Организационно-методические требования к современному учебному занятию
Сложившаяся к началу XXI в. социокультурная и педагогическая ситуация заставляет современные образовательные учреждения профессиональной школы реализовывать свой опыт в двух формах: как модернизацию, согласно которой происходит совершенствование системы при ее сохранении, и как реформацию, когда происходит ее переход к качественно новой системе. В связи с этим принципиально по-новому ставится цель обучения: психическое и творческое развитие обучаемых на основе способности личности к самореализации. Основу деятельности студента как субъекта педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому «#вижу происходящие изменения, оцениваю не конечный результат, а процесс деятельности, знаю предмет, владею навыками самообучения и поэтому успешность моего обучения зависит от моей личностной деятельности». Изменение позиции студента влечет за собой и изменение позиции преподавателя. «Деятельный учитель» сменяется педагогом-«фасили-татором», который вместе со студентами со-переживает, со-мыс-лит, выражает свое отношение к содержанию излагаемого материала через исследование, диалог, моделирование предметно-содержательного и социально-психологического опыта.
Основываясь на обозначенных подходах, выделим ряд требований, определяющих эффективность современного учебного занятия.
Первая группа требований характеризует условия успешного проведения урока. Здесь требования разделяются на три блока. Требования первого блока касаются материального обеспечения и направлены на оптимизацию урока:
- достаточное материальное обеспечение урока путем отбора наглядно-технического оснащения учебного занятия;
- учет санитарно-гигиенических условий помещения;
- оптимальный темп и ритм работы на уроке;
- экономия времени на уроке;
- контроль и самоконтроль на уроке.
Требования другого блока направлены на создание психологического комфорта учебного занятия:
- оптимальный психологический режим урока благодаря деловому равновесию отношений в деятельности преподавателя и студентов;
- система требований и технологических приемов их предъявления;
- приемы установления контакта со студенческой аудиторией как в начале учебного занятия, так и по его ходу.
Третий блок обозначает основные ориентиры деятельности преподавателя:
- определение преподавателем для себя основных этических правил взаимодействия со студентами на конкретном учебном занятии;
- готовность педагога к различного рода «неожиданностям» за счет продумывания стратегии и тактики своего поведения и возможных реакций студентов;
-детальный анализ и учет возникших на предыдущем учебном занятии педагогических ситуаций;
- учет психологического настроя преподавателя на учебное занятие: представление воображаемого хода урока, эмоциональная составляющая поведения педагога и проведения отдельных частей занятия.
Вторая группа требований относится к содержательно-методической стороне учебного занятия. В любом учебном занятии должны прослеживаться целенаправленность и четкость формулировки задач обучения.
Любое учебное занятие есть некоторая часть системы. Причем важно отметить, что это не простая последовательность, а смыкание на уровне содержания, целевых ориентиров, предполагаемых результатов. Отдельно взятое учебное занятие непосредственно зависит от других, обусловлено ими, и само оказывает влияние на третьи.
Содержательность учебного занятия напрямую связана со структурой, планируемыми конечными результатами и целями.
Эффективность избранных методов и приемов обучения, используемых на нем, зависит и от уровня развития способностей учащихся, и от профессионального мастерства педагога.
Систематическая последовательность, преемственность, завершенность учебных операций позволяют студентам приобрести новые знания, вызывают новые ощущения и образы, представления и понятия.
Непременное условие — соблюдение логического единства учебного занятия. Остановимся подробнее на этом требовании. Логическое единство учебного занятия обеспечивается за счет связи отдельных частей на основе центральной идеи по реализации заданных целей учебного занятия. Так, например, логика комбинированного урока предполагает четкий алгоритм всех этапов: контрольный опрос, изложение нового материала, закрепление материала. Вклинивание системы опроса в изложение нового материала считается нарушением логики, а в интегрированном уроке по логике можно использовать фрагменты опроса на всех его этапах — там, где кажется наиболее целесообразным преподавателю. Логическое единство в зависимости от разновидности учебного занятия может быть выражено следующим образом.
^ Прямолинейно в виде формулы 1 — 2 — 3 — 4... .
^ Спиралеобразный вид предполагает, что студентам ставится проблема в начале учебного занятия, а по ходу ее решения происходит постоянный возврат к ее первоначальной формулировке.
^ Обеспечивают активную мыслительную деятельность «криволинейный», «с поворотом назад», «обратный ход», когда студентам предстоит лавировать между известным и неизвестным, легким и трудным, рассматривая явления с другой стороны.
Кроме этого современное учебное занятие должно иметь строго ориентированную концептуальную основу: принципы той концепции, по которой будет строиться урок; соотношение целей и задач, предусмотренных концепцией и реализованных на уроке; набор требований, предъявляемых концепцией к отбору материала, организации взаимодействия преподавателя и студентов, процессу и результату их совместной деятельности.
Современный урок рассматривается как культурологический феномен1. На таком учебном занятии как части жизни субъектов педагогического процесса происходит совместное постижение преподавателем и студентами истины при соблюдении правил этического поведения, уважения к личности и свободе выбора. Вышеобозначенные подходы заставляют педагога перевести содержание учебного занятия в так называемый «духовный регистр» понимания, когда психолого-педагогическое явление рассматривается не только с точки зрения практической пользы для студента, но и в контексте духовного, человеческого роста.
Любое учебное занятие предполагает реализацию триединой образовательной цели: обучающей, воспитательной, развивающей. Педагогу нужно ответить на вопрос о соотношении этих целей: какая будет доминирующей или все будут равноправными в рамках одного, конкретного учебного занятия. В соответствии с этим в основу конспекта, который он разрабатывает, ложатся несколько педагогических подходов: подход с воспитательной доминантой; развивающий подход, ориентированный на развитие способностей студентов; когнитивно-ориентированный подход, основанный на приоритете познавательной активности обучающихся; коммуникативный подход, ставящий задачи формирования ком-
1 Подробно см. гл. 16 в учеб, пособии Н.А.Моревой «Основы педагогического мастерства» (М., 2005).
муникативной компетентности; смешанные подходы, где целевая доминанта равнозначна.
Каждое учебное занятие имеет определенное воспитательное воздействие на учащихся. В ходе изучения материала студенты вырабатывают эмоционально-целостное отношение к жизни, ее явлениям и событиям.
Ко второй группе требований также относятся соответствие учебного занятия специфике учебного предмета и закрепление знаний и умений, полученных в ходе учебного занятия.
Третья группа требований относится к реализации принципов активности и развивающего характера обучения.
Развивающий метод основывается на идее социального взаимодействия, т.е. коммуникации между участниками процесса, поэтому приобретение студентами новых операциональных мыслительных действий должно проходить в заданном нравственном и социокультурном поле через конструктивистский и интеракцио-нистский подходы к развитию.
Познавательная деятельность студентов базируется на развитых рефлексивных умениях, поэтому в ходе учебного занятия преподавателю необходимо сконцентрировать внимание и на внедрении разнообразных способов развития познавательной деятельности, и на критериях оценки ее процесса и результата.
Совместная работа студентов в развивающем взаимодействии через планируемый педагогом диалог в парных, групповых или коллективных формах работы позволяет им применить полученные знания от сходных к измененным ситуациям, далее — к новым, поднимая студентов на творческий уровень усвоения материала.