Экспериментальный материал

14 рисунков (рис. 6.1-6.14) размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок представ­ляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Ли­цо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на дру­гом — печальное.

Проведение исследования

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция.

1. Игра смладшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребен­
ка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она)
одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Экспериментальный материал - student2.ru

Рис. 6.1 Рис. 6.2

Экспериментальный материал - student2.ru

Рис. 6.3 Рис. 6.4


Экспериментальный материал - student2.ru

Рис. 6.5 Рис. 6.6


Экспериментальный материал - student2.ru

Экспериментальный материал - student2.ru

Рис. 6.9 Рис. в. 10

Экспериментальный материал - student2.ru

Рис. 6.11 Рис. 6.12

Экспериментальный материал - student2.ru

Рис. 6.13 Рис. 6.14

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет
у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: весе­
лое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое
или печальное?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
печальное или веселое?».

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: веселое или печальное?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ре­
бенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: пе­
чальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребен­
ка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чере­дуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ре­бенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее; см. табл. 6.2).

Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качествен­ному анализу.

Таблица6.2. Образец протокола

Имя: Николай Возраст 6 лет Дата: 10.11.96 г.

Наши рекомендации

Рисунок Высказывание Выбор