Предметно-пространственная
СРЕДА ДЕТСТВА
Предметный мир детства — среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто наглядном и вербальном уровне, вне реальных действий в предметной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда детства — система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природньа средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. К ним относятся природные среды и объекты, культурно-природные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игро- и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная и предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компоненты развивающей предметной среды обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам, а также обладают релаксирующим воздействием. Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии.
Основные требования к развивающей предметно-пространственной среде:
— должна быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;
— инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
— обязана учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту. Иначе говоря, решать задачи создания зоны ближайшего развития через организацию предметной среды; давать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми;
— наряду с консервативными компонентами должна иметь часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование), так и развитие детей в ней;
— обеспечивать возможность ребенка жить в разномасштабном пространстве, сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз — рука»), его росту и предметному миру взрослых;
— развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.
В современных условиях, когда возможности детей для общения с природой ограничены, важно создать в здании и на территории детского сада варианты среды для такого общения и исследовательской деятельности (уголки природы, коллекции, лаборатории, экологические комнаты, комнаты природы, разнообразные мини-музеи, зимние сады, экологические тропинки). Особое значение имеет развивающая предметно-игровая среда, которая не может ограничиться разнообразными дидактическими, развивающими и обучающими игрушками. Она обязательно должна включать игрушки для развития сюжетной игры. В младшем и среднем дошкольном возрасте это условно-образные сюжетные игрушки и куклы с необходимой атрибутикой, а также разнообразный бросовый материал, строительные наборы, конструкторы и поделочные материалы. К старшему дошкольному возрасту предпочтение следует отдать обобщенной модульной среде, которая может принимать любые значения в смысловом поле игры. Старший дошкольник стремится к реалистичной игрушке. Следует побуждать детей самостоятельно создавать их из разных поделочных материалов. Готовые среды, при всей их привлекательности для ребенка, не имеют должного развивающего эффекта.
Огромный резерв творческого развития ребенка — использование новых информационных технологий (в том числе компьютерных), входящих в дошкольное детство через игру и другие виды символико-моделирующей деятельности. Новые информационные технологии формируют у ребенка мотива-ционную, интеллектуальную и операциональную готовность к жизни в современном информационном обществе.
Базовое содержание компонентов развивающей предметной среды современного детского сада опирается на деятельностно-возрастной подход. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей на основе амплификации (обогащения) предметной базы развития конкретных видов деятельности. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте обеспечиваются также и системой развивающей предметной среды, построенной с учетом специфики образовательного процесса в каждой возрастной группе детского сада.
Развивающая предметная среда моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, что является ее базисным признаком и отличает от обычной бытовой предметной среды. Это значит, что статус развивающей имеет только такая предметная среда, которая обеспечивает развитие разнообразных видов деятельности ребенка, их переход к более сложным формам.
Базисная характеристика развивающей предметной среды — ее дизайнерское, в том числе стилевое решение. Предметная среда детского учреждения не может быть загружена обилием разностильных и несомасштабных вещей, она призвана открыть ребенку пространство для ориентировки и действия.
В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда предполагает вариативность, что обеспечивается на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнер-ском уровнях.
СИСТЕМА
Мониторинга
ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