Формирование эстетики поведения

Одновременно и в органи­ческом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается куль­тура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожела­тельное отношение и вежливость между учащимися. Все это состав­ляет важную область эстетики их повседневного поведения.

Эстетика должна пронизывать организацию труда и разнообраз­ной практической деятельности учащихся во внеурочное время. Упоминавшийся выше композитор Д.Б. Кабалевский отмечал, что область прекрасного должна пронизывать все проявления челове­ческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовой деятельности, необходимо заботиться о ра­зумной ее организации, раскрывать ее плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека. Учащиеся по зада­нию учителя сделали уборку и навели чистоту в школьном дворе, привели в порядок посадки декоративных кустов, выкрасили забор. «Смотрите, как уютно и хорошо стало возле нашей школы!» – гово­рит учитель, и учащиеся любуются делом своих рук, переживая ра­дость и воодушевление от сделанного. Школьники вырастили цветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окна­ми школы. Их руками создан и ухожен учебно-опытный школьный участок, на который можно засмотреться. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, вдохновляет их к дальнейшему улучшению своего труда.

Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомле­ние их с современной модой в одежде, обуви и прическе. Особенно важно предостерегать учащихся от утрирования и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, работ­никами парикмахерских и швейных ателье, артистами и другими деятелями культуры. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры.

Литература для самостоятельной работы

Гавриловец К.В., Кашмирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьни­ков. – Минск, 1988.

Идеи эстетического воспитания. Антология: В 2 т. / Сост. В.П. Шестаков. – М., 1973.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1984.

Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 1981.

Основы эстетического воспитания / Под ред. М.А. Кушаева. – М., 1986.

Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. – М., 1987.

Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова. М.-Л., 1999.

Ширяков Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. – Минск, 1970.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Сост. Г.С. Лабковская. – М., 1983.

Глава 25. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание

По значению эта тема должна занимать первое место в педагогике, так как физическое воспитание является основой для развития лич­ности вообще. Но в чем же заключается его значение во всесторон­нем формировании учащихся?

Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Вот почему многие уче­ные (Л.Н. Толстой, И.П. Павлов и др.) стремились сочетать умст­венные занятия с физическими упражнениями, а некоторые актив­но занимались и занимаются спортом.

Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производи­тельном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться.

Наконец, правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.

В чем же состоит сущность физического воспитания? Для ос­мысления этого понятия попытаемся сравнить его с другим, близ­ким по значению термином – физическое развитие. Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые про­исходят в укреплении и совершенствовании физических сил чело­чка и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитм ния. Само же физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на учащихся. Наряду с осущест­влением физического развития оно призвано возбуждать у них по­требность и интерес к занятиям физической культурой и спортом способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умея венному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организа­ции активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся направленной на укрепление потребности в занятиях физической культу. рой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие фи­зических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.

Уяснение сущности физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание.

С этой точки зрения важное значение в содержании физическо­го воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом, и укреплении своих физических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью со­вершенствования своих физических сил и общей работоспособнос­ти, а также укрепления воли.

Существенным компонентом содержания физического воспита­ния является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общест­венном значении физкультуры и спорта и их влиянии, на всестороннее раз­витие личности. Такие знания расширяют умственный и нравствен­ный кругозор учащихся, повышают их общую культуру. Вместе с тем большое значение имеют знания о психофизиологических механиз­мах воздействия физкультуры и спорта на формирование личности, укрепление ее здоровья и развитие физических задатков и способ­ностей.

Видное место в физическом воспитании занимает формирование у школьников санитарно-гигиенических навыков организации труда и разум­ного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью. Сюда включается поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, со­блюдение требований режима дня, а также санитарно-гигиеничес­ких правил в школе.

Весьма важной содержательной частью физического воспита­ния является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.

Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие у уча­щихся физических способностей и стремления, к занятиям различными ви­дами физкультуры и спорта.

Все эти содержательные компоненты физического воспитания находят свою конкретизацию в санитарно-гигиеническом режиме школы, в программах учебных занятий по физической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы с учащимися во внеурочное время. Содержание и вся работа по физическому воспи­танию в школе должна направляться в конечном итоге на «гармо­ничное развитие форм и функций организма человека.., всесторон­нее совершенствование физических способностей, укрепление здо­ровья, обеспечение творческого долголетия... людей.., воспитание моральных, волевых и эстетических качеств личности.., содействие развитию интеллекта»[169].

Наши рекомендации