Приложение 13. Примеры проектирования фрагментов педагогических технологий
Пример 1. Проектирование фрагмента дидактической составляющей педагогических технологий.
Предварительный этап.
Формулировка целей проектирования педагогических технологий.
Спроектировать фрагменты педагогических технологий занятия по теме «Доверенность» дисциплины «Гражданское право», обеспечивающие достижение целей:
· усвоение содержания учебного материала по теме;
· овладение умениями применять знания на практике (умениями составлять доверенности всех видов);
· развитие умений анализировать и обобщать;
· развитие умений систематизировать информацию;
· обучение умениям сотрудничества при выполнении заданий в малых группах.
Уровень усвоения учебного материала — творческий.
Концептуальный этап.
Выбор критериев и системы контроля качества. Критериями оценки педагогических технологий являются:
· умения обучающихся анализировать, систематизировать и обобщать учебный материал по теме «Доверенность»;
· умения применять знания на практике;
· успешность анализа, систематизации и обобщения учебного материала, а также сотрудничества в процессе учебной деятельности.
Система контроля качества по каждому из критериев:
· организация выполнения заданий на составление вопросов по содержанию учебного материала, подтверждающих усвоение содержания учебного материала;
организация выполнения заданий на составление доверенностей, подтверждающих умения самостоятельно составлять доверенности всех видов на основе устного восприятия проблем юридических и физических лиц;
· организация обсуждения результатов выполнения индивидуальных заданий по составлению различных доверенностей (12 видов).
Технологический этап.
Выбор компонентов деятельностных педагогических технологий в соответствии с логикой поэтапного достижения целей.
Для ознакомления с новым учебным материалом применяются следующие компоненты педагогических технологий:
· организационная форма — лекция-беседа;
· метод — диалогический (системы методов проблемно-развивающего обучения);
· дидактические средства — мультимедийный комплекс (демонстрация видов доверенностей с выделенными особенностями каждой из них).
Эталон выполнения заданий при ориентации на первый критерий
Вопросы, связанные с понятием доверенности.
При регулировании каких правоотношений помимо гражданско-правовых используется доверенность? Кто может быть представителем? Какие способы возникновения представительства вы знаете? В чем особенность односторонних сделок?
Вопросы по содержанию учебного материала о видах и формах доверенностей.
В каких случаях используется тот или иной вид доверенностей? Какие требования к форме сделок содержатся в Гражданском кодексе РФ? Каковы последствия несоблюдения формы сделок? В чем отличие последствий несоблюдения простой письменной формы сделок и несоблюдения формы доверенности?
Вопросы по понятию и порядку передоверия, срокам действия доверенности и прекращения действия доверенности.
Можно ли отнести выдачу доверенности в порядке передоверия к нотариально удостоверяемым сделкам? Каким образом следует учитывать правила исчисления сроков в гражданском праве при оформлении доверенности? Какие требования к составлению доверенностей вытекают из норм о прекращении действия доверенностей?
Для овладения умениями применять знания на практике, развития умений анализировать и обобщать, систематизировать информацию и преобразовывать ее в юридически оформленный документ, а также для обучения сотрудничеству целесообразно использовать следующие компоненты педагогических технологий:
· организационная форма — обучающая игра «Сотрудничество», в процессе которой учебная группа разбивается на команды из четырех человек; каждой команде выдается задание на анализ, систематизацию и обобщение учебного материала, представленного в конкретной проблемной ситуации. После выполнения заданий организуются выступления членов команд и дискуссии — преподаватель направляет и корректирует при необходимости высказывания и суждения студентов; рассматриваемый материал обобщается;
· методы — сочетание диалогического, алгоритмического и исследовательского (системы методов проблемно-развивающего обучения);
· дидактические средства — варианты проблемных заданий, нормативные материалы, ГК РФ, сборники задач по гражданскому праву (практикумы), карточки-задания для команд.
Варианты заданий на составление доверенностей.
Задание 1. Составить доверенности на получение стипендии за декабрь 2004 года, на управление имуществом от имени физического лица, на продажу автотранспортного средства с возможностью передоверия.
Задание 2. Составить доверенности на получение заработной платы в течение шести месяцев 2005 года, на продажу дома от имени физического лица, на право свершения сделок от имени ООО.
Задание 3. Составить доверенности на получение материальных ценностей должностным лицом таможенных органов (от имени филиала РТА), на заключение договора аренды от имени филиала РТА, на ведение дел в суде от имени юридического лица.
Оценка хода проектирования и собственной проектной деятельности.
