатели составят для педагога схемы наблюдения за детьми.

2-й шаг. Педагоги, работающие в данной возрастной группе, коллегиально под руководством старшего воспитателя соотносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности педаго­гических воздействий по образовательным областям в отношении каждого ребенка. Уровни определяются на основе соотнесения данных наблюдений с показателями уровней: высокого, среднего, низкого и низшего. Если не все критерии совпадают, то выделяют промежуточные уровни: низший/низкий, низкий/средний, средний/высокий. Каждый последующий уровень определяет для ребенка «зону ближайшего развития». Составляют индивидуальные профили эффективности педагогических воздействий для каждого ребенка. Данные по группе детей систематизируют и отражают в таблицах.

3-й шаг. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности в направлении ее индивидуализации как с конкретными детьми, так и с группой детей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

1.Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравствен­ные ценности.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Соблюдает при напоминании взрослого основные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятель­ности и элементарные моральные нормы; стремится к социально одобряемому поведению в кон­кретной ситуации; избегает социально неодобряемых действий; положительно относится к соот­ветствующим требованиям взрослого; замечает нарушения правил и норм другими детьми и протестует против этого; испытывает отрицательные переживания при нарушении некоторых правил, норм; при помощи взрослого осознает положительные и отрицательные последствия своих поступков по напоминанию взрослого или самостоятельно может уступить, подождать своей очереди; в ситуации коммуникативных затруднений ориентируется на помощь взрослого, подчиняет свое поведения правилам общения. Проявляются под руководством взрослого элементы социальных мотивов: может уступить, подождать; принимает задачу помочь, порадовать, сделать приятное.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Соблюдает с помощью взрос­лого основные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы; как правило, положительно относится к соответствующим требованиям взрослого, замечает нарушения правил и норм другими детьми; хочет быть «хоро­шим»; испытывает отрицательные переживания при нарушении правил, норм под влиянием оценки взрослого, но подчиняет свое поведения правилам общения при непосредственном руко­водстве взрослого. Под его руководством может на непродолжительное время сдержать свои желания; принимает задачу помочь, порадовать, сделать приятное.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Зачастую неадекватно реаги­рует на указания и оценку взрослого. Под руководством взрослого соблюдает отдельные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные мораль­ные нормы; чаще положительно относится к соответствующим требованиям взрослого, но может проявлять негативизм; не обращает внимания на нарушения правил и норм другими детьми; не испытывает отрицательных переживаний при нарушении правил, норм. Под руководством



взрослого с трудом может на непродолжительное время сдержать свои желания, испытывает при этом негативные переживания, протестует; импульсивен; не принимает задачу помочь, порадо­вать, сделать приятное.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Подчиняет действия своим ситуативным желаниям, импульсивен; не принимает задачи помочь, порадовать, сделать прият­ное. Действует спонтанно; может выполнять некоторые простые нормы и правила, но в том случае, если они продиктованы текущей ситуацией, или не выполняет их; не обращает внимания на нарушения правил и норм другими детьми; не испытывает отрицательных переживаний при нарушении правил, норм. Часто неадекватно реагирует на указания и оценку взрослого.

Наши рекомендации