I этап. анализ условия задачи
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
С чего начинают работу над любой задачей? Итак, проведем анализ условия задачи. (В дальнейшем в роли учителя - выступает ученик.) | С анализа ее условия. |
1. Какого типа эта задача? (Возможны вопросы: «О чем идет речь в задаче?», «О каком процессе говорится в задаче?») | 1. Задача на движение. (В задаче идет речь о движении.) |
2. О каких объектах идет речь в задаче? Каков характер их взаимодействия? Итак, какие части можно выделить в задаче? | 2. В задаче идет речь об автобусе и легковом автомобиле; они выезжают из одного пункта и едут в одном направлении. Можно выделить две части, одна связана с движением автобуса, вторая — с движением легкового автомобиля. |
3. Какими величинами характеризуется движение этих объектов? (Возможен вопрос: «Какими ключевыми словами можно описать происходящее в задаче?») Какова связь между этими величинами? | 3. Движение этих объектов характеризуется тремя величинами: скорость, время, расстояние. |
4. Что в задаче известно о движении автобуса? Что в задаче известно о движении легкового автомобиля? Уточните известные и неизвестные величины. Какая связь существует в задаче между соответствующими неизвестными величинами? | 4. 1) Его скорость на 20 км/ч меньше скорости легкового автомобиля. 2) Он вышел из пункта А на 20 мин раньше, а прибыл в пункт В на 10 мин позже, т. е. он был в пути на 30 мин больше, чем легковой автомобиль. 3) Он прошел 60 км. 1) Его скорость на 20 км/ч больше скорости автобуса. 2) Он был в пути на 30 мин меньше, чем автобус. 3) Он прошел 60 км. Известен путь каждого объекта, неизвестны их скорости и время движения. 1) Скорость легкового автомобиля на 20 км/ч больше скорости автобуса. 2) Автобус был в пути на 30 мин больше, чем легковой автомобиль. |
5. Что требуется найти? Итак, отбросив всю несущественную информацию, как можно переформулировать задачу в форму, удобную для поиска решения? | 5.Скорость автобуса и скорость легкового автомобиля. Скорость автобуса на 20 км/ч меньше скорости легкового автомобиля, время движения автобуса на 30 мин или 0,5 ч больше времени движения легкового автомобиля. Автобус и легковой автомобиль проехали одинаковое расстояние, равное 60 км. Требуется определить скорость автобуса и легкового автомобиля. |
Схематическая запись задачи
Одновременно с выполнением анализа осуществляется схематическая запись задачи.
Можно запись условия и требования задачи осуществить в виде таблицы:
Скорость | Время | Расстояние | |
Автобус | ? на 20 км/ч м. | ? на 0,5 ч б. | 60 км |
Автомобиль | ? | 60 км |