Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Перспективное планирование
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4/5 недели | |
сентябрь | Стартовая диагностика | Скоро в школу (рассказ по памяти) | Введение понятия «слово». Линейность и протяженность слов. | Дети идут в школу (сюжетный рассказ) | |
октябрь | Слова как выражение наших мыслей. Введение понятия «предложение». | К. Ушинский «Четыре желания» (пересказ) | «Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части. Составление предложений по «живой модели». | Осень, осень, в гости просим (рассказ по картине-пейзажу) | |
ноябрь | В. Бианки «Купание медвежат» (пересказ) | Слоги. Знакомство с односложными словами. | Мой первый день в детском саду (рассказ по плану) | Деление слов на слоги и составление слов из слогов. | |
декабрь | Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук». | Лиса с лисятами (сюжетный рассказ по картине) | Нахождение местоположения звука в слове. Выделение из текста предложений. | Сказка «Как ежик выручил зайца» (сочинение сказки) | |
январь | Каникулы | Деление на слоги дву-трехсложных слов. Местоположения звука в словах. | Зимушка-зима (сравнить картины И.Шишкина и И. Грабаря) | ||
февраль | Сказка «У страха глаза велики» (пересказ) | Знакомство со схемой звукового состава слова. | Моя любимая игрушка (рассказ на основе личного опыта) | Звуковой анализ слова «дом». Сравнение слов по звуковому составу. | |
март | Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук». | Моя мама (рассказ из личного опыта) | Составление графической схемы предложений с предлогами. | Сюжетный (свободный рассказ по серии картинок) | Введение понятия «согласный звук». |
апрель | М. Пришвин «Золотой луг» | Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов. | Л. Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку» (пересказ) | Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков. Деление на слоги дву-трехсложных слов. | |
май | Поисковая деятельность в области грамматики. | Мы сочиняем сказки | Диагностика готовности к школе |
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
Ø формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
Ø развитие литературной речи;
Ø приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
В Программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.
В круг детского чтения входят произведения УНТ, классическая и современная литература (отечественная и зарубежная).
Система работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы включает:
° ежедневное чтение сказок, рассказов, стихотворений; самостоятельное рассматривание детьми книг;
° специальные занятия;
° свободное общение с детьми на основе прочитанной художественной литературы.
К концу года дети могут
° Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение), потому что...»).
° Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки.
° Называть двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
° Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, рассказа.
Методическое сопровождение:
Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М.: Просвещение,1970.
Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детских садов и родителей/ Составитель Гербова В.В и др. – М.: Издательство «Оникс», 2010.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим с литературой детей 3-7 лет: Методические рекомендации. Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Перспективное планирование
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4/5 недели | |
сентябрь | Стартовая диагностика детей | УНТ. Прибаутки «Братцы, братцы!..», «Федул, что губы надул?) «Ты пирог съел?» | М. Волошин «Осенью». | УНТ. Песенки «Лиса рожью шла», «Чигарики - чок - чигарок» | |
октябрь | «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева) | Заучивание наизусть. А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало» | X. К.Андерсен. «Дюймовочка» | К.Паустовский «Теплый хлеб» | |
ноябрь | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | М. Пришвин. «Курица на столбах» | «Волк и Лиса» (обр. И.Соколова-Микитов) | С.Есенин. «Пороша» | |
декабрь | «Айога» (нанайск., обр. Д.Нагишкина) | Заучивание наизусть. И.Суриков.«Зима» | А.С. Пушкин. «Зима! Крестьянин, торжествуя...» | Сказка В. Даль «Старик – годовик». | |
январь | Каникулы | Каникулы | Обрядовые песни «Коляда, коляда! А бывает коляда…», «Как пошла коляда», «Коляда, коляда, ты подай пирога». | П.Ершов. «Конек-Горбунок» | |
февраль | П.Ершов. «Конек-Горбунок» (продолжение) | Заучивание наизусть. С.Есенин. «Береза» | С.Алексеев. «Первый ночной таран» | «Добрыня и Змей» (пересказ П. Колпаковой) | |
март | Заучивание наизусть. Ф.Тютчев. «Зима недаром злится» | Ш. Перро. «Мальчик с пальчик» (пер. Б.Дехтерева) | «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» (обр.К.Ушинского) | К. Драгунская «Лекарство от послушности». | В.Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.) |
апрель | Заучивание наизусть.Я.Аким «Апрель» | Ф.Тютчев. «Весенние волы» | Н.Носов. «Бобик в гостях у Барбоса» | Х.К.Андерсен. «Гадкий утенок» | |
май | Заучивание наизусть. Е.Благинина. «Шинель» | Д.Хармс. «Иван Торопышкин» | Диагностика готовности к школе |
Образовательная область «Художественное творчество»
Данная образовательная область включает в себя следующие дисциплины: рисование, лепка, аппликация, ручной труд.
