Этапы и технологии социально-культурного проектирования
(понятие и структура ситуации, технология анализа)
Сущность и технология проблемно-целевого анализа. Понятие ситуации и ее основные составляющие. Социально-культурная среда и сферы жизнедеятельности как элемент анализа ситуации и области проектной деятельности. Методы анализа ситуации. Проблема как единица анализа ситуации (понятие, классификация, технология анализа). Содержание понятий “проблема”, “социально-культурная проблема”, “личностная проблема”. Типология проблем: по сферам проявления, уровням жизнедеятельности, радиусу действия (локализации), актуальности, причинно-следственной зависимости. Характеристика ситуации и целевое обоснование проекта. Социально-культурные проблемы и приоритетные области проектирования. Содержание социально-культурных проблем и варианты проектных решения.
Методология и технология референтации в разработке маркетинговых проектов: области применения и технологические возможности референтации; жизненные стратегии и референтные образы (идентификационные объекты); социально-культурные особенности механизма референтации. Технология позиционирования как основа разработки маркетинговых программ. Основания позиционирования предмета маркетинговой коммуникации: функциональные преимущества, социально-статусные свойства, культурно-символические ценности. Категоризация как технология формирования целевой группы с заданными параметрами ценностей, стереотипов поведения и стандартов потребления.
Характеристика маркетинговой ситуации (анализ рынка предложений; характеристика проблем и ресурсов рекламодателя). Выявление и характеристика аудитории (целевых и контактных групп). Определение целей и задач рекламной кампании. Разработка стратегии рекламной кампании (форма рекламной акции, средства и предмет маркетинговой коммуникации, способы его позиционирования). Проектное обоснование основных рекламных акций (технология оформления сценарной заявки и разработки макета рекламы). План проведения рекламной кампании. Бюджет рекламной кампании.
Характеристика сферы деятельности и характера будущей организации (включая ее организационно-правовой статус). Анализ маркетинговой среды. Обоснование рыночной стратегии организации (по отношению к конкурентам и целевым группам; разработка номенклатуры услуг). Социальная философия организации (миссия организации; принципы и приоритеты развития; стратегические цели и задачи; программа формирования имиджа).Обоснование комплекса маркетинговых мероприятий (определение имиджевых потенциалов организации и способов ее позиционирования; ценовая политика; стратегия рекламной деятельности; стратегия PR-акций). Организационная модель организации (вертикальная и горизонтальная структуры; функции и задачи подразделений; основные должностные единицы – компетенция, функции, технологии). Программа адаптации (оценка потенциальных угроз; выработка способов и вариантов противодействия и эффективной адаптации к изменениям внешней среды; характеристика благоприятных для развития возможностей).
Виды акций по целевой установке: рекламные, пиаровские, воспитательные, фандрайзинговые, благотворительные, зрелищно-развлекательные; информационно-аналитические; познавательные (конференции, семинары); коммуникативные акции (конгрессы, тематические круизы и т.д.). Алгоритм проектного обоснования акции: характеристика проблем и ресурсов инициатора организации; цели, задачи; аудитория; форма и вид акции; основные события; сценарный план проведения.
Виды региональных программ. Понятие “регион” в контексте проектирования. Культура как объект регионального проектирования: содержание понятия. Специфика отраслевого и территориального подхода к культуре как объекту проектирования. Средовый подход как технология и ресурс социокультурного проектирования. Проблемное поле проектирования на региональном уровне. Структура и логика формирования концепции развития культурной жизни территории. Этапы разработки программ развития туризма. Составляющие историко-культурной самобытности территории и возможные сценарии ее развития в рамках региональной программы. Сущность, содержание, задачи и методы диагностического; нормативно-прогнозного; социально-проектного; проектно-планирующего; исполнительско-внедренческого и контрольно-корреционного этапов регионального проектирования. Этапы реализации региональных программ.