Лекция 6. Организация педагогического процесса в семье

Ключевые понятия:общественное и семейное воспитание, педагогический процесс семьи, педагогическая активность родителей, методы диагностики, формы сотрудничества, интеграция воспитательных возможностей семьи и школы.

Семья как Фактор воспитания.Семья во все времена обладала большими возможностями в решении вопросов воспитания подрастающего поколения. Особенностью современной семьи в решении вопросов воспитания подрастающего поколения является высокий образовательный и общекультурный уровень родителей.

Воспитание детей в семье определяется ее спецификой как определенного устойчивого социального института, функционирующего на основе интимной близости людей, родственных связей, взаимной привязанности, ответст­венности, любви, общности быта и т.д., благодаря которым между членами семьи складываются и развиваются взаимные отношения. Семья выполняет важные функции, необходимые для жизни человека:

1) репродуктив1гую - рождение детей;

2) воспитательную-создание условий для воспитания, формирования личности каждого члена семьи;

3) хозяйственно-экономическую - ведение общего хозяйств, бюджета;

4) коммуникативную - организация внутрисемейного общения, общения с другими людьми;

5) рекреативную - организация досуговой деятельности (рис. 1). В них и заключается преимущество семейного воспитания, которое не может в полной мере заменить никакая другая система воспитания.

Репродуктивная

Семья - первичный мир, в котором будущий гражданин начинает свои первые шаги по пути социализации. Она дает ребенку первые представления о правилах и нормах морали, приучает его к труду, прививает навыки самообслуживания. От родителей к детям в системе поступков и поведения родителей, образе жизни передаются мировоззренческие, нравственные, социально-политические ценности. Семья воздействует на ребенка на всем протяжении его жизни.


Семейное воспитание имеет безусловные преимущества по сравнению с общественным и государственным воспитанием. Однако социальные, экономические, демографические изменения, происходящие в современной общественной жизни, создают определенные проблемы, оказывающие непосредственное воздействие на педагогический процесс семьи.

Значительные нравственные и педагогические проблемы возникают в семьях с развитием рыночных отношений, которые оказывают влияние на уклад семейной жизни, формируя новые ценностные ориентации как у взрослых, так и у детей. Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы использовать социальный потенциал, который дает новая система общественных отношений. Школа и семья должны работать над приобщением детей к культуре товарно-денежных отношений, показать, что купля-продажа ~ не нажива, не корысть, а оказание взаимных услуг на паритетных началах для общего блага и удовлетворения личных потребностей. Важными задачами родителей являются контроль и участие в совместной коммерческой деятельности с детьми, организация их для выполнения разного рода сервисных услуг с развитием добросовестности, порядочности, аккуратности. Рынок оказывает опосредованное влияние на ролевую структуру членов семьи, вносит в семейную жизнь новые социальные установки. Снижение роли общественного и государственного воспитания ведет к тому, что усиливается влияние самобытных аспектов семейной жизни на воспитательный процесс, то есть каждая семья «по-своему» воспитывает детей.

Семья по мере развития цивилизации становится все более малодетной. Малодетная семья, в основном семья с одним ребенком, лишена одного важного условия внутрисемейного воспитания - детского общения. Воспитание единственного ребенка требует дополнительных педагогических усилий. Излишнее внимание к единственному ребенку родителей, бабушек, дедушек может лишить его активности, сформировать эгоистические наклонности.

Некоторый нравственно-психологический дискомфорт для решения воспитательных задач может быть и в неполных семьях, где отсутствует один из родителей. Большинство этих семей имеют вполне определенную структуру - мать и ребенок.

Проблемой семейного воспитания является загруженность матери семейным бытом. Недостаток времени матери имеет серьезные последствия.

Она большей частью вынуждена прибегать к самым неэффективным, примитивным методам воспитательного воздействия: назидание, упреки, сетования.

Серьезные воспитательные проблемы возникают в семьях, где существует отрицательный микроклимат, где семейная жизнь насыщена конфликтами, постоянными претензиями родителей друг к другу и к детям, окриками, оскорбительными словами и действиями.

Социальные и педагогические проблемы создают родители, находя­щиеся на грани потери родительских прав. Государство, лишая их родительских прав, руководствуется интересами детей. Но при этом существенно обедняет их жизнь, так как исчезает важный интимный источник существования и развития.

В связи с коренными социально-экономическими изменениями в стране, возникновением частной собственности и появлением возможности личного обогащения появились семьи со значительным материальным достатком, семьи нуворишей. Процесс семейного воспитания в них имеет определенные проблемные аспекты. Зачастую в таких семьях ребенок лишен детского коллектива, у него могут сформироваться чувство исключительности, возникнуть необоснованные притязания к окружающим, эгоизм.

