Литературный язык и диалекты
Литературный язык — это вариант общенародного языка, понимаемый как образцовый. Он функционирует в: письменной форме (в книге, газете, в официальных документах и т. д.) и в устной форме (в публичных выступлениях, в театре и кино, в радио- и телепередачах). Основные признаки литературного языка:
· Наличие письменности
· Нормированность
· Кодифицированность
· Стилистическое многообразие
· Относительная устойчивость
· Распрострвнённость
· Общеупотребительность
· Общеобязательность
Кроме того, литературный язык: должен быть общепонятным; должен быть развит до такой степени, чтобы иметь возможность обслуживать основные сферы деятельности людей; объединяет народ в языковом плане.
Каждый из языков имеет две основные функциональные разновидности:
· литературный язык
· живую разговорную речь (в речи важно соблюдать грамматические, лексические, орфоэпические нормы языка).
Нелитературные варианты языка:
· Жаргон – разновидность речи, свойственная определенной социально-профессиональной группе людей.
· Просторечие – территориально не ограниченная разновидность языка, не подчиненная каким-либо правилам.
· Диалект – разновидность языка, распространенная на определенной территории.
В русском языке выделяют 3 диалекта:
· Севернорусский (распространены к северу от Москвы, на территории Ярославской, Костромской, Вологодской, Архангельской, Новгородской и др.). Характеризуются формами меня, тебя, себя; твёрдым окончанием т в третьих лицах глаголов (идёт, идут); неразличением формы дательного и творительного падежей мн. числа; безличными оборотами, деепричастными оборотами и мн. др.
· Среднерусский (охватывает юго-запад Ленинградской и юго-запад Новгородской областей, почти всю Псковскую область, большую часть Московской областей, крайний юг Ярославской области и др.) Характерны неразличение гласных в заударных и втором предударном слогах после твердых согласных (свойственно южнорусским наречиям); смычно-взрывное образование звонкой задненебной фонемы [г] (характерно для северных наречий).
· Южнорусский (распространены к югу от Москвы, на территориях Калужской, Тульской, Орловской, Тамбовской, Воронежской и др.). Характерно аканье, яканье, фрикативный < г >, мягкое окончание т в третьих лицах глаголов, отсутствие среднего рода.
В настоящее время в русском и во многих других языках постепенно изживаются. Они сохраняются у старших поколений деревенского населения. Для значительной части носителей диалекта характерно своеобразное «двуязычие». Это ведет к появлению смешанных, переходных форм, так называемых «полудиалектов».
Социальные функции языка.
Язык, будучи сложным и многоаспектным явлением, стал предметом исследования не только языкознания, лингвистики, логики, но и философии, социологии и прежде всего социолингвистики, т. е. самых разных направлений науки. Понимание социального характера языка присутствует в философии едва ли не с момента ее возникновения
Социальные функции языка:
· Образование и просвещение на мировом педагогическом пространстве
· Трансляция теле- и радиоканалов
· Носитель исторической памяти разных народов
· Язык художественной литературы
· Средство межкультурной коммуникации
· Как государственный – функция взаимного проникновения и объединения в рамках единого государственного языка во всех сферах.
Язык – это набор передаваемых в определенном социально-культурном контексте символов и моделей поведения. Символы - словесные обозначения предметов, явлений и процессов материального и духовного мира. При помощи языка, фиксирующего символы, обычаи, нормы, традиции, каждому новому поколению передаются информация и социальный запас знаний, а вместе с этим и принятые в социальных группах и обществе модели поведения. По мере усвоения знаний и освоения моделей поведения формируется определенный социальный тип личности, происходит ее социализация.
В работах ряда западных социологов исследуется особая роль языка в социальном конструировании реальности. И хотя речь идет преимущественно о реальности повседневной жизни, одновременно признается очевидная способность языка к созданию грандиозных систем символических представлений, которые возвышаются над реальностью повседневной жизни. К наиболее важным системам такого рода относятся религия, философия, наука, искусство.
Величие национального языка в том, что он удерживает системную целостность культуры, концентрирует культурные смыслы на всех уровнях бытия – от нации в целом до отдельной личности.
40. Языковая личность и пути её изучения.
Понятие ЯЛ ввёл Караулов. ЯЛ – совокупность разносторонних способностей и характеристик человека, проявляющихся в его речевой деятельности. Признаки ЯЛ:
· Способность создавать и воспринимать устные высказывания и письменные тексты различной структуры и сложности
· Способность выражать мысли и понимать мысли других
· Способность ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях.
С целью изучения в лингвистике ЯЛ рассматривают как научно-исследовательскую модель. Структура ЯЛ состоит из трех уровней:
1) Вербально-семантический (лексикон) – предполагает для носителя языка владения словарем и грамматикой языка. Этот уровень можно наблюдать непосредственно.
2) Когнитивный (тезаурус) – связан с интеллектуальной сферой и охватывает ее. Его единицы – понятия, которые складываются в картину мира.
3) Прагматический – включает цели, мотивы, интересы, ценности, находящие отражение в речевой деятельности человека.
Могут быть исследованы реальные (Людмила Улицкая) и виртуальные (Евгений Базаров) ЯЛ.
Типы ЯЛ:
· Среднестатистическая – собирательное представление о человеке, говорящем на данном языке в данный период времени (студент, педагог)
· Групповая – неформальные соц. малые группы (компания, семья) или формальные соц. группы (студенческая группа). Это выделение сделал Крысин. Для такой группы главным элементом является выбор престижных языковых средств.
· Индивидуальная – образ отдельного человека, полученный по данным языка «речевой портрет», но и восстановленный на его основаниях внутренний мир человека.
С точки зрения зависимости от яз. стандарта можно различаются:
· средняя (люди негуманитарных профессий)
· профессиональная (язык – орудие труда)
· творческая (люди, профессионально пишущие или те, кто могут создавать устные и письменные тексты, связанные с языковой игрой)
Методы изучения ЯЛ:
· Метод дискурсного описания ЯЛ. Для описания ЯЛ изучается всё созданное этим человеком. Также учитывается мимика, жесты, этикет, манеры.
· Дискурсно-лексикографический метод. Применяется, если у исследователя есть полное словарное описание лексикона индивидуальной личности, которая служит типичным воплощением языка народа какого-либо периода. («Словарь языка Пушкина» в 4 томах, Караулов)
· Метод массового свободного ассоциативного эксперимента. Применяется для изучения среднестатистической ЯЛ. У Караулова есть «Русский ассоциативный словарь».