Вопрос 1.Особенности современного этапа развития системы спец.образования

Система образования совок.взаимодействующих: преемственных образоват-ых пр-мм и гос.образоват-ых стандартах различного уровня и направленности; сети реализующих их обр.учр. независимо от их организац -правовых форм типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учр-ий и организаций. Образов-ые учр - основное звено сис-мы непрерывного образован, учр-я, осуществляющее образоват-ый пр-сс (реализующих 1 или неск. пр-м). Цель ОУ- форм-е общей культуры личности д/, их адаптации, создан.основы для освоен. проф-образоват-ых пр-м, воспитан. гражданствености, любви к родине..К ОУ относятся: дошк, общеобразоват-е, учр-я нач.проф-го, среднего проф, высшего проф и послевузовского проф. образован; доп. образован;спец. корекц-ое; детдома;идр. Задачиспец. Образован коррекция дефектов и личности аном. реб-ка ч\з обучен, воспитан, проф. трудовую подготовку; форм-е общечеловеческих ценностей, соц.адаптация и интеграция в общество. Роль спец. образован: выявлен. и исправлен.недостатков в разв-ии личности реб-ка, помощь ему в освоении мира и адекватной интеграции в социум. Как и все люди, чел-ек, имеющий наруш-я в разв-и, направлен на освоение соц-го опыта, социализ-ю, включ-е в жизнь общ-ва. Однако этот путь отягощ-ся физич-ми и псих-ми недост-и. Поэтому важнейшими задачами явл-ся предупрежд-е возникнов-я 2ых отклон-й в разв-и их коррекция и компенсация средств-и образов-я. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с наруш-м специф-х образов-ых потребностей. Общие теоретич-е основы корр-но-развив-го образов-го образ-ия. Корр-но-развив-ее образ-ие - способ адресной педаг-ой помощи тем Д., которые в силу слабого здоровья или определ-й дисгармонии в развитии требуют особого вним-я педаг-в и др. шк-ых спец-тов; ч/з систему создания для них особых наиб-е благопр-х условий. Кор-но-развив-ее образ-е - совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своеврем-ю диагностику и корр-ю наруш-й в разв-и Δ, полноценное формиров-е личн-и. Цель корр-но-развив-го образов-я - создание условий образов-ой среды, которая бы исключала саму возможность негативного влияния на Δ, а учебную деят-ть делала бы лечебной. Формы корр-но-разв-го образов-го проц-а: 1) По способу организации: индивид-ые, групп-е, подгрупп-е. 2) По формам обуч-я: а) коррекц-е уроки по учебным предметам в компенсирующей методике обуч-я; групп-е ур со спец-ом-дефект-м (от 3-11 чел.); б) групп-ые/индивид-е внеур зан-я с логопедом, психологом, направленные на корр-ию дефицита функций (3-7 чел.); внеур-е зан-я с логопедом, дефект-ом и др. спец-ми по учеб-м предметам; групп-е корр-но-развив-ие и лечебно-оздоровительные внеурочные виды деят-ти. Для тех групп д., разв-е которых при поступлении в школу характер-ся ср-ей/высокой степенью риска, оптимальной организац-но-педаг-ой формой уч-ого процесса явл-ся кл компенсирующего обуч-я - кл здоровья. Открываются в обычных общеобразов-ых школах. В них предусматривается меньшая наполняемость (9-12 чел.) В учебных планах вводятся специальные лечебно-оздоровительные и коррекционно-реабилитационные занятия. Оптимальный режим нагрузок. Чередование видов деятельности, труда и отдыха. Акцентируют внимание не на слабости ребенка, не на его проблемах, а на его перспективах развития.

Необходимо различать классы компенсирующего обучения и классы выравнивания, которые создаются для детей с б. грубыми отклон-ми в разв-и (ЗПР). Обуч-е в нач-ой шк увелич-ся на 1 год. Направления корр-но-развив-го образов-го проц-а: - непосредственная корр-но-развив-ая работа с самим Δ; - разъяснит-ая, консультационная, рекомендательная работа с семьей; - работа со спец-ми учрежд-я.

