Анализ и оценка плотности урока
На основе цифровых данных протокола хронометрирования и наблюдений во время проведения хронометрирования делается анализ плотности урока.
Вначале, исходя из задач урока, специфики учебного материала, количества и подготовленности учащихся, наличия инвентаря и оборудования, оценивается насколько рационально было затрачено время на различные виды деятельности и общая продолжительность в целом каждой части урока. Высказывается суждение, как следовало более правильно (если хронометрист не согласен с проводившимурок) распределить время. В заключение анализа делаются общие выводы и излагаются конкретные предложения по улучшению учебного процесса на уроке. Анализ делается кратко. Записи - лаконичными.
Примерная запись анализа плотности урока
Начало урока не было организовано. Класс опоздал на 2 минуты, чем объясняется простой в подготовительной части урока. При проведении общеразвивающих упражнений учитель сначала объяснял и показывал упражнения, а затем учащиеся их выполняли. Более целесообразно было бы проводить их по названию или по команде «Делай раз» и т.д. Это позволило бы сократить время, затраченное на показ и объяснение, тем более что упражнения хорошо знакомы школьникам. Общая продолжительность подготовительной части - 16'30" велика.
В основной части урока при выполнении упражнений ученик проделал опорныйпрыжок 5 раз, а кувырок 3 раза и затратил на это 2'19",а на ожидание очереди 12'09".Ожидание целесообразно было уменьшить, установив на прыжках 2 «козла» (школа располагает двумя снарядами), а наакробатике разделить отделение на две подгруппы. Увеличение числа повторений не толькоповысит моторную плотность урока, но и в большей мере будет соответствовать задачесовершенствования разученных движений. Повысить моторную плотность можно было и, введя дополнительное упражнение в интервалах между основными заданиями (элемент круговой тренировки). Например, в прыжках это могло быть подпрыгивание на месте на двух ногах с последующим принятием положения правильного приземления. Отдельные замечания учителя были дисциплинарного плана. Общая продолжительность основной части урока 24'23" -маленькая.
В заключительной части учитель не смог правильно распределить время. Игру онобъяснил. Но не успел провести. Целесообразно было изменить ее содержание, включив в нее задания на внимание. Одновременно можно было исключить повторную ходьбу. Тогда сократилось бы объяснение и осталось время для самой игры. Продолжительность заключительной части 4'07"в пределах нормы.
Выводы
Общая плотность 95,5% мала и объясняется несвоевременным началом урока и недостаточным умением учителя заинтересовать учащихся предлагаемыми упражнениями.
Моторная плотность 27,2% для уроков закрепления и совершенствования низкая. Организация урока не была хорошо продумана.
Предложения
Необходимо более внимательно продумывать организацию учащихся на уроке Целесообразно при проведении заданий использовать дополнительный инвентарь, разделять отделение на подгруппы или вводить дополнительные упражнения в интервалах ожидания подхода.
Следует больше внимания обращать на правильное распределение времени на различные части урока.
3.4. Пульсометрия
До начала урока в протокол С.10 заносятся следующие данные: дата (число и месяц, календарный год), класс и фамилия учащегося, за которым проводится наблюдение. Так как реакция пульса на одинаковые нагрузки у тренированных и нетренированных школьников различна, то следует в качестве объекта наблюдения выбирать учащегося не занимающего регулярно спортом, «среднего» по дисциплине и успеваемости. Это позволит более объективно оценить правильность дозировки упражнений для основного контингента детей данного класса. Ребенку надо объяснить, что у него в течение урока через определенные интервалы времени будут подсчитывать пульс. В протокол заносят фамилию проводившего урок и пульсометрию, задачу пульсометрии - определить правильность регулирования дозировки упражнений и общей нагрузки на уроке. Кроме того, указываются вспомогательные средства (секундомер, протокол, ручка).
