Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса, запишите его схему
1. Потерпевшим признается только то лицо, которому преступлением нанесен физический или имущественный вред.
2. Выдающийся немецкий философ Гегель — материалист.
3. Опровергните собственными аргументами следующее утверждение одного из героев Мольера: «Все ваши знания — чистейшая химера, немудрый и тщеславный род врачей».
4. Апагогическое доказательство — единственный вид косвенного доказательства.
5. Все, все малокровные! (Ильф, Петров).
6. Обвиняемый Соколов имеет алиби.
7. Понятия «человек, имеющий высшее образование» и «интеллигентный человек» находятся в отношении равнозначности.
8. Определение: «Самый большой порок есть бедность» сделано с соблюдением правил этой логической операции.
9. Каждое преступление является умышленным.
10. Суждение «А.Н. Островский — певец купеческого быта» — частное.
11. В наш подлый век Не верен друг любой (Хайям).
12. Все люди злы.
13. Любое общеутвердительное суждение обращается с ограничением.
14. Заключение «Павлов совершил должностной подлог», следующее из посылок «Должностной подлог — преступление», «Павлов совершил преступление» — достоверно.
Сформулируйте несколько ложных тезисов, постройте их прямое и косвенное опровержение.
Установите несостоятельность аргументов, запишите схему.
1. Определение «Неосторожное преступление — это преступление, совершенное по неосторожности» — ошибочно, так как нарушено одно из правил определения понятий: члены определения должны исключать друг друга.
2. Это не может не быть правдой, потому что это истина.
3. Куры летают, так как куры — птицы, а все птицы летают.
4. Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц ночью. (Прутков).
5. Пьер Леже — веселый, остроумный человек, ибо он француз, а все французы веселы и остроумны.
6. Какую ошибку в рассуждении допустила одна из героинь А.Н.Островского, утверждая: «Благородного человека сейчас видно: у него все поступки благородные».
7. Утверждение «Иванов — студент юридического вуза», следующее из посылок «Иванов мог поступить в юридический или педагогический вуз», «Он не поступил в педагогический», — недостоверно, потому что нарушено правило отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического силлогизма — разделительная посылка не является строгой дизъюнкцией.
8. Найдите ошибку в рассуждении пушкинского Сальери: «Все говорят: нет правды на земле».
9. Молодежь должна учиться, так как ученье — свет, а неученье — тьма.
10. Семенов — истинный интеллигент, он закончил институт, а каждый человек, имеющий образование, интеллигентен.
11. «Машенька. Но почему же вам непременно угрожает опасность. Турусина. О чем же ты спрашиваешь я не понимаю? Ты сама видела в самых воротах нам перешла дорогу какая-то женщина» (А.Н. Островский).
12. Понятия «студент» и «спортсмен» находятся в отношении подчинения, так как в отношении подчинения находятся такие понятия, объемы которых пересекаются.
13. Если какое-либо художественное произведение высоко оценивается на черном рынке, оно обладает несомненными художественными достоинствами. Романы Чейза — высокохудожественные произведения, ибо они высоко оцениваются на черном рынке.
14. Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом наоборот? День зимою оттого короткий, что подобно всем прочим предметам видимым и невидимым от холода сжимается и оттого, что солнце рано заходит, а ночь от возжения светильников и фонарей расширяется, ибо согревается (Чехов).
15. Заключение «Петров — студент МГЮА», вытекающее из посылок «Все студенты МГЮА изучают логику», «Петров — изучает логику», — достоверно. Его достоверность основана на том, что заключение строится по первой фигуре простого категорического силлогизма, правила которой соблюдены: большая посылка — общее суждение, меньшая — утвердительное.