Принципы физического воспитания и закономерности, лежащие в их основе

Исходные понятия и предмет теории и методики физической культуры

Понятия «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое образование», «физическое развитие», «физическое совершенство», «спорт» и их взаимосвязь. Предмет теории и методики физической культуры. Роль и место теории физической культуры в системе высшего профессионального образования.

Физическая культура как вид культуры

Потребности личности и общества в физической культуре. Структура физической культуры. Виды и разновидности физической культуры. Социальные функции физической культуры. Основные социальные факторы и условия развития физической культуры.

Отечественная система физической культуры. Направление исследований по проблемам физической культуры и спорта

Физическая культура как социальная система. Характеристика и исторические аспекты основ отечественной системы физической культуры (идейных, научно-прикладных, программно-нормативных, организационных, правовых). Факторы и условия, определяющие построение и функционирование системы культуры на современном этапе развития общества. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в отечественной системе. Научные школы в сфере физической культуры и спорта.

Физическое воспитание как вид воспитания. Программно-нормативные основы системы физического воспитания

Характеристика понятий «физическое воспитание», «физическое образование», «физическая культура личности». Специфические особенности педагогического процесса формирования физической культуры личности. Задачи физического воспитания как процесса формирования физической культуры личности. Конкретизация задач физического воспитания и выбор форм организации занятий с учётом возрастных закономерностей развития индивида. Нормативно-правовое и программное обеспечение процесса физического воспитания.

Средства формирования физической культуры личности, их характеристика и классификация

Понятие о средствах формирования физической культуры личности. Характеристика физического упражнения, оздоровительных факторов природной среды и гигиенических условий как средств воздействия на физическое развитие. Комплексность применения средств.

Физическое упражнение как средство физического воспитания

Понятие «физическое упражнение». Сущность, эффект и основные признаки физического упражнения. Понятие о содержании и форме физического упражнения. Понятие о технике физических упражнений. Взаимосвязь содержания и формы физического упражнения. Классификации физических упражнений.

Методы формирования физической культуры личности

Характеристика понятий «метод», «методический приём», «методика». Классификация методов физического воспитания. Характеристика вербальных (речевых), наглядных (сенсорных) и практических групп методов обучения двигательному действию. Общая характеристика методов развития двигательных качеств. Общие требования к выбору методов.

Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями. Нагрузка и отдых как компоненты методов развития физических качеств

Понятие «нагрузка физического упражнения». Параметры нагрузки: объем и интенсивность. Виды отдыха в процессе занятий физическими упражнениями. Нагрузка и отдых как компоненты методов упражнения. Сочетание параметров нагрузки и отдыха в рамках различных методов развития двигательных качеств. Приёмы регулирования и дозирования нагрузки.

Принципы физического воспитания и закономерности, лежащие в их основе

Характеристика общепедагогических и специфических принципов (сознательности и активности, наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности, динамичности). Основные правила реализации в процессе физического воспитания, закономерности, лежащие в основе принципов. Основные факторы, обусловливающие особенности реализации принципов в условиях педагогического процесса.

Наши рекомендации