Наряду с непосредственными целями проектирования фрагмента педагогических технологий в процессе проектной деятельности ставились и решались задачи отражения в содержании учебного материала особенностей будущей профессиональной деятельности студентов, ситуаций общения и решения существующих на практике фактических проблем, какими бы противоречивыми, с точки зрения профессионала, они ни казались. В заданиях назывались конкретные фамилии клиентов, что подчеркивало реальность и значимость анализа ситуации.
Обучающимся предлагалось самим принимать решения, а не просто констатировать правильность или неправильность суждений, — это отвечает требованиям развития самостоятельности и ответственности в процессе обучения, нестандартного подхода к профессиональной деятельности.
Оценка результатов проектирования педагогических технологий с ориентацией на выбранные критерии.
Спроектированные педагогические технологии соответствуют выбранным критериям.
Таким образом, поставленные при проектировании педагогических технологий дидактические цели, направленные на решение задач процесса обучения, можно считать достигнутыми.
Творческий уровень усвоения учебного материала обеспечивается за счет выбора дидактической составляющей педагогических технологий: содержания спроектированных заданий, а также непосредственного обсуждения их в процессе проведения обучающей игры (выбора организационной формы обучения).
Пример 2. Проектирование универсальных педагогических технологий, обеспечивающих оптимальное изучение различных видов профессиональной деятельности и отработку профессиональных умений.
Предварительный этап.
Анализ существующих педагогических технологий.
Профессиональная деятельность любого работника квалифицированного труда и специалиста обязательно включает в себя ряд действий, для выполнения которых необходима безусловная четкость, систематизированные знания, отработанные умения и навыки.
В практике профессионального обучения отработка профессиональных знаний и умений достигается, как правило, за счет их многократного повторения. Применяемые при этом репродуктивные методы, связанные с простым воспроизведением информации, даже без ее преобразования, придают процессу обучения монотонность, вызывают у обучающихся потерю мотивации и, как следствие, негативное отношение к самой информации. Активность учебной деятельности и качество профессионального обучения резко падают.
Формулировка целей проектирования (требований к педагогическим технологиям).
Необходимы такие деятельностные педагогические технологии, которые будут способствовать эффективному усвоению различных профессиональных знаний и умений, развитию профессионального интереса и активности обучающихся.
Для отработки определенных функциональных действий, требующих автоматизма в работе («навык» — умение, проявляемое автоматически), эти педагогические технологии должны давать базу для отработки четкости умений и формирования навыков.
Концептуальный этап.
Выбор стратегии проектирования: смешанное проектирование.
Парадигма креативного обучения задает выбор педагогических технологий, и в то же время компоненты педагогических технологий определяют наполнение содержания и подходов к профессиональному обучению. Поэтому, учитывая необходимость творческой деятельности и развития профессионального мышления при применении будущих педагогических технологий, необходимо иметь в виду, что проектирование их обусловлено, с одной стороны, парадигмой обучения, а с другой — конкретным выбором их компонентов. Одновременное проектирование «сверху — вниз» и «снизу — вверх» будет влиять на меру творческости и ориентации на соответствующий уровень усвоения учебного материала.
Принципы, которые должны быть положены в основу проектирования педагогических технологий:
· системное предъявление информации;
· междисциплинарный характер усвоения содержания профессиональных знаний и умений;
проблемность в усвоении и систематизации знаний и умений;
· творческий характер учебной и профессиональной деятельности;
· возможность самостоятельного усвоения и систематизации учебного материала;
· возможность организации контроля знаний и умений;
· наличие элементов нестандартности и занимательности в предъявлении информации и организации самостоятельной деятельности обучающихся.
Уточнение целей и задач педагогических технологий.
Деятельностные педагогические технологии должны обеспечить усвоение содержания учебного материала на алгоритмическом и творческом уровнях.
Педагогические технологии должны предусматривать достижение дидактических целей:
· усвоение содержания учебного материала;
· систематизацию и обобщение знаний и умений;
· контроль знаний и умений;
· развитие творческого профессионального мышления;
· развитие самостоятельности в отработке профессиональных знаний и умений.
Критерии оценки спроектированных педагогических технологий:
· нестандартность предъявления информации, проблемность содержания учебного материала;
· обеспечение развития творческого профессионального мышления в процессе обучения;
· наличие методических компонентов, обеспечивающих отработку применения знаний на практике;
· возможность развития самостоятельности при применении педагогических технологий.
Условия и средства достижения целей.
