Послушай стихотворение. Скажи, что ты представил
Над заводью зеленой
Как над заводью зеленой
поднялась звезда.
Пил из заводи лосенок — вкусная вода!
И река весной звенела Рис. (лосиха с лосёнком)
только для него,
И звезда не пожалела
света своего.
И была лосиха рада,
стоя под сосной,
Вольно веяло прохладой
с заводи речной.
А. Прокофьев
* Прочитайте ребёнку выразительно стихотворение. Объясните ему непонятные слова. Выучите стихотворение наизусть.
________
· Правильно произноси звук «ц» в чистоговорках, стихах и потешках.
Бедным курицам не спится,
Если им лисица снится.
Любовалась цыплятами курица,
Что ни цыпленок, то умница.
А. Капралова
Рис. (курица и цыплята)
Из соседнего колодца
Целый день водица льется.
Цыплята и курица
Пьют чай на улице.
Цып, цып, цып, цыплятки!
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
_____________
· Произнеси слова со звуком «ш»: шахта, шайба, шакал, крыша. Вспомни другие слова со звуком «ш».
Рис. (шуба, машина, шалаш)
· Назови мальчика и девочку, в именах должен слышаться звук «ш». Если девочку зовут Надей, а мальчика Ваней, как можно назвать их ласково, чтобы в имени слышался звук «ш»? (Ванюша, Надюша)
Рис. (мальчик) Рис. (девочка)
· Произнеси чистоговорки сначала медленно, затем быстрее.
Маша дала Ромаше
Сыворотку из-под простокваши.
Прошкина шавка укусила Пашку,
Бьет Пашка шапкой Прошкину шавку. Рис. (собака)
_____________
· Правильно произнеси «ч» в словах.
Дочь, луч, дочка, кочка, ночка, почка, кучка, внучка, бычки, каблучки, ячмень, врач, аптечка, тучка, почтальон, учитель, воротничок, рябчик, гречиха, грачи, червяки, чулки, черника, тапочки, ванночка.
· Прослушай слова первой строки и повтори те из них, которые оканчиваются звуком «ч» (дочь, луч, врач).
· Прослушай слова и назови те из них, которые обозначают:
- родственные отношения (дочь, дочка, внучка);
— профессии (врач, учитель, почтальон);
— растения (ячмень, гречиха, черника);
— птицы (рябчик, грачи).
· Назови слова, отличающиеся одним звуком.
Проверь себя: дочка — почка — кочка — ночка; кучка — тучка.
_____________
· Измени слова так, чтобы слышался звук «ч». Преврати большое в маленькое.
река — ... (речка)
рука — …(ручка)
лиса — …(лисичка)
паук —… (паучок)
Правильно произнеси слова.
Волчок, летчик, бочок, крючок, ключик, мячик, паучок, жучок, пальчик, пятачок.
· Какие слова оканчиваются на -ЧИК, а какие на -ЧОК? Рис.
· Какие из этих слов отвечают на вопрос: кто это? что это?
______
· Назови часть суток, в названии которых есть звук «ч». (Вечер, ночь)
· Назови посуду, в словах должен слышаться звук «ч». (Чайник, чашки)
· Назови детенышей животных со звуком «ч». (Бычок, волчонок, зайчонок)
· Вспомни названия растений со звуком «ч». (Черешня, черемуха, черника, греча)
Рис. (по содержанию)
______
Что это?
Рис. (кабачки) Рис. (чеснок)
Проверь себя: кабачки, чеснок.
· Какое слово спряталось в слове «кабачки»? (Бачки)
Составь рассказ о том, что растет в огороде и в саду. Используй слова и словосочетания: чеснок, кабачки, черная редька, черная смородина, черешня, черноплодная рябина, черемуха.
_________
· Какие растения, в названиях которых есть звук «ч», можно встретить в лесу? (Черника, чертополох, чистотел, одуванчик.)
Золотое решето
Черных домиков полно. Рис. (подсолнух)
(Подсолнух)
· Повтори отчетливо чистоговорки.
Синичка, синичка —
Воробью сестричка.
Кушать хочется,
Да лень ворочаться.
Течет речка, печет печка.
У нас в печурочке
Золотые чурочки.
В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.
_____________
Что это? Кто это?
Рис. овощи | Рис. щука |
· Проверь себя: овощи, щука.
Какое слово спряталось в слове овощи? (Щи)
Используя слово «щи», образуйте новые слова (ищи, тащи, пищит, щипцы)
_________
· Лесенка слов. Определи, какое слово короче, а какое длиннее. Правильно произноси звук «щ» в словах.
ЩИ
ЩИТ
ЩУКА
ЩЕГОЛ
ЩАВЕЛЬ