Постройте прямое и косвенное опровержение те­зиса, запишите его схему

1. Потерпевшим признается только то лицо, которому преступ­лением нанесен физический или имущественный вред.

2. Выдающийся немецкий философ Гегель — материалист.

3. Опровергните собственными аргументами следующее утвер­ждение одного из героев Мольера: «Все ваши знания — чистей­шая химера, немудрый и тщеславный род врачей».

4. Апагогическое доказательство — единственный вид косвен­ного доказательства.

5. Все, все малокровные! (Ильф, Петров).

6. Обвиняемый Соколов имеет алиби.

7. Понятия «человек, имеющий высшее образование» и «интел­лигентный человек» находятся в отношении равнозначности.

8. Определение: «Самый большой порок есть бедность» сделано с соблюдением правил этой логической операции.

9. Каждое преступление является умышленным.

10. Суждение «А.Н. Островский — певец купеческого быта» — частное.

11. В наш подлый век Не верен друг любой (Хайям).

12. Все люди злы.

13. Любое общеутвердительное суждение обращается с ограни­чением.

14. Заключение «Павлов совершил должностной подлог», сле­дующее из посылок «Должностной подлог — преступление», «Павлов совершил преступление» — достоверно.

Сформулируйте несколько ложных тезисов, по­стройте их прямое и косвенное опровержение.

Установите несостоятельность аргументов, запи­шите схему.

1. Определение «Неосторожное преступление — это преступле­ние, совершенное по неосторожности» — ошибочно, так как нару­шено одно из правил определения понятий: члены определения должны исключать друг друга.

2. Это не может не быть правдой, потому что это истина.

3. Куры летают, так как куры — птицы, а все птицы летают.

4. Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или ме­сяц? — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц ночью. (Прутков).

5. Пьер Леже — веселый, остроумный человек, ибо он фран­цуз, а все французы веселы и остроумны.

6. Какую ошибку в рассуждении допустила одна из героинь А.Н.Островского, утверждая: «Благородного человека сейчас вид­но: у него все поступки благородные».

7. Утверждение «Иванов — студент юридического вуза», сле­дующее из посылок «Иванов мог поступить в юридический или педагогический вуз», «Он не поступил в педагогический», — не­достоверно, потому что нарушено правило отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического силлогизма — разде­лительная посылка не является строгой дизъюнкцией.

8. Найдите ошибку в рассуждении пушкинского Сальери: «Все говорят: нет правды на земле».

9. Молодежь должна учиться, так как ученье — свет, а неу­ченье — тьма.

10. Семенов — истинный интеллигент, он закончил институт, а каждый человек, имеющий образование, интеллигентен.

11. «Машенька. Но почему же вам непременно угрожает опас­ность. Турусина. О чем же ты спрашиваешь я не понимаю? Ты сама видела в самых воротах нам перешла дорогу какая-то жен­щина» (А.Н. Островский).

12. Понятия «студент» и «спортсмен» находятся в отношении подчинения, так как в отношении подчинения находятся такие понятия, объемы которых пересекаются.

13. Если какое-либо художественное произведение высоко оце­нивается на черном рынке, оно обладает несомненными художест­венными достоинствами. Романы Чейза — высокохудожественные произведения, ибо они высоко оцениваются на черном рынке.

14. Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом нао­борот? День зимою оттого короткий, что подобно всем прочим предметам видимым и невидимым от холода сжимается и оттого, что солнце рано заходит, а ночь от возжения светильников и фо­нарей расширяется, ибо согревается (Чехов).

15. Заключение «Петров — студент МГЮА», вытекающее из посылок «Все студенты МГЮА изучают логику», «Петров — изу­чает логику», — достоверно. Его достоверность основана на том, что заключение строится по первой фигуре простого категориче­ского силлогизма, правила которой соблюдены: большая посылка — общее суждение, меньшая — утвердительное.

Наши рекомендации