Понятия, технологии, цели и задачи профессионального воспитания студентов медицинского колледжа
Понятие «профессиональное воспитание» в отечественной педагогике появилось в конце 60-х гг. XX века. Оно включало в себя формирование положительного отношения к профессии и развитие качеств личности, способствующих производительности труда и удовлетворенности профессиональным выбором.
В самостоятельную категорию «профессиональное воспитание» выделилось в конце 80-х. С началом перестройки в педагогической литературе резко снизилось количество исследований, посвященных трудовому воспитанию студентов, которому в советский период уделялось важнейшее внимание во всех типах учебных заведений. Его место в педагогической теории и практике постепенно стало занимать профессиональное воспитание.
Профессиональное воспитание трактовалось исследователями по-разному. С одной стороны оно рассматривается широко и представляет собой определенную область педагогической деятельности, связанной с подготовкой молодежи к жизни, к труду. При таком понимании эта сфера включала в себя:
- особенности обучения, профессиональной подготовки;
- формирование сознательного отношения к труду, мотивации трудовой деятельности;
- социальной и профессиональной ориентации молодежи;
- развитие её интересов, потребностей и ценностей;
- профессиональной мобильности;
- психологии мотивации профессионального труда и деятельности.
По существу такой подход означает воспитание студента в процессе и средствами производственного обучения. В узком смысле - «как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студента к профессиональному труду в ходе профессионального становления в качестве субъекта этой деятельности. По своему характеру он представляет собой процесс нежесткого технологического методического управления обстоятельствами, способствующими формированию у студентов профессиональной направленности, любви и интереса к избранной профессии, понимания общественного смысла профессионального труда и одновременно его значимости для себя, сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности, специфического профессионального поведения, профессиональной этики, мастерства, зрелости».
В педагогической литературе сущность понятия «профессиональное воспитание» часто связывают с формированием профессионально важных качеств, перечень которых в зависимости от будущей профессии каждый раз меняется. Основой для профессиональной деятельности служат профессионально-квалификационные характеристики, определяющие требования к выпускнику колледжа. Методы работы направлены на создание условий, формирующих конкретные субъектные качества (мотивацию, профессиональное мышление, работоспособность, аккуратность, дисциплинированность и т.д.).
О профессиональном воспитании особенно активно пишут в последнее время, что обусловлено потребностью повышения качества среднего медицинского профессионального образования, включающего как необходимый компонент профессиональное воспитание. Несмотря на достаточно большое количество научных работ о профессиональном воспитании, до сих пор не существует единого толкования этого понятия. Одни исследователи рассматривают его как процесс формирования профессиональной культуры, другие – как формирование профессионально значимых качеств, третьи – как формирование профессиональной компетентности. Возможно сложность в определении сути и содержания термина «профессиональное воспитание» связана с современным переосмыслением традиционной педагогической категории «воспитание», под которым понимается:
- целенаправленное педагогическое воздействие на воспитанника (студента);
-создание условий для усвоения воспитуемым определённых норм отношений и комплекса социальных ролей;
- социальная адаптация и автономизация личности;
Важными задачами профессионального воспитания являются:
- профессиональное просвещение и создание образа будущей профессии медицинского работника;
- профессиональная ориентация, развитие интересов и склонностей, приближенных к профессиональным;
- активизация познавательного интереса к учебным предметам, связанных с будущей профессией;
- развитие самосознания и формирование профессионального идеала, образа «я – специалист»;
- формирование профессионально значимых качеств.
Реализация названных выше задач требует смещения приоритетов в среднем профессиональном образовании с учебных целей на воспитательные, что является весьма оправданным и необходимым.
Необходимость разработки новой парадигмы воспитания молодежи не вызывает сомнения. Сложившаяся в советское время система коммунистического воспитания перестала существовать. Взамен методологически целостной и технологически обеспеченной системы предложены идеи гуманизации и гуманитаризации образования, провозглашена цель развития и саморазвития личности, утверждается демократизация профессионально – образовательного процесса.
Традиционно основными компонентами воспитания в нашей стране были:
- идеологическое;
- нравственно – эстетическое;
- физическое.
Такая дифференциация направлений воспитания оправдана положительным опытом прошлого. Разве только идеологическое воспитание, понимаемое как коммунистическое, может вызвать протест. Однако без формирования ценностей данного общества, чувства преданности стране, чувства патриотизма, гражданского долга, воспитания нет.
В условиях перехода от стабильного общества к динамическому, изменяющемуся чрезвычайно актуальным становится социально-правовое воспитание. Потребность в нем обусловлена профилактикой девиантного поведения. В любом учебном заведении имеется устав, определяющий права и обязанности членов коллектива, традиционные формы поведения и общения, нормы дисциплины. Принятие этих норм и следование им составляют содержание конвенционально – нормативного воспитания. И, наконец, важным разделом всей воспитательной работы учебного заведения является профессиональное воспитание будущего специалиста.
В настоящее время на смену когнитивно – ориентированному образованию приходит личностно – ориентированное. Значит, и воспитание как часть образования должно стать личностно – ориентированным. В профессиональном учебном заведении образование должно обеспечить полноценное профессиональное становление личности. Серьезное значение в этом возрасте приобретают социальное становление личности, активное усвоение социальных норм поведения взрослого человека – гражданина своей страны.
Таким образом, воспитание в медицинском колледже должно быть личностно – ориентированным и социально – профессиональным. Конструирующими основами этого типа воспитания являются учебно – познавательная деятельность, профессия и социальная практика. Процесс воспитания направлен на обеспечение профессионального становления личности, актуализацию индивидуально – психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении.
Целями воспитания являются: развитие профессионально – нравственного сознания и поведения, формирование социально – профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих саморазвитие и самоактуализацию, а также полноценное участие в профессиональной жизни.
Задачи личностно – ориентированного профессионального воспитания:
- адаптация первокурсников к учебно-профессиональной среде;
- создание условий для дальнейшей социализации учащейся молодёжи;
- обеспечение духовно-нравственного становления будущих медицинских работников;
- оказание помощи студентам в социальном и профессиональном самоопределении;
- развитие социально-значимых и профессионально важных качеств личности;
- формирование профессионально-этических норм поведения;
- освоение личностью объективной системы социальных ролей;
- становление профессиональной культуры будущего медицинского работника;
- содействие нахождению своего места в профессиональном мире после завершения образования, формирование профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников медицинского колледжа.
Основные принципы воспитания:
1. Признание приоритета личности, её жизненного опыта и самоценности;
2. Гуманизация взаимоотношений всех субъектов профессионально-образовательного процесса;
3. Принятие личностью ответственности за своё социальное и профессиональное становление.
Педагогическая технология – систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Личностно – ориентированные технологии профессионального образования – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов воспитания и обучения при взаимодействии студентов и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности. Личностно – ориентированное образование представляет собой интеграцию воспитания, обучения и развития. Поэтому технологии должны быть направлены на достижение этих трёх составляющих, обеспечивающих становление личности.