Во время урока подробно заполняются четыре графы протокола: 1 - «Части урока», 2 -«Наименование действий предшествовавших подсчету пульса», 3 - «Время подсчета пульса от начала урока», 4 - «Частота пульса за 1 секунду». В случае необходимости отдельные пояснения о деятельности учащегося, за которым ведется наблюдение можно кратко внести в графу 6 - «Примечание». Графа 5 - «Частота пульса за 1 минуту» заполняется после урока при обработке протокола. Место для наблюдения выбирается таким образом, чтобы учащийся был хорошо виден в течение всего урока.
Изучение частоты пульса осуществляется в следующем порядке: ставится в первой графе «I» и непосредственно перед входом ученика в зал пальпаторным методом на левой руке подсчитывает у него пульс за 10 секунд, затем на первой строчке записывает: во второй графе «при входе в зал», в третьей графе «О», в четвертой цифру, обозначающую фактическое число ударов (12, 14 и т.п.). Через 4 минуты после начала урока снова подсчитывается пульс и на следующей строчке записывается: во второй графе «бег» (или другое упражнение, которое выполнял ученик), в третьей «4», в четвертой - фактическое число ударов (16, 18 и т.п.). Далее аналогичным образом записывается и фиксируется пульс у учащегося в остальное время урока. После окончания подготовительной части в первой графе проставляется «II», а по завершении основной - «III».
Таким образом, в графы протокола записывается следующее: «Части урока» - подготовительная, основная, заключительная или соответствующие им цифровые обозначения - I, II, III. «Наименование действий, предшествовавших подсчету пульса» - заносится, что делал ученик, непосредственно перед подсчетом пульса, например, «ходьба», «выполнял наклоны вперед», «слушал объяснение учителя», «ожидал очередь», «готовил снаряд для занятий» и т.п.
Запись общеразвивающих упражнений можно иллюстрировать графическим изображением. Число, подходов по порядку для выполнения одного и того же упражнения проставляется в скобках после его записи. Пример: «выполнял прыжок через козла» (2);
«Время подсчета пульса от начала урока» - в школьном уроке подсчет проводится через каждые 4-5 минут. В нашем случае через 4 минуты. До начала урока время обозначается «0». Далее будут следующие цифры - 4, 8, 12, 16 и т.д.;
«Частота пульса за 10 секунд» - число ударов за это время, например, 18, 19 20 и т.п.,
«Примечание» - вносятся отдельно краткие пояснения против записи конкретного действия. Например, «ученик до начала урока пробежал по коридору», «выполняет вяло», «делает энергично» и т.п.
Обработка протокола, которая проводится после урока, заключается в записи показателей в пятой графе «Частота пульса за 1 минуту». Для этого умножается число ударов за 10 секунд (графа 4) на 6. Пример: до начала урока пульс за 10 сек. равнялся 14. Стало быть, за 1 минуту он составит 14*6 = 84, или на 4 минуте частота пульса за 10 сек. -18. Значит за 1 минуту она равна 18*6= 108.
Получая числовые значения пульса можно судить о приемлемости того или иного упражнения для данной группы учащихся. Реакция пульса у детей различного возраста не одинакова. Приемлемым считается повышение числа ударов пульса после нагрузки у школьников 1-3 класса до 130 в 1 минуту, в 4-6 классах до 150, в 7-8 классах до 160, в 9-11 классах до 170-180.
Примерная запись протокола от _____________________________________
Предмет наблюдения - изменение пульса учащегося 5 «а» класса процессе урока по физической культуре, проведенного учителем
Задача: определить правильность регулирования дозировки упражнений и общей нагрузки в уроке.
Вспомогательные средства: секундомер, протокол, ручка.
Пульсометрию проводил_____________
Запись наблюдений
Части урока | Наименование действий, предшествовавших подсчету пульса | Время подсчета пульса от начала урока | Частота пульса | Примечание | |
за 10 сек. | за 1 мин. | ||||
I | При входе в зал Бег | ||||
Слушал объяснение упражнения №2 Выполнял упражнение №5 Ходьба, смыкание | |||||
II | Выполнял лазание по канату (2) Выполнял лазание по канату (3) Ожидал очередь | Очень мало ожидал | |||
III | Выполнял кувырок вперед (2) Ожидал очередь Участвовал в игре «Юный баскетболист» Спокойная ходьба | Вне очереди |