Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста

Практическое занятие для родителей детей группы раннего возраста

Тема занятия: «Поговори со мною, мама!»

Цели:

1.Познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста;

2.Дать представления о способах активизации речи;

3.Снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей.

Участники: родители детей второй группы раннего возраста, педагог – психолог, учитель – логопед.

Игра «Пожелание»

Цели: способствовать установлению контакта между родите­лями; сформировать у них положительный настрой.

* * *

Родители сидят в кругу. Каждый из них по очереди встает и говорит какое-либо пожелание в адрес других.

Обсуждение в кругу: «Как говорит мой ребенок...»

Цели: заинтересовать участников предложенной темой; спо­собствовать созданию атмосферы общности.

* * *

Участники высказываются, обмениваются мнениями о том, как говорят их дети, какие при этом возникают трудности и как роди­тели с ними справляются.

Упражнение «Чтение сказки»

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи.

Инструкция. Трем участникам предлагаются книжки со знако­мыми детскими сказками. Первый участник читает отрывок, сидя к остальным членам группы спиной. Второй читает, повернувшись лицом, но не отрывая взгляда от текста. Третий эмоционально рассказывает, лишь изредка посматривая в текст.

После трех разных прочтений родителям предлагается ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему?»

Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста

На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми Ежедневный многочасовой просмотр телепередач и задержки развития речи у детей тесно связаны между собой. У них наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, их словарный запас очень скуден. На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными — ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Тем не менее, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства и мысли малыша.

Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что родители отвле­чены от общения со своими детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку В результате дети испытывают недостаток общения в раннем воз­расте, когда оно просто необходимо для развития всех психичес­ких процессов, в первую очередь речи.

Беседа с логопедом

Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи детей третьего года жизни.

* * *

Развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от внимания и усилий родителей. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию — это благоприятный фактор для раз­вития активной речи.

К трем годам речь становится не потребностью («Дай пить», «Мама (дай) кука (куклу)»), а средством познания окружающего мира, обогащается ее смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает все, о чем говорит с ним взрослый.

Заметно увеличивается словарный запас, ребенок использует в общении почти все части речи, понимает значение простых пред­логов и формы множественного числа, овладевает элементарны­ми грамматическими навыками родного языка.

Дыхательный и артикуляционный аппарат только развивается, к трем годам остаются некоторые несовершенства в произнесе­нии звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом: например, не могут достаточно громко от­вечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация.

Очень важно в этом возрасте развивать активный и пассив­ный словарь ребенка. Вот несколько рекомендаций по накопле­нию и расширению словаря.

♦ Когда вы гуляете с ребенком, старайтесь не только наблю­дать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду («это дуб», а «это береза»).

♦ Старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов («У дома есть крыша, стены, дверь, окно...»). Предоставляйте малышу возможность сравнить предметы, сопо­ставить их по величине, форме, цвету, ведь крыши бывают крас­ные и серые, стены — высокие и низкие, окна — маленькие и большие.

♦ Попробуйте комментировать все то, что делает малыш.

♦ Если вы играете с ребенком, старайтесь привлекать его к ак­тивным действиям и вместе их проговаривать.

♦ Малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятан­ной игрушки и т.п. Задача не только в том, чтобы найти, но и сказать, что где было. Вообще, очень полезно интересоваться тем, кто что делает.

♦ Старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.

Развитие мелкой моторики

Цель: познакомить родителей с играми, способствующими раз­витию тонких дифференцированных движений кистей и паль­цев рук.

Развитию речи также способствует развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Подражание движениям рук, игры с паль­чиками стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка, подготавливают руку к письму.

Начинать лучше всего со статичных поз: «зайка», «коза», «ко­рова», «стол», «стул», «рыбка», «пароходик» и т.д. Затем можно пе­реходить к динамическим движениям: сделать колечко, посолить, порубить, и т.п. Также мелкая моторика развивается, если ребенок нажимает на резиновую игрушку, мнет тесто, пластилин, глину, мнет и рвет бумагу, сортирует мелкие предметы.

Желательно делать ребенку массаж кистей и пальцев рук.

Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3—5 мин; проводится несколько раз в день.

Массаж состоит из следующих типов движений:

— поглаживание (совершается в разных направлениях);

— растирание (отличается от поглаживания большей силой давления — рука не скользит по коже, а сдвигает ее);

— вибрация (нанесение частых ударов кончиками полусогну­тых пальцев);

— манипуляция с помощью специального массажного мячи­ка (движения совершаются по спирали от центра ладони к кончикам пальцев). Практический совет: мячик должен быть твердым, т.е. не деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);

— сгибание-разгибание пальцев (пальцы изначально сжаты в ку­лак, каждый палец по очереди разгибается и массируется со сто­роны ладони круговыми движениями от основания к кончику).

Родителям предлагается поиграть в пальчиковые игры.

Петя-петушок!

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Что ты звонко поешь,

Деткам спать не даешь?

Улитка

На одной скользящей ножке Домик, голова и рожки.

Дай-ка пальчики сюда!

То не пальчики — рога.

Произнося последнюю фразу, изобразить пальчиками рожки улитки.

Водичка-водичка!

Водичка- водичка,

Умой мое личико!

Чтобы щечки алели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Замок!

Руки сложены в «замок», пальцы переплетены. При чтении стиха ритмично раскачивать «замок»:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Покрутили, постучали и открыли!

Солнышко

Утро красное пришло, Во время чтения дети разгибают пальцы

Солнце ясное взошло. Один за другим

Стали лучики светить,

Малых деток

Веселить.

Прилетели тучки,

Спрятались лучики Сжимают пальцы в кулак.

