Понятие педагогического процесса, закона, закономерности и принципа педагогического процесса
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Педагогический процесс - целенаправленное, сознательно организованное, развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно значимые задачи образования и воспитания. Педагогический процесс представляет собой единство процесса обучения и воспитания и процесса развития ученика.
Закон-общее положение какой-н. науки, являющееся результатом осмысления и обобщения отдельных наблюдений, исследований.
Закономерность-повторяющееся явление в отношениях объектов, следствие существования некого принципа, закона или совокупности законов.
Принципы целостного педагогического процесса – система исходных, основных требований к организации педагогического процесса, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса, обеспечивающие его успешность.
Характеристика законов, закономерностей педагогического процесса
Сущностные характеристики педагогического процесса:
1. Целостность.Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию деятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю.
2. Целенаправленность;
3. Организуемость и управляемость;
4. Непрерывный;
5. Субъектность;
6. Поликультурность;
Цикличность.
Целостный педагогический процесс, реализуется с учетом определенных закономерностей.
Закономерности целостного педагогического процесса – это объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, определенными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.
Группы закономерностей:
· Закономерности, обусловленные социальными условиями. Эти потребности отражают зависимость педагогического процесса от общественных потребностей и условий, диктующих цель и задачи, условия его осуществления, использование полученных результатов;
· Закономерности, обусловленные природой человека: зависимость педагогического процесса от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка;
· Закономерности, обусловленные сущностью педагогического процесса: зависимость задач, содержания, методов и форм педагогического процесса
Закономерности целостного педагогического процесса:
1. Педагогический процесс в целом закономерно обусловлен потребностями и возможностями общества в формировании разносторонне развитой личности и коллективов.
2. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает.
3. В педагогическом процессе закономерно взаимосвязаны процессы образования, воспитания, обучения, развития, социализации.
4. В педагогическом процессе закономерно взаимосвязаны процессы педагогического руководства и активной деятельности учащихся.
5. Эффективное функционирование и развитие педагогического процесса закономерно зависит о единства действий всех его субъектов (преподавателя, учеников, администрации и родителей).
6. Общественно обусловленные цели и задачи образования закономерно зависят от возрастных и других особенностей воспитуемых, уровня развития коллектива.
7. Формы организации педагогического процесса закономерно обусловлены его задачами, содержанием, методами и средствами образования.
Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса закономерно обеспечивает достижение максимально возможных, в данных условиях, результатов образования за отведенное время.