Изучение состояния и эффективности
Воспитательного процесса в классе
Шестым компонентом плана работы классного руководителя может стать раздел «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе».Необходимость включения этого раздела в план работы классного наставника объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности учителя и его коллег.
В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны:
а) развитие личности учащихся;
б) формирование классного коллектива;
в) наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.
При изучении процесса и результатов развития личности учащихся классному руководителю следует воспользоваться диагностическими разработками ученых. Например, хорошей подсказкой педагогу является разработанная профессором Н.Ф.Масловой диагностическая схема «Общий уровень развития личности школьника».
Совет ученого.
Доктор педагогических наук Н.Ф.Маслова предлагает изучать процесс и результаты развития личности ребенка по следующей схеме:
1. Сбор общих сведений о школьнике: пол, возраст, состояние здоровья и физического развития, условия жизни в семье (состав семьи, наличие других детей, материально-бытовое положение, образовательный, трудовой, нравственный статус родителей, отношение старших к ребенку, применение поощрений, наказаний).
2. Знакомство с режимом дня школьника, использованием свободного времени, участием в домашнем труде.
3. Выявление основных характерологических особенностей школьника (преобладающее настроение, проявление самостоятельности, воли, трудолюбия, любознательности, общительности и др.).
4. Выявление основных реакций школьника на различный тон и характер обращения к нему: задушевность, просьбу, строгость, предъявление требований (путем наблюдения).
5. Определение способности школьника руководить своими чувствами, желаниями, потребностями путем наблюдения в конфликтных ситуациях и ситуациях свободного выбора.
6. Влияние самооценки школьника, степени удовлетворенности собой, своим поведением и успехами, его умения анализировать свои поступки и видеть себя со стороны и в будущем.
7. Выявление общего кругозора школьника, круга чтения и интересов, склонностей, отношения к музыке, телепередачам, кино, театру, общественно-политическим событиям. Культура речи.
8. Выявление отношения к учебному труду (активность, настойчивость, прилежание, самостоятельность, организованность в учении, интерес к отдельным учебным предметам, ответственность в выполнении домашних заданий, мотивы учения, отношение к учебным успехам и неудачам своих товарищей).
9. Выявление отношения школьника к физическому труду (привычки и умения обслуживать себя, интерес к выполнению трудовых поручений, проявление добровольности, инициативы, самостоятельности, точности и быстроты в выполнении трудовых дел, умения работать индивидуально и в коллективе).
10. Определение наиболее выраженных специальных способностей школьника (по результатам деятельности и ведущих занятий, особенно в свободное время).
11. Особенности общения школьника (отношения с близкими, старшими, младшими, сверстниками, педагогами, незнакомыми. За что ценит взрослых, товарищей, друзей? Способен ли к привязанностям, сопереживанию другим людям? Конфликтность в общении, степень авторитарности, положение в коллективе, основные симпатии и антипатии школьника в общении).
12. Проявление нравственных качеств в поступках и поведении школьника (честность и справедливость, критичность и самокритичность, чувство собственного достоинства, ответственность и дисциплинированность в делах и поступках и др.).
13. Выявление общей направленности и уровня притязаний личности (личная, общественная, деловая направленность в деятельности и отношениях школьника; ведущие мечты и идеалы и их отражение в деятельности; адекватность, завышенность или заниженность притязаний личности в деятельности и общении).
14. Выявление особенностей темперамента (проявление в деятельности и общении эмоций, частоты и быстроты их смены, скорость и переключение внимания, темп деятельности, экстравертированность или интровертиро-ванность, слабость, сила, уравновешенность, подвижность, инертность высшей нервной деятельности, ригидность или пластичность).
(Личность в воспитательной системе школы /Под ред. А В.Гаврилина и Л.И.Новиковой. - Владимир, 1993. - С 119 - 120.)
При исследовании процессов, происходящих в классном сообществе, классному руководителю необходимо обратить внимание на такие важные стороны жизни коллектива, как:
- сформированное социально ценной совместной деятельности;
- наличие приоритетного (доминирующего) вида деятельности;
- активность и самореализация учащихся в совместной деятельности;
- состояние эмоционально-психологических отношений;
- состояние деловых отношений;
- наличие связей с другими группами и отдельными индивидами;
- развитие ученического самоуправления.
При поиске ответа на вопрос: «Насколько учащиеся и их родители удовлетворены жизнедеятельностью в классном сообществе?» - в поле зрения классного наставника должны находиться такие аспекты, как комфортность и защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе; наличие у родителей чувства удовлетворенности результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в классном коллективе.
В ходе диагностической деятельности учитель может использовать различные приемы и методы: педагогическое наблюдение, социологический опрос (беседа, интервью, анкетирование), тестирование, создание педагогических ситуаций, методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, изучение продуктов творческой деятельности учащихся и др. В технологический арсенал классного руководителя можно включить следующие диагностические средства:
- игры «Лидер», «Киностудия», «Морские командные учения», «Путешествие по морю любимых занятий»;
- тесты «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой, «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева, «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения» Е.Н.Степанова;
- «Цветик-самоцветик», «Мы - коллектив? Мы - коллектив ... Мы - коллектив!», «Какой у нас коллектив?»;
- конкурс рисунков «Я в моем классе» и др.
Чаще всего раздел плана «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе» оформляется в виде таблицы.