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении
Задачи:
Ø развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, ручной труд);
Ø развитие детского творчества;
Ø приобщение к изобразительному искусству.
Для успешного овладения детьми художественно-творческой деятельностью и развития креативности необходимы следующие условия:
° обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать;
° разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов;
° уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении помещений детского сада, в организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым.
Одна из важнейших задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.
По Программе количество занятий по рисованию – 2 в неделю, по лепке и аппликации – 1 (чередуются), по ручному труду – 2 в месяц.
К концу года дети могут:
° Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
° Называть основные выразительные средства.
° Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.
В рисовании:
° Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
° Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
В лепке:
° Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
° Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
° Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
В аппликации:
° Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.
° Создавать сюжетные и декоративные композиции.
В ручном труде:
° Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги.
° Делать разметку по шаблону бумаги при изготовлении игрушек.
° Изготовлять объемные игрушки.
° Работать с иголкой.
Методическое сопровождение:
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1990.
Изобразительная деятельность: Рисование
Перспективное планирование
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4/5 недели | |
сентябрь | Стартовая диагностика | Лето | Золотая осень | Папа (мама) гуляют с ребёнком в сквере | |
Рисование с натуры. Ветка рябины | Рисование по замыслу. На чём люди ездят. | Рисование по желанию. Моя любимая игрушка. | |||
октябрь | Рисование элементов хохломской росписи. | Кукла в национальном костюме. | Поздняя осень | Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. | |
Декоративное рисование на квадрате. | Город вечером. | Рисование с натуры. Комнатное растение | Рисование городецких птиц. | ||
ноябрь | Как мы занимаемся в детском саду. | Сказочный дворец. | Портрет любимой мамы. | Декоративное рисование. Завиток. | |
В гостях у сказки | Рисование по замыслу. Подарок любимой мамочке. | Девочка и мальчик пляшут на музыкальном занятии. | |||
декабрь | Белая береза под моим окном (черно-белый граттаж) | Сказочные птицы. | Дымковская барышня. | Поздравительная открытка «С Новым годом» | |
Зимний пейзаж. | Декоративное рисование. Дымковские узоры. | Мой любимый сказочный герой. | Декоративная композиция по мотивам дымковских изделий. Барышни. | ||
январь | Каникулы | Новогодний праздник в детском саду | Жостовские подносы | ||
Рисование элементов жостовской росписи. | Рисование по замыслу. Нарисуй, что было интересного в этом месяце. | ||||
февраль | Рисование с натуры керамической фигуры животного. | Рисование иллюстраций к сказке «Заяц, петух и лиса» | Наша армия родная. | Эта синяя сказка – Гжель | |
Иней покрыл деревья. | Уголок групповой комнаты. | Рисование элементов гжельской росписи. | Сказочный дворец | ||
март | Поздравительная открытка для мамы. | Распиши матрёшку. | По замыслу | Рисование по сказке «Мальчик-с-пальчик | Знакомство с понятием «натюрморт» |
Рисование с натуры. Ваза с ветками | Рисование по замыслу. Кем ты хочешь быть. | Сказочное царство. | Декоративное рисование. «Завиток» | Рисование по замыслу | |
апрель | Рисование по сказке «Конёк-Горбунок» | Рисование с натуры. Комнатное растение | Хитрая плутовка, рыжая головка. | Рисование городецкого коня. | |
Этот загадочный космос. | Ознакомление с творчеством художника- иллюстратора Е.М. Рачёва | Коллективное оформление книги «Загадки». | Цветные страницы | ||
май | Весна пришла. | Обложка для книги сказок | Итоговая диагностика | ||
Этот день Победы | По замыслу. |
Изобразительная деятельность: Лепка, аппликация.
