Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста
Практическое занятие для родителей детей группы раннего возраста
Тема занятия: «Поговори со мною, мама!»
Цели:
1.Познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста;
2.Дать представления о способах активизации речи;
3.Снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей.
Участники: родители детей второй группы раннего возраста, педагог – психолог, учитель – логопед.
Игра «Пожелание»
Цели: способствовать установлению контакта между родителями; сформировать у них положительный настрой.
* * *
Родители сидят в кругу. Каждый из них по очереди встает и говорит какое-либо пожелание в адрес других.
Обсуждение в кругу: «Как говорит мой ребенок...»
Цели: заинтересовать участников предложенной темой; способствовать созданию атмосферы общности.
* * *
Участники высказываются, обмениваются мнениями о том, как говорят их дети, какие при этом возникают трудности и как родители с ними справляются.
Упражнение «Чтение сказки»
Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи.
Инструкция. Трем участникам предлагаются книжки со знакомыми детскими сказками. Первый участник читает отрывок, сидя к остальным членам группы спиной. Второй читает, повернувшись лицом, но не отрывая взгляда от текста. Третий эмоционально рассказывает, лишь изредка посматривая в текст.
После трех разных прочтений родителям предлагается ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему?»
Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста
На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми Ежедневный многочасовой просмотр телепередач и задержки развития речи у детей тесно связаны между собой. У них наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, их словарный запас очень скуден. На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными — ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Тем не менее, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства и мысли малыша.
Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что родители отвлечены от общения со своими детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи.
Беседа с логопедом
Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи детей третьего года жизни.
* * *
Развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от внимания и усилий родителей. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию — это благоприятный фактор для развития активной речи.
К трем годам речь становится не потребностью («Дай пить», «Мама (дай) кука (куклу)»), а средством познания окружающего мира, обогащается ее смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает все, о чем говорит с ним взрослый.
Заметно увеличивается словарный запас, ребенок использует в общении почти все части речи, понимает значение простых предлогов и формы множественного числа, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка.
Дыхательный и артикуляционный аппарат только развивается, к трем годам остаются некоторые несовершенства в произнесении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом: например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация.
Очень важно в этом возрасте развивать активный и пассивный словарь ребенка. Вот несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря.
♦ Когда вы гуляете с ребенком, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду («это дуб», а «это береза»).
♦ Старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов («У дома есть крыша, стены, дверь, окно...»). Предоставляйте малышу возможность сравнить предметы, сопоставить их по величине, форме, цвету, ведь крыши бывают красные и серые, стены — высокие и низкие, окна — маленькие и большие.
♦ Попробуйте комментировать все то, что делает малыш.
♦ Если вы играете с ребенком, старайтесь привлекать его к активным действиям и вместе их проговаривать.
♦ Малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки и т.п. Задача не только в том, чтобы найти, но и сказать, что где было. Вообще, очень полезно интересоваться тем, кто что делает.
♦ Старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.
Развитие мелкой моторики
Цель: познакомить родителей с играми, способствующими развитию тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Развитию речи также способствует развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Подражание движениям рук, игры с пальчиками стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка, подготавливают руку к письму.
Начинать лучше всего со статичных поз: «зайка», «коза», «корова», «стол», «стул», «рыбка», «пароходик» и т.д. Затем можно переходить к динамическим движениям: сделать колечко, посолить, порубить, и т.п. Также мелкая моторика развивается, если ребенок нажимает на резиновую игрушку, мнет тесто, пластилин, глину, мнет и рвет бумагу, сортирует мелкие предметы.
Желательно делать ребенку массаж кистей и пальцев рук.
Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3—5 мин; проводится несколько раз в день.
Массаж состоит из следующих типов движений:
— поглаживание (совершается в разных направлениях);
— растирание (отличается от поглаживания большей силой давления — рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
— вибрация (нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев);
— манипуляция с помощью специального массажного мячика (движения совершаются по спирали от центра ладони к кончикам пальцев). Практический совет: мячик должен быть твердым, т.е. не деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
— сгибание-разгибание пальцев (пальцы изначально сжаты в кулак, каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику).
Родителям предлагается поиграть в пальчиковые игры.
Петя-петушок!
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даешь?
Улитка
На одной скользящей ножке Домик, голова и рожки.
Дай-ка пальчики сюда!
То не пальчики — рога.
Произнося последнюю фразу, изобразить пальчиками рожки улитки.
Водичка-водичка!
Водичка- водичка,
Умой мое личико!
Чтобы щечки алели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Замок!
Руки сложены в «замок», пальцы переплетены. При чтении стиха ритмично раскачивать «замок»:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Покрутили, постучали и открыли!
Солнышко
Утро красное пришло, Во время чтения дети разгибают пальцы
Солнце ясное взошло. Один за другим
Стали лучики светить,
Малых деток
Веселить.
Прилетели тучки,
Спрятались лучики Сжимают пальцы в кулак.
