Критерии оценки выпускной квалификационной работы

Защита ВКР является способом комплексной оценки компетенций студента-выпускника. Поэтому критерии оценки ВКР направлены на установление уровня развития базовых компетенций. Автор ВКР должен продемонстрировать следующие общие компетенции:

- знание ключевых экономических и управленческих проблем в области избранной темы исследования и современных научных средств их анализа и решения;

- умение обобщать результаты научных исследований, использовать статистические материалы, передовой опыт государственного и корпоративного управления для решения прикладных задач;

- способность обосновывать рекомендации практического характера;

- умение формулировать и решать задачи, возникающие в ходе ВКР и требующие углубленных профессиональных знаний, выбирать необходимые методы исследования и информационные технологии;

- умение устно презентовать результаты исследования, способности вести научную дискуссию, обоснованно и аргументировано отстаивать авторскую позицию.

Все критерии, направленные на оценку обозначенных компетенций, делятся на четыре группы:

1. Критерии оценки содержания ВКР (позволяют оценить компетенции, демонстрирующие умение студента на теоретическом и прикладном уровнях исследовать проблему с использованием различных научных методов; способность формировать и доказывать научную новизну (для магистерских диссертаций), практические и учебно-методические результаты своего исследования; навыки обоснования с позиций теоретической и/или практической ценности основных результатов исследования), а именно:

- степень раскрытия темы. В ВКР должен быть представлен материал по обозначенным в теме категориям, изложение материала должно решать согласованные с темой цель и задачи, все разделы и пункты по названию и по своему содержанию должны быть связаны с темой работы;

- самостоятельность и качество анализа теоретических положений. В ВКР должен быть анализ подходов разных авторов к анализируемым категориям, процессам, объектам; оценки, сопоставление студентом разных позиций и развернутое обоснование собственной позиции;

- оригинальность и новизна полученных результатов, научных, прикладных, учебно-методических решений (для магистерских диссертаций). ВКР должна содержать элементы новизны, авторские оригинальные разработки. В научно-исследовательской диссертации должно быть не менее двух развернуто доказанных пунктов научной новизны. В научно-практической и научно-педагогической диссертациях должно быть не менее одного пункта научной новизны. Кроме того, в зависимости от вида и решаемых задач диссертация может содержать прикладную новизну (новое оригинальное решение практической проблемы) или учебно-методическую новизну (новые, оригинальные разработки учебно-методического характера);

- степень проработки, обоснованность методологической и методической программы исследования. Оценивается корректность формулирования проблемы, цели, задач, научных гипотез исследования (для магистерской диссертации), соответствие выбранной методологии и методики поставленным задачам и цели исследования, обоснованность выбора и комплексность методов и методик исследования, их адекватность для решения поставленных задач;

- качество анализа объекта и предмета исследования. Оценивается уровень и корректность использования методов исследования, анализа, расчетов, моделирования и пр., владение современными методами сбора, анализа и интерпретации информации, достоверность и репрезентативность данных, использование пакетов компьютерных программ и технологий;

- практическая ценность исследования, глубина проработки и обоснованность практических рекомендаций. Рекомендации должны носить конкретный развернутый характер, описываться и обосновываться результатами практического исследования, анализа эмпирического объекта исследования.

2. Критерии оценки оформления ВКР (позволяют оценить компетенции, связанные со знаниями правил оформления научных текстов, умениями и навыками письменной презентации результатов научно-прикладных исследований и т.п.):

- общий уровень грамотности изложения. ВКР оценивается с позиций соблюдения правил орфографии;

- логика и стиль изложения. Оценивается применение научного стиля изложения и использование профессиональной терминологии, наличие логических переходов и связок, промежуточных и итоговых выводов;

- структура и содержание введения и заключения. Оценивается качество отражения во введении актуальности темы, степени изученности темы, цели и задач исследования, объекта, предмета, методов, элементов новизны и научных результатов (для магистерских диссертаций), практических результатов, логики изложения. Оценивается глубина и последовательность описания в заключении полученных результатов, наличие анализа степени достижения целей и задач, характеристики перспектив дальнейшего исследования актуальной проблемы;

- объем и качество выполнения иллюстративного материала. Оценивается соответствие оформления таблиц, рисунков и пр. иллюстративного материала принятым стандартам;

- качество списка использованных источников. Оценивается правильность оформления списка использованных источников; полнота объема, соответствие выбранной теме, новизна источников, их разнообразие по видам – законодательные и нормативные акты, учебные издания, монографии, сборники статей, статистические сборники, периодика и пр.;

- качество ссылок. Оценивается наличие ссылок, правильность их оформления, правильность оформления цитат.

3. Критерии оценки качества подготовки ВКР (позволяют оценить компетенции студента по самостоятельному планированию, организации и проведению им научного исследования):

- способность работать самостоятельно;

- способность творчески и инициативно решать задачи;

- способность рационально планировать этапы и время выполнения ВКР, диагностировать и анализировать причины появления проблем при выполнении ВКР, находить оптимальные способы их решения;

- дисциплинированность, графика подготовки ВКР в соответствии с заданием;

- способность вести научную дискуссию, выстраивать аргументацию с использованием результатов научных и прикладных исследований, демонстрация широты кругозора;

- наличие публикаций, участие в научно-практических конференциях, награды за участие в конкурсах.

4. Критерии оценки защиты ВКР (позволяют оценить компетенции ведения научной дискуссии, презентации основных положений и результатов научного исследования):

- качество доклада. Оценивается логика изложения, способность лаконично представить основные результаты работы, доказательность и иллюстративность главных выводов и рекомендаций, применение профессиональной терминологии, свободное владение материалом, соблюдение регламента;

- уровень ответов на вопросы. Оценивается умение давать правильные лаконичные, четкие, по сути вопроса ответы, убедительность, способность отстаивать свою точку зрения, полное и свободное владение материалом ВКР и в целом по заявленной теме;

- качество демонстрационного материала. Оценивается умение отобрать наиболее значимый демонстрационный материал, соответствие содержания материала основным результатам исследования и рекомендациям, качество оформления таблиц, рисунков и т.п.

Совокупность всех четырех групп критериев позволяет комплексно оценить компетенции студента, не только отраженные непосредственно в ВКР, но и проявленные им на всех этапах подготовки и защиты ВКР.

Помимо обозначенных общих критериев, специальные требования к ВКР могут быть определены дополнительно выпускающей кафедрой в соответствии со специализированным профилем подготовки студента и формированием у него специфических компетенций.

___________________________________________________________

УДК 378.254:006 ОКС 01.120

Ключевые слова: выпускная квалификационная работа, бакалаврская работа, дипломный проект, дипломная работа, магистерская диссертация, научный руководитель ВКР, консультант ВКР, выпускающая кафедра, нормоконтролер, рецензент, Государственная аттестационная комиссия

Наши рекомендации