Дом

Молоточком я стучу, Дети постукивают кулачками друг о друга

Дом построить я хочу! Соединяют кончики пальцев обеих рук

Строю я высокий дом, Поднимают выпрямленные ладони вверх

Буду жить я в доме том. Хлопают в ладоши

Артикуляционная гимнастика

Цель: познакомить родителей с особенностями проведения артикуляционной гимнастики.

Звукопроизношение зависит от того, как развиты мышцы артикуляционного аппарата. Для его развития нужно делать гимнастику.

Когда ребенок облизывает тарелку, ложку с медом, ест твердую пищу (яблоки, морковку, сушки), это также способствует укрепле­нию мышц артикуляционного аппарата.

Добивайтесь от своего ребенка четкого произнесения звуко­подражаний:

Поезд сигналит: ту-ту-ту.

Дети в лесу перекликаются: ау-ау-ау.

Колокольчик звенит: динь-динь-динь.

Барабан барабанит: там-там-там.

Ежик фыркает: фу-фу-фу.

Кукушка кукует: ку-ку, ку-ку.

Ослик кричит: иа-иа-иа.

Малыш плачет: уа-уа-уа.

Лошадка ржет: го-го-го.

Курочка кудахчет: ко-ко-ко.

Корова мычит: му-му-му.

Баран блеет: бе-бе-бе.

Коза мекает: ме-ме-ме.

Филин кричит: уху-уху-уху.

Мышка пищит: пи-пи-пи.

Артикуляционные упражнения помогают ребенку закрепить звуки. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увели­чивайте количество повторений и время выполнения упражнений.

Родителям предлагается сделать несколько артикуляционных упражнений.

«Вкусное варение». Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу спра­ва налево и наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку.

«Качели». Широко открыть рот и, улыбнувшись, положить кон­чик языка на нижнюю губу, а потом поднять его к верхней губе.

«Лошадка». Открыть рот и поцокать кончиком языка.

«Иголка». Открыть широко рот, узкий напряженный язык вы­тянут вперед. Выполнять упражнение 5 раз, высовывая язык на 5-10 с.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края ши­рокого языка подняты, но не касаются зубов.

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и кончи ком языка водить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять упражнение 5 раз.

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком уз­кого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Блюдце». Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Под­нять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 с.

«Чистые зубки». Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же проде­лать по нижним зубам. Язык должен скользить по внутренней сто­роне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.

«Ириска». Ребенок должен представить, что у него во рту жева­тельная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубам. Пред­ложите малышу отделить ее языком (делать им движения по внут­ренней стороне зубов). То же самое проделайте и по нижним зубам.

Важно в этой игре обращать внимание ребенка на движения языка.

«Карасик». Пошлепать расслабленными губами, словно рыбка.

«Лопатка». Высунуть широкий язык и положить его на ниж­нюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 с.

Развитие дыхания

Цель: познакомить родителей с особенностями развития рече­вого дыхания.

is is is

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как является энергетической базой для нее. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные уп­ражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так­же продолжительность, силу и правильно распределить выдох. Мож­но дуть на ватку, бумажку, отцветший одуванчик, вертушку и т.д., в воду через соломинку (не сильно, но продолжительно). Необходи­мо следить, чтобы малыш выдыхал через рот. Очень удобно выре­зать из бумаги бабочек и, закрепив их на ниточках, дуть на них. Ребенок с удовольствием будет дуть на пламя свечки, одуванчик, кораблики из спичечных коробков с бумажными парусами.

Родителям предлагается попробовать с детьми несколько ды­хательных упражнений.

«Пузыри». Предложите ребенку самому поиграть с мыльными пузырями. Если же у него не получается дуть или он не хочет, надувайте пузыри вы, направляя их в ребенка.

«Цветок». И.п. — стоя с опущенными руками. Легким движе­нием направить руки в стороны и вверх, слегка поднимаясь на мысочках — делать глубокий вдох носом. Затем медленно, опус-

кая руки через стороны и вставая на полную стопу, делать мед­ленный выдох через рот.

«Листопад». На столе разложены вырезанные из бумаги разно­цветные листочки. Предлагается сдуть их со стола. Можно сдуть листочек с ладошки.

«Птички летают». Родителям предлагается подуть на вырезан­ных из бумаги птичек, лежащих на столе. Чья птичка улетит даль­ше, тот и выиграл.

Развитие слухового восприятия

Цели: рассказать родителям о значении и роли слухового вос­приятия; познакомить с игровыми приемами по его развитию.

Неречевой (физиологический слух) — это улавливание, обра­ботка и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громко­сти, высоте, силе, тембру и другим параметрам, определение источ­ника и направления звука, выделение конкретного звука среди других.

Для развития неречевого слуха родителям предлагается поиг­рать с детьми в следующие игры.

«Послушаем звуки!». Гуляя с ребенком на улице, необходимо обращать его внимание на различные звуки — шум ветра, шелест листьев, журчание воды и т.п.

«Кто кричит?». Ребенку предлагается послушать, как «говорят» разные звери и птицы. Затем, не показывая животных, попросите ребенка угадать, кто какие звуки издавал.

«Постучим, погремим!». Родитель знакомит ребенка с разнооб­разными звуками, которые получаются при действиях с предме­тами. После того как ребенок научится внимательно слушать эти звуки, предложите послушать их с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал.

Речевой (фонематический слух) — способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также пони­мать смысл различного сочетания звуков — слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, тембру, интонации.

В отличие от физиологического слуха фонематический нужно развивать, это поможет ребенку лучше слышать речь окружаю­щих и свою собственную. А умения отчетливо выговаривать сло­ва и тонко различать звуки родного языка на слух понадобятся ребенку при обучении грамоте.

Наши рекомендации