Дом
Молоточком я стучу, Дети постукивают кулачками друг о друга
Дом построить я хочу! Соединяют кончики пальцев обеих рук
Строю я высокий дом, Поднимают выпрямленные ладони вверх
Буду жить я в доме том. Хлопают в ладоши
Артикуляционная гимнастика
Цель: познакомить родителей с особенностями проведения артикуляционной гимнастики.
Звукопроизношение зависит от того, как развиты мышцы артикуляционного аппарата. Для его развития нужно делать гимнастику.
Когда ребенок облизывает тарелку, ложку с медом, ест твердую пищу (яблоки, морковку, сушки), это также способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.
Добивайтесь от своего ребенка четкого произнесения звукоподражаний:
Поезд сигналит: ту-ту-ту.
Дети в лесу перекликаются: ау-ау-ау.
Колокольчик звенит: динь-динь-динь.
Барабан барабанит: там-там-там.
Ежик фыркает: фу-фу-фу.
Кукушка кукует: ку-ку, ку-ку.
Ослик кричит: иа-иа-иа.
Малыш плачет: уа-уа-уа.
Лошадка ржет: го-го-го.
Курочка кудахчет: ко-ко-ко.
Корова мычит: му-му-му.
Баран блеет: бе-бе-бе.
Коза мекает: ме-ме-ме.
Филин кричит: уху-уху-уху.
Мышка пищит: пи-пи-пи.
Артикуляционные упражнения помогают ребенку закрепить звуки. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.
Родителям предлагается сделать несколько артикуляционных упражнений.
«Вкусное варение». Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу справа налево и наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку.
«Качели». Широко открыть рот и, улыбнувшись, положить кончик языка на нижнюю губу, а потом поднять его к верхней губе.
«Лошадка». Открыть рот и поцокать кончиком языка.
«Иголка». Открыть широко рот, узкий напряженный язык вытянут вперед. Выполнять упражнение 5 раз, высовывая язык на 5-10 с.
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Маляр». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и кончи ком языка водить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять упражнение 5 раз.
«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«Блюдце». Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 с.
«Чистые зубки». Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же проделать по нижним зубам. Язык должен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.
«Ириска». Ребенок должен представить, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубам. Предложите малышу отделить ее языком (делать им движения по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и по нижним зубам.
Важно в этой игре обращать внимание ребенка на движения языка.
«Карасик». Пошлепать расслабленными губами, словно рыбка.
«Лопатка». Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 с.
Развитие дыхания
Цель: познакомить родителей с особенностями развития речевого дыхания.
is is is
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как является энергетической базой для нее. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильно распределить выдох. Можно дуть на ватку, бумажку, отцветший одуванчик, вертушку и т.д., в воду через соломинку (не сильно, но продолжительно). Необходимо следить, чтобы малыш выдыхал через рот. Очень удобно вырезать из бумаги бабочек и, закрепив их на ниточках, дуть на них. Ребенок с удовольствием будет дуть на пламя свечки, одуванчик, кораблики из спичечных коробков с бумажными парусами.
Родителям предлагается попробовать с детьми несколько дыхательных упражнений.
«Пузыри». Предложите ребенку самому поиграть с мыльными пузырями. Если же у него не получается дуть или он не хочет, надувайте пузыри вы, направляя их в ребенка.
«Цветок». И.п. — стоя с опущенными руками. Легким движением направить руки в стороны и вверх, слегка поднимаясь на мысочках — делать глубокий вдох носом. Затем медленно, опус-
кая руки через стороны и вставая на полную стопу, делать медленный выдох через рот.
«Листопад». На столе разложены вырезанные из бумаги разноцветные листочки. Предлагается сдуть их со стола. Можно сдуть листочек с ладошки.
«Птички летают». Родителям предлагается подуть на вырезанных из бумаги птичек, лежащих на столе. Чья птичка улетит дальше, тот и выиграл.
Развитие слухового восприятия
Цели: рассказать родителям о значении и роли слухового восприятия; познакомить с игровыми приемами по его развитию.
Неречевой (физиологический слух) — это улавливание, обработка и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громкости, высоте, силе, тембру и другим параметрам, определение источника и направления звука, выделение конкретного звука среди других.
Для развития неречевого слуха родителям предлагается поиграть с детьми в следующие игры.
«Послушаем звуки!». Гуляя с ребенком на улице, необходимо обращать его внимание на различные звуки — шум ветра, шелест листьев, журчание воды и т.п.
«Кто кричит?». Ребенку предлагается послушать, как «говорят» разные звери и птицы. Затем, не показывая животных, попросите ребенка угадать, кто какие звуки издавал.
«Постучим, погремим!». Родитель знакомит ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при действиях с предметами. После того как ребенок научится внимательно слушать эти звуки, предложите послушать их с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал.
Речевой (фонематический слух) — способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков — слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, тембру, интонации.
В отличие от физиологического слуха фонематический нужно развивать, это поможет ребенку лучше слышать речь окружающих и свою собственную. А умения отчетливо выговаривать слова и тонко различать звуки родного языка на слух понадобятся ребенку при обучении грамоте.