Перспективное планирование
Лепка. | Аппликация. |
Сентябрь. | |
Фрукты для игры в магазин. | Поезд, на котором мы ездили в другой город. |
Октябрь. | |
Девочка играет в мяч | Осенний ковёр |
Грибы (овощи, фрукты) для игры в магазин. | Декоративная композиция «Вазы с фруктами, ветками и цветами». |
Ноябрь. | |
Петушок с семьёй. | Рыбки в аквариуме. |
Лепка фигуры человека в движении. | Наша новая кукла. |
Декабрь. | |
Девочка пляшет. | Вырежи и наклей любимую игрушку |
Дымковские барышни. | Сказочная птица. |
Январь. | |
Дед Мороз. | Аппликация по замыслу. |
Февраль. | |
Фигурка животного. | Корабли на рейде. |
Пограничник с собакой. | Вырежи и наклей какую хочешь картинку. |
Март. | |
Лепка посуды. | Поздравительная открытка для мамы. |
Животные жарких стран. | Новые дома в нашем селе. |
Апрель. | |
Конёк- Горбунок. | Аппликация по замыслу. |
Лиса крадётся за добычей. | Радужный хоровод. |
Май. | |
Персонаж любимой сказки. | Уточки плавают в пруду. |
Лепка по замыслу | Весенний ковёр. |
Ручной труд
Перспективное планирование
№ п/п | Тема занятия | Виды ручного труда | Месяц |
Зонтики для гномов | Из бумаги и картона | сентябрь | |
Книжка-малышка | Из бумаги и картона | ||
Лесная школа (еж, заяц, лиса, лесовичок) | Из природного материала | октябрь | |
Стайка воробьев | Из природного материала | ||
Овощи и фрукты для магазина (поролон). | Из использованного материала | ноябрь | |
Творим и мастерим (по замыслу) | Из использованного материала | ||
Санки для гномиков | Из бумаги и картона | декабрь | |
Мебель для гномиков | Из бумаги и картона | ||
Новогодние игрушки | Из бумаги и картона | ||
Семья осьминожек | Из бумаги и картона | январь | |
Плетеный коврик | Из бумаги и картона | февраль | |
Плетеный туесок | Из бумаги и картона | ||
Панно с цветами (коробка, ткань, нитки, бумага) | Из использованного материала | март | |
Волшебная иголочка | Работа с тканью | ||
Ателье для кукол (ремонт одежды) | Работа с тканью | ||
Ателье для кукол (пошив одежды) | Работа с тканью | апрель | |
Мышка с мышатами | Из бумаги и картона | ||
Творим и мастерим (по замыслу) | Из использованного материала | май |
Образовательная область «Музыка»
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
Ø развитие музыкально-художественной деятельности;
Ø приобщение к музыкальному искусству.
Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни. Музыкальное занятие состоят из трех частей:
J Водная часть. Музыкально-ритмические упражнения.
J Основная часть. Слушание музыки, подпевание, пение.
J Заключительная часть. Игра или пляска.
Музыкальные занятия проводятся по плану музыкального руководителя два раза в неделю.
К концу года дети могут:
° Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
° Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется.
° Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
° Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
° Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
° Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
° Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
° Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усили-• Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
° Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
° Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
° Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
° Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
° Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
° Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
На основании вышеизложенного разрабатываются календарные планы воспитания и обучения детей, которые предусматривают изменения и корректировку в течение учебного года в зависимости от уровня развития воспитанников и темпов усвоения программного материала. Это позволяет нормировать нагрузки не только по времени, но и по содержанию деятельности воспитанников.
IV. Планируемые результаты освоения детьми Программы
Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
Ø физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
Ø любознательный, активный;
Ø эмоционально отзывчивый;
Ø овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Ø способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
Ø способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
Ø имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
Ø овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;
Ø овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, позволяющими ему в дальнейшем успешно учиться в школе.