Здоровьесберегающая среда медицинском колледже
Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье обучающихся. Интенсификация учебного процесса, использование новых технологий обучения привело к значимому росту количества студентов первокурсников, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Поэтому каждое учебное заведение, помимо решения общепедагогических задач, должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания, содействовать охране и укреплению здоровья.
Исследование проводилось на базе Кинель - Черкасского филиала государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Тольяттинский медицинский колледж».
Цель исследования:изучение здоровьесберегающей среды в медицинском колледже среди студентов способствующей профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить подходы к формированию здоровьесберегающей среды среди студентов колледжа.
2. Изучить применяемые технологии в колледже для формирования здорового образа жизни.
3. Изучить литературу по теме исследования.
Кинель-Черкасский филиал ГБПОУ "Тольяттинский медколледж" представляет собой учебное заведение, осуществляющее профессиональную подготовку студентов по специальностям:
- лечебное дело;
- сестринское дело;
- медицинский массаж.
Численность сотрудников колледжа 78 человек, из них:
- административно-управленческий персонал АУП– 10;
- педагогический персонал – 28;
- учебно-вспомогательный персонал УВП – 15;
- младший обслуживающий персонал МОП – 25.
Педагогические работники медицинского колледжа имеют высшее образование и следующие квалификационные категории:
- высшая – 6 преподавателей;
- первая – 13 преподавателей;
- научная степень – 1 преподаватель (кандидат педагогических наук).
База медицинского колледжа имеет огромный потенциал.
На базе медицинского колледжа функционируют более 20 учебных кабинетов, из них оборудованы для:
- лабораторно-практических занятий – 8
-теоретических – 12
Доклинические кабинеты оформлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения (Федерального Государственного образовательного стандарта).
В настоящее время профессиональный колледж представляет собой образовательное учреждение, реализующее свою деятельность в системе здравоохранения РФ.
На данный момент, колледже продолжает набирать обороты. Сейчас студентам дают все больший и больший уровень знаний. Сейчас контингент обучающихся колледжа формируется из студентов профессионального образования. Обучение ведется по очной форме обучения на базе основного общего образования, среднего общего, начального профессионального и среднего специального образования.
В колледже обучается 524 студента (таблица 1), в возрасте от 16 лет, количество студентов сохраняется на протяжении нескольких лет на одном уровне.
Таблица 1
Количество обучаемых в колледже.
№ п/п | Направление курсовой подготовки | Количество обучаемых всего | |
2014 г | 2015 г | ||
1. | Сестринское дело в терапии (144 ч) | ||
2. | Первичная медико-профилактическая помощь населению (144 ч) | ||
3. | Организация работы медицинской сестры приемного отделения (144 ч) | ||
4. | Охрана здоровья работников промышленных и других предприятий (144 ч) | ||
5. | Первичная медико-санитарная помощь детям (144 ч) | ||
6. | Охрана здоровья детей и подростков (Сестринское дело в педиатрии) (144 ч) | ||
7. | Охрана здоровья детей и подростков (Лечебное дело) (144ч) | ||
8. | Охрана здоровья сельского населения (288 ч) | ||
9. | Физиотерапия (144 ч) | ||
10. | Физиотерапия (288 ч) | ||
11. | Медицинский массаж (144 ч) | ||
12. | Медицинский массаж (288 ч) | ||
13. | Сестринское дело в хирургии (144ч) | ||
14. | Сестринское дело в травматологии (144 ч) | ||
15. | Скорая и неотложная помощь (216 ч) | ||
16. | Профилактика внутрибольничной инфекции: инфекционная безопасность пациента и медперсонала (72 ч) | ||
17. | Основы клинической трансфузиологии (72 ч) | ||
18. | Ролинг-массаж | ||
19. | Лечебное дело (молодые специалисты) | ||
20. | Сестринское дело (молодые специалисты) | ||
ИТОГО: |
Из данных таблицы видно что количество студентов держится примерно на одно уровне. Если разбирать по специальностях, то в данном году, более актуальными стали:
- Сестринское дело в терапии;
- Охрана здоровья работников промышленных и других предприятий;
- Первичная медико-санитарная помощь;
- Медицинский массаж;
- Сестринское дело (молодые специалисты).