Условия предупрежд-я и преодол-я функцион-ых наруш-й: - раннее диагностиров-е и вмешательство в ход аном-го разв-я; - комплексный подход к корр-ии; - адекватное обуч-е и воспит-е; - повыш-е общего культурного разв-я и профилактич-я работа с семьей; - спец-я работа по разв-ю, формиров-ю высших псих-их функций и личн-ти детей. Основные стратегии государств-ой соц-ой политики в области соц-но-педагог-ой помощи лицам с наруш-ми в разв-ии Предоставление всем д., имеющим недостатки в развитии доступного, и качеств-го образов-я, для того, чтобы они могли стать полноценными членами общ-ва, способными самостоятельно обеспечить себя и по возможности исполнять свои гражданские обязан-ти. Содержание спец-го образов-я, его воспитат-го и обуч-го компонентов зависит не только от особенностей отклонений в разв-и. Спец-ое образов-е глубоко индивид-ый и специфичный процесс, объем, кач-во и конечный результат которого будет зависеть: 1) от хар-ра отклонений в разв-и; 2) кол-ва сохранных функций и систем организма; 3) времени возникнов-я и степенью тяжести наруш-я; 4) социокультурных и этнокультурных условий жизнедеят-ти чел-ка; 5) желания и возможности семьи участвовать в процессе спец-го образов-я; 6) колич-ва и кач-ва собственной активности субъекта спец-го образов-я. Спец-ые образов-ые условия предусматривают: - наличие современных спец-ых образов-ых программ (общеобразов-ых и корр-но-развив-их); - индивид-ый педагог-ий подход, учет особен-ей каждого реб-ка, структуры его дефекта; - адекватную среду жизнедеят-ти; - наличие квалифициров-ых спец-ов разного профиля для проведения корр-но-педагог-го проц-а; - предоставление дополнительных услуг (медиц-х, психолог-их, соц-х). Формы организации специального обучения: индивид-е, индивид-но - классно-урочная, подгрупп-е, групповые

Система образования лиц с умственной отсталостью: 1) специализиров-е ДОУ для у/о д; 2) школы 8-го типа; 3) спец-ые корр-е учрежд-я для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (д/дома и школы интернаты); 4) группы интегрированного пребывания детей с нарушениями интел-та (в домах реб-ка и массовых ДОУ).

Школы:1-для глухих,2-слобослыш.и позднооглохших,3-Для слепых,4-слабовидящие,5-тяжелые нарушен.речи,6-опорно-двиг.апарат,7-ЗПР,8-олигофр.В некоторых городах имеются школы санаторного типа для хронически болеющих или соматически ослабленных детей.

Современный кризис в развитии национальной системы специального образования соотносится с закономерным этапом в эволюции отношения общества и государства к аномальным людям, а именно с кардинальным пересмотром отношения к людям с нарушениями в развитии и их гражданским правам (Западная Европа - 1971 - 1975 гг.; Россия - 1991 - 1993 гг.).

Кризис 90-х гг. в системе специального образования в России соотносится с началом перехода на тот качественно новый этап в развитии системы, который Западная Европа совершила в 70-е гг., а в настоящее время (90-е гг.) уже начинает критически осмысливать; однако в России начало перехода на III этап происходит в уникальный исторический момент, в экстремальных экономических и политических условиях и осуществляется на основе незавершенного предшествующего этапа в развитии системы специального образования.

Освоение новой философии общества, нового понимания прав человека и прав ребенка, начало освоения интеграционных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии осуществляется в России в более сложных, по сравнению с Западной Европой, социальных, экономических, политических условиях, на базе организационной незавершенности предшествующего этапа развития системы специального образования. Вследствие этого прямой перенос западных интеграционных моделей 90-х гг. в систему специального образования в России 90-х гг. следует квалифицировать как грубую методологическую ошибку, носящую глобально деструктивный характер.

Построение научно обоснованной стратегии развитии национальной системы специального образования на современном этапе требует учета: эволюционного характера кризиса, специфики национальных социокультурных, экономических и политических условий его протекания; специфических особенностей и достигнутого к 90-м гг. уровня развития государственной национальной системы специального образования, уникального потенциала отечественной дефектологической науки и перспективы ее развития - долгосрочной программы фундаментальных научных исследований.

Вопрос 2. Задачи и содержание профессионально –трудового обучения в спец. коррекц. школе

Трудовое обучение - совокупность учебно-воспитательных мероприятий, направленных:

- на формирование положительного отношения к труду

- на развитие трудовых умений и навыков

- формирование положительного отношения к людям труда.

Цель: подготовка умственно отсталых учащихся к самостоятельной практической деятельности. Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств: трудолюбия, ответственного отношения к труду, бережного отношения к общественному имуществу.

2. Формирование ЗУНов по определенному трудовому плану.

3. Формирование нравственно-этических представлений, оценок, характеризующих деятельность детей.

4. Развитие способности работы в коллективе, включение в доступные формы трудовой деятельности, коррекция психофизических недостатков средствами труда.одержание:

1. Конкретизация знаний о явлениях живого и неживого мира, развитие умственных качеств: внимательность, сообразительность.

2. Закаливание организма, повышение работоспособности.

3. Физическое развитие ребенка при помощи различных видов труда, коррекция психофизических недостатков. Развитие двигательных качеств: точность.

4. Овладение системой ЗУНов по определенным видам труда.

Структура трудовой подготовки (уровни и ступени). Основные виды труда, изучаемые учащимися школы 8 вида. Формы организации и типы занятий по трудовому обучению.

Трудовое обучение в коррекционной школе 8 вида осуществляется поэтапно. На каждом этапе решаются общие и специальные учебные задачи.