Например, классный руководитель 6-го класса С.И.Комлач оформила его следующим образом:
Предмет | Методы и при- | Сроки | Субъект |
изучения | емы изучения | изучения | изучения |
1. Состояние межличностных отношений, выявление лидеров в классном коллективе | 1. Социометрия. 2. Игра «Морские командные учения» | Сентябрь » | Классный руководитель То же |
2. Интересы и увлечения учащихся | 1. Анкетирование. 2. Составление карты интересов | » » | » » |
3. Условия развития личности учащихся | 1. Посещение учащихся на дому. 2. Беседа с родителями | Октябрь — ноябрь | » |
4. Самооценка | Методики для ис- | Декабрь | Школьный |
личности ре- | следования само- | психолог | |
бенка | оценки | ||
5. Удовлетворен- | Коллективное | » | Учащиеся |
ность учащихся жизнью в классе | творческое дело «Поэма о классе» | 10-го класса | |
6. Представления учащихся об идеальном образе настоящих мужчины и женщины | Игровое психо- скульптурирова- ние | Февраль — март | То же |
7. Нравственная Направленность учащихся | 1. Тест «Размышляем о жизненном опыте». | Апрель | Классный руководитель |
2. Акт добровольцев | » | То же | |
8. Сформированность коллектива класса | 1. Методика «Какой у нас коллектив?». | » | Школьный психолог |
2. Методика для определения мотивов участия учащихся в делах класса | » | То же | |
9. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе | 1. Тесты АЛ.Андреева и Е.Н. Сте панова. 2. Коллективный анализ | Май | То же Классный руководитель |
10. Воспитанность учащихся. | Стандартизированная характеристика школьника (по Б.П.Битинасу) | » | Классный руководитель и учителя, работающие в классе |
Наряду с основными разделами в план могут быть включены различные приложения. Втаких случаях план воспитательной работы нередко превращается в дневник классного руководителя. В соответствии с традициями планирования в конкретном учебном заведении или по усмотрению самого классного наставника в основном документе воспитателя могут содержаться сведения об учащихся и их родителях, результаты педагогического наблюдения и психолого-педагогической диагностики, записи учителя, отражающие его впечатления о жизнедеятельности в классе и об участии воспитанников в общешкольных делах. Наиболее часто план работы классного руководителя дополняется приложениями.
1. Сведения о родителях, которые можно изложить в таблице.
Ф.И.О. родителей | Год рождения | Место работы, должность | Рабочий и домашний телефон | Жилищно-бытовые условия | Микроклимат в семье | Чем могут помочь школе |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. |
2. Информация об участии родителей в жизнедеятельности класса и о посещении родительских собраний.
Ф.И.О. родителей | Родительское собрание | День открытых дверей | Вечер «Мир увлечений нашей семьи» | ||
Дата___ | Дата___ | Дата___ | |||
1. 2. 3. |
3. Некоторые сведения о семьях и учащихся:
а) многодетные семьи________________
б) дети из неполных семей_____________
в) дети, нуждающиеся в льготном питании,
г) опекаемые дети___________________
д) учащиеся, состоящие на классном учете,
е) учащиеся, состоящие на школьном учете,
ж) семьи, состоящие на учете в школе,___
4. Список членов родительского совета класса.
Ф.И.О. родителя | Поручение | Домашний адрес | Место работы | Телефон | |||
1. 2. 3. | |||||||
5. Сведения об интересах и увлечениях учащихся, их занятости во внеурочное время. | |||||||
Ф.И.О. учащегося | Интересы и увлечения | Наименование кружка, секции | Место занятий | Время занятий | |||
1. 2. 3. | |||||||
6. Результаты диагностических исследований. | |||||||
7. Дневник педагогического наблюдения.
8. Информация об ученическом самоуправлении в классе.
Ф.И.О. учащегося | Поручение | Степень активности |
1. 2. 3. |
Завершая рассмотрение содержания и структуры плана воспитательной работы, необходимо заметить, что предлагаемые нами разделы плана не являются обязательными. Нами рекомендуется примерный вариант плана, который может использоваться классным руководителем в качестве методической подсказки. Нам приходилось видеть в планах успешно работающих педагогов наряду с предлагаемыми и другие разделы. В некоторых случаях мы сами советовали учителям, например классным руководителям 1, 5, 10-х классов, избирать другое содержание и иную структуру плана. Наставники этих классных сообществ, как правило, на начальном этапе работы с учащимися направляют свои основные усилия на моделирование воспитательной системы класса и сплочение классного коллектива. А следовательно, в их планах целевые ориентиры и основные направления работы должны быть связаны с деятельностью по формированию модельных представлений о воспитательной системе класса. В такой ситуации классному руководителю рекомендуется оформить раздел «Основные направления и дела классного сообщества» следующим образом:
Основные направления работы | Совместная деятельность | |||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | |
1. Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе 2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества 3. Создание развивающей среды личности ребенка, сплочение и развитие классного коллектива |
Возможны и другие варианты плана. Планирование — дело творческое, поэтому классный руководитель вправе избрать свой вариант, который в наибольшей степени соответствует его педагогическим воззрениям, содержит необходимую информацию и является удобным для использования в повседневной работе. Но очень важно избежать грубых ошибок в процессе составления плана.
Совет ученого.
Известный исследователь Л.И.Маленкова предостерегает учителей от совершения наиболее распространенных ошибок в практике планирования воспитательной работы:
- отсутствие четко определенной цели, определенных стратегических задач воспитания, основанных на глубоком научном знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации;
- традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и, как следствие, безынициативность классного руководителя;
- примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел);
- неумение (а порой невидение необходимости) привлечения детей к планированию;
- неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить «Огонек» или «поход по местам боевой славы» и т.п.).
(Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999. - С. 150).