А вот профилактика внутрибольничной инфекции: инфекционная безопасность, не теряет свой актуальности из года в год. В этом году количество студентов составляет 152 человека, а в предыдущем 156 человек.
В профессиональном учреждении созданы необходимые условия для развития творческих способностей студентов. На протяжении многих лет в колледже действует ансамбль песни и танца «Чародеи», под руководством Е.В. Саенко. Участники ансамбля являются многократными победителями региональных, всероссийских, международных творческих фестивалей.
Большое внимание в медицинском колледже уделяется развитию физической культуры и спорта среди учащейся молодежи. Колледж располагает спортивным и тренажерным залами.
Первокурсники, обучающиеся на базе 9 классов, в свободное от занятий время, постоянно участвуют в различных литературных чтениях, конкурсах, олимпиадах, проводимых как в районе, так и области. Не редкость когда студенты посещают и международные конференции проводимые в разных городах России.
В медицинском колледже с 2011 года осуществляется обучение студентов с нарушением зрения, они обучаются по специальности медицинский массаж и получают квалификацию «Медицинская сестра по массажу / Медицинский брат по массажу»
За период исследования, которое проходило с 01.10.2015 года по 01.12.2015года были изучены мероприятия, проводимые в медицинском колледже. Среди студентов колледжа был проведен опрос. В данном опросе приняли участие 233 человека. Из них: девушек – 194, юношей – 139 полученные данные можно наблюдать на диаграмме (рис.1.)
Рисунок 1. Пол респондентов
Возраст респондентов составлял: от 16 лет – до 19 лет. Опрос проводился по анкете «Здоровый образ жизни», которая состоит из 13 вопросов. В опросе приняли участие 233 человек.
Диаграмма (рис.2).Количество респондентов, участвующих в опросе, с разных курсов.
Рисунок 2. Количество респондентов, участвующих в опросе, с разных курсов.
Как видно из диаграммы (рис 2), более активными оказались студенты 3,4 курсов, первокурсники и второкурсники были менее активны. Все студенты колледжа с большим желанием участвовали в опросе.
Диаграмма (рис. 3). Опрос студентов. Анкета «Что для Вас означает здоровый образ жизни»
Рисунок 3. Что для Вас означает здоровый образ жизни
1. Отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков).
2. Здоровое питание.
3. Соблюдение режима дня.
4. Соблюдение правил гигиены.
5. Умеренное употребление алкоголя.
6. Отсутствие беспорядочной половой жизни.
7. Занятия спортом, поддержание оптимальной физической формы.
Как видно из диаграммы (рис 3), 36 респондентов, а это самый большой показатель, выбрали, что здоровый образ жизни — это занятие спортом и поддержание оптимальной физической формы. На втором месте оказался отказ от вредных привычек, который выбрали 26 респондентов. 21 респондент, считают, что здоровый образ жизни – это здоровое питание, 20 респондентов – соблюдение правил гигиены, 19 респондентов – соблюдение режима дня, 16 респондентов – умеренное потребление алкоголя и 12 респондентов – отсутствие беспорядочной половой жизни. Большая часть опрашиваемых, проявляла желание выбрать не один ответ, так как много из них являются верными.
Диаграмма (рис 4). Опрос «Здоровый образ жизни». Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
Рисунок 4. Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
1. Считаю, что это необходимо.
2. Считаю, что это важно, но не главное в жизни.
3. Эта проблема меня не волнует.
Диаграмма (рис.4), показывает, что опрашиваемое количество респондентов, направлены на здоровый образ жизни. 94 респондента считают, что здоровый образ жизни, просто необходим, 47 респондентов придерживаются мнения, что ЗОЖ это важно, но не главное. И только 9 респондентов сказали, что эта проблема их не волнует.
Диаграмма (рис. 5). Опрос «Здоровый образ жизни». Если Вы считаете необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни, что этому мешает?