1 этап реализуется в 0-4 классах. На уроках ручного труда происходит формирование первоначального трудового опыта. Отводится 2 часа в неделю. Формируются знания о материалах, развитие мелкой моторики рук, даются знания об устройстве предметов и способах их использования, дети выполняют различные задания из пластилина, глины, растительного материала, проволоки, древесины, ознакомление детей с некоторыми профессиями, изучение индивидуальных трудовых возможностей.
2 этап - профоориентационный. Это общетехническое трудовое обучение в 5 классе на базе профессиональных мастерских. Основные задачи:
- адаптация учащихся к измененным условиям обучения, переход к самостоятельной деятельности под строгим контролем с помощью учителя-предметника.
- отбор учащихся по видам трудового обучения с учетом их возможностей. В программах школ 8 вида предусмотрен набор разнопрофильных специальностей.

3 этап - профессиональное обучение в школьных мастерских (6-8 классы) при девяти - десятилетнем сроке обучения, увеличивается количество учебных часов. Особое внимание уделяется правильности выполнения учащимися трудовых приемов, а в дальнейшем темпу работы и степени овладения трудовыми навыками. В конце каждой четверти учащиеся выполняют самостоятельные практические работы, которые оцениваются по пятибалльной системе.

4 этап - это профессионально-трудовое обучение в 9-10 классах с производственной практикой на предприятиях или в школе в условиях, близких к производственным. Половина времени отводится на повторение, что позволяет подготовить подростков к практике на предприятии и сдаче экзамена по трудовому обучению. Это единственный экзамен, которые сдают учащиеся с нарушением интеллектуального развития за весь период обучения в школе 8 вида. Квалификационный экзамен проводится по приказу директора школы с участием специальной квалификационной комиссии. Экзамен состоит из теоретической и практической части. Ученики успешно, сдавшие экзамен, получают удостоверение установленного образца, что дает право трудоустройства. От квалификационного экзамена могут освобождаться ученики, которые по своим психофизическим особенностям не овладели полностью программой или обучались по индивидуальным программам.

5 этап - производственное обучение. В этот период учащиеся должны овладеть навыками выполнения заданий, близких к квалификации рабочих. Производственная практика проходит 3 раза в неделю по 6 часов. Кроме учителя труда огромную помощь оказывают наставники из числа рабочих.

Урок по трудовому обучению состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной. Программы по труду содержат:
- теоретический раздел, включающий технические сведения

- практический раздел по конкретным видам труда

- требования к знаниям, умениям и навыкам, а для 5-10 классов даны темы практических работ, направленных на овладение приемами трудовых операций.

Педагогическая наука должна всесторонне разрабатывать такую систему трудового обучения школьников, которая обеспечивает успех в подготовке подрастающего поколения к трудовой деятельности. Но в отношении учащихся коррекционной школы, имеющих нарушения в умственном и физическом развитии, требуется применять особые и более специфические методы воспитания и обучения. Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно полезному производительному труду. Воспитанники этой школы обязательно должны овладеть определенной специальностью, т.е. должны быть подготовлены к работе на производстве. В коррекционной школе обучаются дети с грубыми нарушениями интеллектуальной и познавательной видами деятельности. Резкое умственное недоразвитие является основной причиной того, что коррекционная школа дает самые элементарные знания по общеобразовательным предметам, примерно в пределах начальной школы. Общеобразовательное обучение в коррекционной школе не может обеспечить непосредственного включения учащихся в производство. Оно служит скорее целям коррекции недостатков общего развития умственно отсталого ребенка. Однако, не смотря на узость и элементарность общеобразовательного обучения, оно может и должно отвечать целям подготовки учащихся к труду. На данном этапе в школе ещё неудовлетворительно справляются с этой задачей. Предприятия, на которые направляются окончившие школу дети, предъявляют к последним серьезные претензии, подчеркивая, что воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. Выяснение причин слабой подготовки учащихся коррекционной школы к практической деятельности и определение эффективных путей формирования у воспитанников этих школ работать самостоятельно является одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое и практическое значение. В данной работе на основании длительного изучения состояния профессионально-трудового обучения в коррекционной школе и проведения экспериментального исследования делается попытка выяснить причины недостаточной подготовки учащихся к самостоятельному труду и определить методику работы учителей профессионально-трудового обучения в наибольшей мере способствующей формированию у детей умения самостоятельно выполнять трудовые задания. К сожалению, роль обучения в развитии умственно отсталых школьников и важность коррекционно-воспитательной работы недооцениваются в практике их обучения труду. В ряде случаев учитель коррекционной школы встает на неправильный путь. Вместо того чтобы на основе использования специальных коррекционных приемов подготовить учащегося к сознательному выполнению трудового задания, учитель обходит возникающие трудности, упрощая приемы работы, приспосабливая их к возможностям умственно отсталого школьника. Так, вместо выполнения задания на основе предварительного планирования, использования инструментальных измерений и т. д. учащиеся выполняют задания на основе широкого использования шаблонов, трафаретов и т. д. Тем самым школьник лишается самостоятельности в работе.

Наши рекомендации