Условием проектирования педагогических технологий является владение знаниями об алгоритмах, правилами построения блок-схем алгоритмов и умениями пользоваться алгоритмами в практической деятельности. Поскольку любая профессиональная деятельность может быть алгоритмизирована («алгоритм» — точное и понятное предписание для выполнения последовательности действий), то в качестве универсального средства описания деятельности может быть применен алгоритм. Алгоритмические описания могут применяться в трех видах:
1. текстовое описание последовательности действий;
2. табличное представление последовательности действий;
3. применение блок-схем алгоритмов.
Наибольшая нестандартность и занимательность обеспечиваются при применении алгоритмов в виде блок-схем, на которых прямоугольниками (операторные вершины) обозначаются законченные действия в составе профессиональной деятельности, а ромбами (условные вершины) — условия, способствующие или препятствующие выполнению следующего шага. Условные вершины (ромбы) имеют два выхода: «О» — условие для выполнения следующего шага деятельности не выполнено и «1» — условие выполнено.
Для достижения целей проектирования педагогических технологий содержание информации о знаниях и умениях профессиональной деятельности должно быть трансформировано в алгоритмические предписания в виде блок-схем.
Технологический этап.
Уточнение задач проектирования с ориентацией на требуемый уровень усвоения.
Диагностика уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
Выбор системы контроля качества усвоения с учетом критериев оценки результатов.
Отбор содержания учебного материала.
Выбор вариантов мотивационных и деятельностных педагогических технологий.
Проектирование деятельностных педагогических технологий для конкретного содержания учебного материала.
Проектирование управленческих педагогических технологий, обеспечивающих оптимальное сочетание с выбранными мотивационными и деятельностными педагогическими технологиями.
Анализ и оценка результатов.
Оформление результатов проектирования.
Выбор системы контроля качества с учетом выбранных критериев оценки результатов.
Варианты организации выполнения заданий:
· составление блок-схем алгоритмов отдельных операций и технологических процессов профессиональной деятельности в целом — по памяти;
· описание профессиональной деятельности по предъявленным алгоритмам;
· заполнение отсутствующих блоков алгоритмов профессиональной деятельности;
· проверка правильности предъявленных алгоритмов профессиональной деятельности и при необходимости исправление их;
· организация взаимопроверок выполненных алгоритмов профессиональной деятельности;
· организация самостоятельного изучения видов профессиональной деятельности на основе предъявленных алгоритмов.
Отбор содержания учебного материала.
Учебный материал поддается алгоритмизации. Используются универсальные педагогические технологии.
Выбор компонентов педагогических технологий для усвоения содержания учебного материала:
· организационная форма — лекция-беседа;
· методы — сочетание монологического и диалогического (системы методов проблемно-развивающего обучения);
· дидактические средства — мультимедийный комплекс (демонстрация последовательности операций профессиональной деятельности и блок-схемы алгоритма этой деятельности в целом).
Выбор компонентов педагогических технологий для систематизации и обобщения учебного материала:
1. организационная форма — практическое занятие;
2. методы — алгоритмический (системы методов проблемно-развивающего обучения);
3. дидактические средства:
· методические рекомендации по составлению алгоритмов профессиональной деятельности;
· карточки-задания на составление алгоритмов профессиональной деятельности, на описание профессиональной деятельности на основе предъявленного алгоритма.
Педагогические технологии должны применяться в процессе теоретического обучения (для усвоения информации) и практического обучения (для систематизации и обобщения учебного материала), а также для контроля знаний и умений.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
По государственной политике в области образования
1. Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. — М., 2002.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751.
4. Федеральная программа развития образования в России. — М., 2000.
5. Система профессионального образования в Российской Федерации. Национальный доклад. Национальная обсерватория профессионального образования / Под общ. ред. В. И. Байденко, В. Д. Шадрикова. — М., 1998.
6. Требования к построению системы государственных образовательных стандартов и тестирования. — М., 2000.
7. Гаранин Л. А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. — М., 1997.
8. Довжко Р. Е. Научные основы современных реформ в НПО. — М., 2000.
9. Ивлиева И. А., Панасюк В. П., Чернышева Е. К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. — СПб., 2001.
10. Концепция непрерывного образования: Проект. Всесоюзный съезд работников образования. — М., 1988.
11. Концепция общего среднего образования: Проект // Учительская газета. — 1988. — 23 авг.
По методологии образования
1. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. Методологический анализ. — М., 1977.
2. Краевский В. В. Общие основы педагогики. — М., 2004.
Леднев В. С. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. - М., 1980.
4. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
5. Новиков А. М. Методология образования. — М., 2002
6. По проблеме педагогических технологий
7. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
8. Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. — М., 2000.
9. Горчакова-Сибирская М. П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. пособие. — М., 2001.
10. Сибирская М. П. Концепция педагогической технологии // Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. — М., 1998.