Рисунок 5.Что мешает придерживаться здорового образа жизни.
1. Недостаток времени.
2. Материальные трудности.
3. Отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости.
4. Отсутствие условий.
5. Другие причины.
Диаграмма (рис.5), показывает ответы на вопрос: «Если Вы считаете необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни, что этому мешает?» Опрашивались 233 респондента, и результат был таким:
- недостаточно свободного времени на это – 46 респондентов (33%).
- материальные трудности – 50 респондентов (31%).
- отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости – 30 человек (20%).
- отсутствие условий – 15 респондентов (10%).
- другие причины – 9 респондентов (6%).
Подводя общий вывод по анкетированию, можно сказать, что студенты колледжа направлены на здоровый образ жизни. Каждый из них, как-то старается правильно питаться, заниматься по возможности физическими нагрузками, придерживаться режима дня. Некоторые даже закаляются.
Изучив образ жизни студентов медицинского колледжа, можно сделать вывод, что студенты колледжа придерживаются здорового образа жизни. Большая часть из них правильно питается, перерывы между занятиями в колледже по 5-10 мин. Занятия продолжительностью 45 минут, аудитории между занятиями проветриваются, влажная уборка аудиторий проводится по графику с применением дезинфицирующих средств, что способствует снижению заболеваний ОРВИ, ОРЗ. Освещение классов, расположение столов и стульев соответствует нормам.
В таблице 2, можно проследить перечень мероприятий по здоровому образу жизни проводимых в медицинском колледже.
Таблица 2.
Список мероприятий колледжа.
№ | Название |
Анкетирование «Наркомания глазами студентов» | |
Конкурс творческих работ «Мое отношение к наркотикам» | |
Конкур с плакатов «СПИД» | |
Классные часы «Вредные привычки и борьба с ними» | |
Акции по уборке территории колледжа «Чистота залог здоровья» | |
День здоровья | |
Соревнование по легкоатлетическому кроссу | |
Спартакиада среди инвалидов | |
Товарищеские встречи по волейболу | |
Соревнования по волейболу | |
Литературно музыкальный конкурс | |
№ | Название |
День учителя | |
Посвящение в студенты | |
Праздник, посвященный дню защитника Отечества | |
Экологическая акция «Чистый пляж» | |
Волонтерская помощь и др. | |
Конкурс Молодые интеллектуалы России | |
Олимпийская зарница | |
Мастер-класс Медицинский массаж | |
Конкурс Все в твоих руках | |
Конкурс «Сестринское дело» и «Лечебное дело» | |
Конференция «Здоровье, медицина и общество» | |
Спортивный праздник «Сила духа, да сила воли» | |
День открытых дверей | |
Первенство по плаванию "Аквастарт" | |
Конференция «Здоровье, медицина и общество» | |
Праздник «Крепкое здоровье - крепкая страна! Сдать ГТО - задача важна!» | |
Конференция «Здоровье, медицина и общество» | |
Современная акция «Табак наш враг» | |
Презентации по здоровому образу жизни |
Мероприятия, проводимые в колледже по здоровому образу жизни, сохраняют и поддерживают здоровье студентов, определяют стиль жизни, мотивируют и побуждают студента к действию выбирать правильный образ жизни, способствуют их стилю и правильному здоровому выбору дальнейших направлений в жизни. Диаграмма (рис.6).
Рисунок 6. Участие студентов в мероприятиях колледжа.
Из диаграммы (рис.6), видно, что по волейболу, более активное участие принимали студенты 3 (25%) и 4 (44%) курсов. С баскетболом ситуация обстоит немного по-другому, в нем более активными оказались студенты 1 курса (35%) и 4 курса (30%). По легкой атлетике, почти на одном уровне идет 2 курс (27%), 3 курс (32%) и 4 курс (27%), а вот первокурсник составляют (14%).
Все эти составляющие и есть залог здорового образа жизни. В колледже проводятся мероприятия, которые способствуют улучшению здоровья студентов.