В развитии речи у детей раннего возраста

Развитие звуковой стороны речи начинается с рождения в фор­ме первичных голосовых реакций.В первые месяцы жизни мла­денец сигнализирует о своих потребностях с помощью крика,ко­торый в случае отклонений в развитии может быть хриплым, ос­лабленным, монотонным, истощаемым или звучать нетипично, как при некоторых генетических синдромах.

Возникновение на 2—3-м месяце гуления,связанного с разви­тием у ребенка вокализованного выдоха, осуществляется по мере формирования определенной двигательной базы для тренировки речевого дыхания (удержание головки, поворот на бок и т.п.). На­чиная с этого возраста голосовые реакции ребенка становятся бо­лее дифференцированными, поддаются некоторой фонетической квалификации (носовые — ротовые, гласноподобные — согласно-подобные) и приобретают выраженную коммуникативную функ­цию.

Переход к лепету (5-6 мес. — 10—12 мес.)связан с выработкой ритмичности и согласованности дыхания и движений артикуляци­онного аппарата, постепенным нарастанием длительности слого­вой продукции, формированием интонированного голосового об­щения.

При наиболее тяжелых речевых нарушениях, когда значитель­но поражен артикуляционный аппарат, может наблюдаться врож­денный стридор— шумное, хриплое дыхание. Стридорное дыха­ние в сочетании с нарушениями орального праксиса (синкинезиями, апраксиями) приводит к тому, что лепет имеет прерывистый, смазанный, слабо модулированный характер. Менее выраженные нарушения проявляются в трудностях формирования интонаци­онной стороны речи,которая уже к 6 месяцамприобретает у нор­мально развивающихся детей типичную для их родного языка мелодику.

Бедный лепет приводит к нарушению ритмической организа­ции детских вокализаций,которые к концу первого года жизниначинают выполнять и определенную семантическую функцию (значения отрицания «не-а», переспроса «а?», согласия «дя», просьбы, требования «дя! дяй!»).

Важнейшими предпосылками появленияу ребенка первых словявляются:

— анатомическая и функциональная полноценностьартикуляционного аппарата;

— слуховая и эмоциональная реакция на человеческую
речь, понимание речи;

формирование на уровне сенсорного восприятия раз­личительной способности(различение реальных объектов по форме, размеру, цвету, звучанию, на ощупь и
т.д.) и первичных обобщений(«шарики — кубики»,
«ложки — вилки», «кошки — собаки») или сенсорных
понятий(«красный — зеленый», «большой — малень­кий»);

— соответствующее возрасту умственное развитие и становление внимания, памяти и других психических функций,необходимых для установления первых связей между предметами, действиями и их словесными обозначени­
ями;

— мотивированность речисовместным со взрослым дей­ствием, ситуацией общения;

— выраженная коммуникативнаяинтенция и активное речевое подражание.

Начальные этапы усвоения языка как лексической системыимеют у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития специфические особенности, связанные с:

— длительным «застреванием» на стадии «лепетных» слов;

— неумением назвать однородные предметы одним словом;

— поздним появлением «опорных слов», с которыми связа­но формирование высказываний типа «исекаси», «исесыя» и т.п., и очень незначительным приростом этих слов в словаре ребенка;

— стойким эхолалическим повторением за взрослым, без
умения самостоятельно использовать новое слово в общении;

— копированием вопросительной интонации взрослого вме­сто ответа на вопрос.

Однако главными особенностями речи таких детей являются так называемая «задержка лексического развития», которая про­является в бедности активного словарного запаса, и специфичес­кие трудности в овладении прагматическими аспектами вербаль­ной коммуникации.

У нормально развивающихся детей второй год жизни характе­ризуется увеличением синтаксической сложностипри переходе от однословных высказыванийк двухсловным. Однако широкая ва­риативность индивидуальных темпов овладения двухсловными предложениями даже среди детей однородной социальной группы делает этот критерий практически неприемлемым для детей вто­рого года жизни, имеющих отклонения речевого развития. Само­стоятельные детские высказывания еще настолько элементарны и построены на копировании образцов взрослой речи, что имеет смысл говорить о появлении определенных форм конкретного сло­ва, которые функционально не тождественны соответствующим формам нормативного русского языка — это так называемая «до-морфологическая стадия» языкового развития (С.Н. Цейтлин, 2000. — С. 83).

Следующая — «морфологическаястадия» языкового развития связана со становлением фразовой речи. На третьемгоду жизни речь ребенка стремительно развивается: от отдельных самостоя­тельных высказываний в форме фраз, состоящих из 2-3 слов, до развернутых предложений в диалоге, инициированном самим ре­бенком, и первых попыток использовать монолог. Важными диаг­ностическими показателями неблагополучия речевого развития в этом периоде становятся:

— отсутствие в речи ребенка фраз из 3 и более слов;

— пассивность и безынициативность в ведении диалога;

— однословность или однотипность ответов на вопросы;

— преобладание в самостоятельных высказываниях «за­
мороженных» морфологических и грамматических
форм и высокая доля имитируемых речевых образцов
в речи детей (часто почти полные повторы высказывания взрослого);

— не соответствующие возрасту отклонения от последо­вательного усвоения фонетических моделей («физиологическое субституирование») или, наоборот, дли­тельное «застревание» на некоторых из них, когда искажения звуков приобретают стойкий патологический характер;

— выраженные трудности произнесения многосложных
слов и слов со стечениями согласных.

Отдельно отмечаются стойкие запинки при произнесении раз­вернутых фраз или отдельных слов, многократные повторения и растянутое произнесение слогов и звуков, сопровождающееся мышечным напряжением.

Не все из перечисленных диагностических показателей являют­ся равнозначными или проявляются одновременно, однако их общей характерной особенностью является то, что тяжесть и часто­та отклонений речевого развития обычно связаны со сроками по­явления произносительной единицы, морфологической категории или грамматической формы в речи ребенка. Как правило, чем позже эти формы должны были появиться в речи нормально гово­рящего ребенка, тем тяжелее и чаще они будет нарушены в случа­ях патологического развития речи. В случаях наиболее тяжелых форм речевых нарушенийразвитие речи задерживается на уров­не отдельных звукоподражаний, фрагментов слов, их «абрисов» и т.п. (Н.С. Жукова, 1994).

Наши рекомендации