Высокий материальный достаток в семье (как и низкий) создает проблемные ситуации в организации педагогического процесса семьи. Школа должна сгремиться преодолеть эти проблемы, конкретизируя подходы к семье, корректируя ее педагогический процесс.

Таким образом, следует исходить из того, что в демократическом обществе полностью восстанавливаются функции родителей по воспитанию детей. Но в то же время современные социально-экономические условия создают проблемы в воспитании детей. Родители должны учитывать, что важным аспектом семейного воспитания является формирование ценностных ориентиров детей, их моральных качеств.

Правовые аспекты семейного воспитания.Семейное воспитание как социально-ответственная деятельность родителей имеет фундаментальную правовую основу. Важным основополагающим документом является принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН «Конвенция о правах ребенка». «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правую защиту, как до, так и после рождения», - указано в Конвенции.

Провозглашая права ребенка на жизнь, на выживание и здоровое развитие, Конвенция особое внимание обращает на право ребенка на сохранение своей индивидуальности как основу нешаблонного личностного развития. Также отмечается право ребенка на родителей. Родители лишаются своих прав только тогда, когда это «необходимо в наилучших интересах ребенка».

Государства, подписавшие данную Конвенцию, обязуются ввести бесплатное и обязательное начальное образование и содействовать получению среднего, профессионального, обеспечить доступность высшего образования. При этом в статье 28 особо подчеркивается, « чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка». Данная Конвенция, а также «Декларация прав ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, «Всеобщая декларация прав человека» и ряд других международных документов легли в основу статей Конституции РК, регулирующих внутрисемейные отношения, вопросы воспитания и образования детей в семье и обществе. Так, в статье 27 Конституции РК отмечается, что:

1. Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

2. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей.

3. Совершеннолетние и трудоспособные дети обязаны заботиться о
нетрудоспособных родителях.

Правовые принципы семейного воспитания, закрепленные в Консти­туции РК, конкретизированы в Законе «О браке и семье» (17.12.1998 г.). В нем выделяются основные принципы современного семейного права: единобрачие, свобода и добровольность заключения брака, свобода разводов, равноправие супругов в семейных отношениях. Эти права обеспечивают глубокий демократизм семейной жизни, взаимоотношений в семейном коллективе. В статье 52 раскрываются приоритет семейного воспитания детей, зашита их прав и интересов: «Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства». Ребенок признается как самостоятельный субъект права, а не как зависящий от родительской власти объект.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» (7.06.1999 г.) особое внимание уделено вопросам государственно-правового регулирования образовательно-воспитательного процесса в стране. Данный документ имеет четко разработанную правовую основу, дает правовую гарантию родителям и их детям в получении последними современного светского образования. Родители и иные законные представители обязаны создавать детям здоровые и безопасные условия для жизни и образования, обеспечивать развитие интеллектуалыгых, физических и нравственных качеств личности ребенка.

В целом, в Республике Казахстан имеется развитая и успешно функционирующая правовая основа для осуществления образовательно-восгопательного процесса в стране. Достаточно четко разработана система правовых норм, гарантирующих плодотворное развитие педагогического процесса семьи и обеспечивающих глубокий демократизм семейной жизни, взаимоотношений в семейном коллективе.

Теоретические основы организации целостного педагогическою процесса семьи.Первые педагогические представления и идеи о семейном воспитании возникли в народной педагогике. В процессе развития педаго­гической науки проблемы семейного воспитания стали наполняться конк­ретным научно-теоретическим и методическим содержанием. К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф. Лесгафт и др. обращали внимание на необходимость учитьтать при организации воспитания детей их индивидуальные особенности, склонности, задатки, уровень физического и психического развития. Н.К Круп­ская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский выделили общие условия, благо­приятно влияющие на воспитание детей. В работах современных исследо­вателей: Ю.П.Азарова, М.И.Булнова, И.В.Гребенникова, СВ.СВ. Повилева, Л .В.Истривского и др. рассмотрены вопросы организации деятельности детей в семье, внутрисемейного общения, создания здорового образа жизни, взаимодействия школы и семьи и т.д. Воспитание детей в семье рассматривается как педагогический процесс целенаправленного взаимодействия детей по усвоению всего богатства культуры, накопленного предшествующим поколением, который происходит под руководством и при непосредственным участии родителей (воспитателей). Педагогический процесс семьи представляет собой целостную педагогическую систему, структурирован, состоит из совокупности взаимосвязанных, взаимодей­ствующих элементов: субъектов педагогического процесса (родители, дети), социальных установок (цели, задачи, содержание), педагогического инструментария (средства, формы, методы задания).

