Деятельность культурно-просветительных учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 - 1945гг.

Великая Отечественная война унесла примерно 30 мил. Жизней советских людей, была большим испытанием и для просветительных учреждений.

С начала войны сократилось ассигнование на содержание учреждений культуры, их сеть уменьшилась на 50%. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Перестройка жизни на военный лад коснулась и учреждений культуры. Их деятельность была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народнохозяйственных задач военного времени.

Основным содержанием работы культурно-просветительных учреждений стали:

- разъяснение характера и целей войны

- разоблачение сущности фашизма

- освящение различными формами и методами хода войны

- пропаганда героических подвигов советских людей в тылу и на фронте (тема патриотизма стала ведущей деятельностью учреждений культуры)

Работа клубов была переселена в цеха, красные уголки, бомбоубежища, в воинские части.

проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшие в краткосрочный отпуск по ранению.

были созданы передвижные учреждения культуры: походные клубы, агитпоезда, агитмашины, библиотеки-передвижники. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.

Основным направлением деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская , оборонно-массовая, подготовка рабочих массовых профессий для народного хозяйства, в условиях когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки; развитие художественной самодеятельности, как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха людей в условиях тяжелого труда.

С июня 1941 года сводки совинформбюро широко использовались клубами и библиотеками для разъяснительной работы, смысла военных событий. Проводились также беседы и доклады о текущем моменте. Особой любовью пользовались писатели-фронтовики: Тихонов, Смирнов, Шолохов и др.

Клубные работники организовывали встречи тружеников тыла с фронтовиками.

Культурно-просветительные учреждения использовали наглядный материал: карты, плакаты, фотовитрины отражающие ход военных действий.

Работники культурно-просветительных учреждений писали письма на фронт за малограмотных, наводили справки о службе близких.

Значительную работу с населением проводили музеи, организовывали передвижные выставки, проводили лекции, также они организовывали эвакуацию культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников.

В госпиталях культурные работники проводили концерты, читали книги. Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору вещей для фронтовиков, устраивали вечера, на которых женщина вязали теплые носки и варежки для воинов.

В суровое военное время особое место в деятельности КПУ занимала художественная самодеятельность. Военные условия требовали создания любительских групп и бригад способных выступать в любых условиях фронта и тыла. В репертуаре преобладала патриотическая тема: концертные номера и пьесы посвящались героической борьбе армии и флота, труженикам тыла, действиям партизан.

В условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации отдыха миллионов людей.

Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных артистов стали действовать в 1941 году. Репертуар – стихи, песни, частушки, танцы.

Фронтовые концертные бригады были сформированы также и из артистов Малого, Художественного театров, театра им. Вахтангова. Артисты и певцы – Русланова, Шульженко, Тарасова, Пашенная провели 1000-чи выступлений в тылу и на фронте.

В партизанских отрядах также создавалась своя художественная самодеятельность. Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа. В 1943 году был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности(500 тыс.чел). В репертуаре сельских коллективов были частушки, любимые народные песни, такие как «Катюша», «Землянка».

Большую культурную работу среди военных проводили армейские учреждения культуры (Центральный Дом Красной Армии, армейский ансамбль песни и пляски им. Александрова, флотские, армейские дома Красной Армии).

Дома Красной Армии – были созданы на фронте в начале войны, в частях отдельных родов войск оборудовались клубы-землянки.

В Армейские клубы направлялись учителя, научные сотрудники, преподаватели ВУЗов. Например, на Волховском флоте служил поэт Всеволод Рождестственский и др.

Для обслуживания фронтов были созданы специальные агитпоезда. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских домов культуры, во главе коллектива стоял лектор. Машина была специально оборудована, в ней имелась кино-установка, радиоприёмник, библиотека, средства наглядной агитации, музыкальные инструменты.

Армейские передвижные УК в перерывах между боями, на привалах, в госпиталях проводили разные мероприятия. Например, после освобождения г. Солнечногорска туда приехала агитмашина №3 (руководитель - Баделин). На улицах еще слышалась стрельба, а коллектив Агитмашины разместился в двух километрах от переднего края и в течение нескольких часов непрерывно выступал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерийской дивизии.

Для ведения работы с воинами в условиях войны использовались радио и громкоговорящие установки. Передавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи. Этими же средствами велась пропаганда и на войска противника.

В блиндажах, прямо на боевых позициях, в госпиталях для наших солдат и офицеров работники библиотек проводили читки газет и художественной литературы. Воины слушали и читали статьи и стихи К.Симонова, И.Эренбурга за время войны на фронте состоялось свыше 6млн. киносеансов.

Война принесла большой ущерб У.К. было разрушено 500 музеев, более 40 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Пострадали книжные фонды библиотек.

Одной из главных задачей государства было обеспечение хода работ по восстановлению учреждений культуры. Предстояло также расширить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.

Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-просветительных учреждений. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, находчивости, использования новых форм и методов работы с людьми.

Рекомендуемая литература

1.Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.

2. 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Страницы истории современность. – М., 1996.

3. Мазурицкий М.П., Массовые учреждения культуры в период Великой Отечественной войны. – М., 1992.

4.Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII- начало XXвв.) учеб. пособие / В.М. Рябков, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2006.

Вопросы для самоконтроля

1.Как перестроили работу учреждения культуры в условиях военного времени?

Наши рекомендации