Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Для контрольных работ выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерения величин и др.
Среди контрольных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности обучающихся подбирается несколько вариантов работы, каждый их которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 7- 10 минут урока.
Комбинированная контрольная работа диагностического характера проводится для получения объективной информации о состоянии качества образования; установления фактического уровня теоретических знаний обучающихся, их практических умений и навыков .
Периодический контроль по математике осуществляется с целью проверки степени усвоения обучающимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы и проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.) или тестового характера. В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится общая отметка за всю работу.
Промежуточная аттестация по математике проводится с целью определения степени освоения обучающимися содержания по предмету за год (полугодие) и проводится в форме административных контрольных работ.
Нормы оценок за контрольные работы соответствуют требованиям, указанным в данных методических рекомендациях.
Работа, состоящая из примеров
Отметка | Характеристика учебных достижений обучающихся | |
Ученик допускает 4 и более грубых ошибок. | ||
Ученик допускает 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки. | ||
Ученик допускает 1 грубую и 1–2 негрубые ошибки. | ||
Ученик выполняет работу без ошибок. |
Работа, состоящая из задач
Отметка | Характеристика учебных достижений обучающихся | |
Ученик допускает 2 и более грубых ошибки. | ||
Ученик допускает 1 грубую и 3–4 негрубые ошибки, правильно выполнено не менее 50% работы. | ||
Ученик допускает 1 грубую и 1–2 негрубые ошибки. | ||
Ученик выполняет работу без ошибок. |
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Отметка | Характеристика учебных достижений обучающихся | |
Ученик допускает ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок. | ||
Ученик допускает ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным. | ||
Ученик допускает 1-2 вычислительные ошибки. | ||
Ученик выполняет работу без ошибок и исправлений. |
Контрольная работа диагностического характера
· Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 негрубая ошибка и исправления. Уровень высокий: 90% -100%.
· Оценка "4" ставится, если ученик безошибочно выполнил не менее 3/4 заданий. Уровень выше среднего: 65%- 89%.
· Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий. Уровень средний: 51% - 64%.
· Оценка "2" ставится: если ученик не справился с большинством заданий. Низкий уровень: менее 50 .
Математический диктант
Отметки | Характеристика учебных достижений обучающихся |
Ученик не выполнил 1/2 часть примеров от их общего числа. | |
Ученик не выполнил 1/4 часть примеров от их общего числа. | |
Ученик не выполнил 1/5 часть примеров от их общего числа. | |
Ученик выполняет работу без ошибок и исправлений. |
Тестовая работа
Отметки | Характеристика учебных достижений обучающихся | |
Ставится если правильно выполнено менее 60% заданий. | ||
Ставится за 60% правильно выполненных заданий. | ||
Ставится за 80% правильно выполненных заданий. | ||
Ставится за 100% правильно выполненных заданий. |
Самостоятельная работа.
Носит обучающий характер. Цель - выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях. На выполнение самостоятельной работы отводится: 2 класс – 15-20 мин., 3-4 класс – 10-15 мин.
Оценка «5» - если работа содержит не более 2 недочётов.
Оценка «4» - если сделано не менее 75% объёма работы.
Оценка «3» - если сделано не менее 50% объёма работы.
Раздел 5. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
(естествознание и обществознание)
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
5.1. Объектами контроля в процессе обучения «Окружающему миру» есть составляющие предметной естественнонаучной обществоведческой компетентностей:
- знания (в форме фактов, представлений, понятий) о предметах и явлениях природы, их взаимосвязи и зависимости между ними;
- умение выполнять различные виды учебно-познавательных действий в отношении объектов природы и информации о них;
- умение применять специальные методы познания объектов природы (опыт, практическую работу, наблюдение);
- умение выполнять практические действия с объектами природы;
- умение оценивать объекты природы, а также собственное поведение и других людей среди природы;
- умение применять полученные знания и навыки в своей повседневной жизни;
- умение творческого применения приобретенных естественных знаний и способов деятельности в измененных ситуациях;
- знания, которые отражают все виды социального опыта (преимущественно на уровне представлений и понятий);
- опыт осуществления способов деятельности в социальной сфере;
- опыт творческого применения приобретенных способов деятельности в социальной сфере в различных ситуациях;
- опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к различным видам деятельности, в частности учебной, гражданской.
5.2. Особенности организации контроля по "Окружающему миру"
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы (с небольшой затратой времени), тестовые работы (с заданиями открытого и закрытого типов), работы с индивидуальными карточками-заданиями, графические работы, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
5.3. В процессе обучения окружающему миру применяются различные виды контроля: текущий,периодический, промежуточный (семестр,год).
Текущий контроль осуществляется на разных этапах овладения обучающимися содержанием темы. Основная его функция - учебно-корректирующая. Этот вид контроля целесообразно на этапе усвоения новых знаний и умений. Он позволяет своевременно выявить ошибки, устранить их причины.
Текущий контроль направлен на определение качества и уровней усвоения учебного содержания.