Педагогический процесс семьи - функционирующая система, так как все его структурные элементы объединены функционально на основе единства цели, задач общности, форм, методов заданий. Цель педагогического процесса является главным его стержнем. Объединяющей основой всех этих элементов является целенаправленная разнообразная деятельность субъектов педагогического процесса семьи. Разнообразная деятельность оказывает на детей воспитательное воздействие, если связана с решением конкретных педагогических задач (усвоение знаний, развитие интеллекта, повышение нравственной, эстетической культуры, физического развития и т.д.). Обосновывая важность деятельности в функционировании педагоги­ческого процесса семьи, необходимо отметить, что эффективность ее зависит от степени активности самих детей (школьника). Поэтому важным показателем состояния воспитательной работы в семье является включение детей в разнообразную деятельность ( учебную, трудовую, игровую, эстетическую и т.п.) под руководством и контролем родителей.

Воспитательными механизмами педагогического процесса выступают взаимоотношения между родителями, родителями и детьми и детей между собой. Они придают личностный смысл, оказывают влияние на развитие взглядов, поведение детей, их отношения к людям. Характер взаимоотношений в семье определяется традициями, установками, полученными родителями в своей прежней семье, особенностями темперамента, уровнем эмоциональности супругов, их нравственной и педагогической культурой. Все это проецируется на отношения родителей к детям и определяет состояние педагогического процесса семьи.

Состояние педагогического процесса семьи можно проследить при анализе тех заданий, которые ребенок выполняет в семье (постоянные или временные), его отношения к их выполнению, влияния их на формирование личности. Задание, которое выполняет ребенок в семье, можно рассматривать как единицу педагогического процесса, достаточно четко характеризующую его уровень. В нем можно проследить: организующую и направляющую роль родителей; характер взаимоотношений между родителями и детьми, между собой; целевые нравственные установки семьи, оказывающие влияние на воспитание детей; разнообразие содержания видов деятельности, в которую включен ребенок в семье; способность родителей использовать средства, методы, приемы воспитания; степень активности ребенка в педагогическом процессе семьи.

Качество педагогической инструментовки родителей просматривается в организации режима дня школьника, который отражает существенные особенности семейного воспитания, зависит от уклада самой семьи, является его частью. Режим включает в себя жизнедеятельность ребенка во времени: физическую, трудовую, умственную активность, досуг, своевременное питание, гигиену, сон. Соотношение их колеблется в зависимости от возраста ребенка, психических особенностей его личности и интересов. Составной частью режима школьника является его свободное время. Анализ материалов об использовании школьником свободного времени, его структуре и видах деятельности является ярким показателем воспитательных возможностей семьи.

Существенное значение для школьника имеет совместная деятельность семьи в свободное время. Она выступает как взаимодействие субъектов педагогического процесса, как влияние друг на друга на основе взаимопо­нимания, сопереживания. В общении (происходит обмен деятельностью, опытом, переживанием чувств. Взаимодействие родителей и детей создает реальный колорит семейной жизни, формирует ее микроклимат и является важным показателем возможностей формирования и развития нормального педагогического процесса семьи. В семье с низкой педагогической культурой свободное время не несет педагогической нагрузки, оно используется в основном в развлекательных целях.

Для успешного решения семьей воспитательных задач необходимо поднять уровень педагогического процесса в ней. Это требует всестороннего изучения семьи на основе научной методики. Необходимо видеть в системе взаимосвязь и зависимость всех структурных компонентов (родители, дети, цель, задачи, содержание, средства, методы, формы, задания), их качественные характеристики.

Воспитательными механизмами педагогического процесса выступают взаимоотношения между родителями, родителями и детьми и детей между собой. Они придают личностный смысл, оказывают влияние на развитие взглядов, поведение детей, их отношения к людям. Характер взаимоотношений в семье определяется традициями, установками, полученными родителями в своей прежней семье, особенностями темперамента, уровнем эмоциональности супругов, их нравственной и педагогической культурой. Все это проецируется на отношения родителей к детям.

Основные характеристики педагогического процесса семьи. Совершенствование воспитания детей в семье зависит от многих условий социально-педагогического и материального характера. Одним из них является сотрудничество семьи и школы в воспитании учащихся. Это взаимодействие может быть плодотворным лишь при наличии информации о состоянии педагогического процесса семьи.

Качественные характеристики основных показателей педагогического процесса лежат в основе определения воспитательных возможностей семьи. В зависимости от них можно выявлять уровни (высокий, достаточный, низкий).

Наши рекомендации