Примерная схема проведения тематической проверки
Тема:Эффективность деятельности воспитателей ДУ по формированию связной речи у дошкольников младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель: Анализ качества воспитательно-образовательного процесса по вопросам формирования у дошкольников навыков связной речи.
Методы проверки:
· Анализ проведения специально-организованной и совместной деятельности;
· Собеседование с воспитателями;
· Наблюдение за речевой деятельностью детей;
· Анализ планов;
· Анализ предметно-развивающей среды;
· Экспертная оценка профессиональных умений воспитателей по руководству развитием связной речи дошкольников;
· Обследование связной речи у дошкольников;
· Анализ диагностических карт;
· Беседы с детьми;
· Собеседование с родителями;
Вопросы, подлежащие изучению:
1.Создание условий для развития у дошкольников навыков связной речи:
· в методическом кабинете.
· в изучаемых группах.
2.Планирование деятельности:
· формы организации развития связной речи детей.
· соответствие возрасту и уровню развития детей.
· полнота раскрытия рассматриваемой темы.
· ознакомление с родным языком и литературой.
· используемое методическое сопровождение.
· методическое обеспечение.
3.Формирование у дошкольников связной речи:
· Специально-организованная деятельность.
· Совместная и самостоятельная деятельность.
· Оценка профессиональных умений педагогов.
4. Умения и навыки связной речи у детей.
5.Сотрудничество с семьей по данной проблеме.
План проведения тематического контроля.
1. | Создание условий для развития связной речи | Посещение групп /протокол прилагается/ |
2. | Планирование деятельности | Анализ планов / карта прилагается/ |
3. | Формирование у дошкольников связной речи | Анализ занятий; собеседование с воспита-телями; наблюдение речевой деятельности детей. |
4. | Оценка профессиональных умений воспитателей. | Собеседование с воспитателями. Проведение открытых просмотров. Экспертная оценка профессиональных умений. |
5. | Обследование навыков и умений детей. | Беседы с детьми; обследование связной речи детей /диагностические карты прилагаются/; анализ диагностических карт |
6. | Сотрудничество с семьей. | Анализ планов; беседы с родителями. |
ПРИМЕРНАЯ СПРАВКА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.
С __________ по_______________ заведующей ДУ_________________ и зам. зав. по о/д _______________ в группах № ____ /Ф.И.О.педагога./, № __ и т.д. проводился тематический контроль по теме: « Деятельность педагогов по формированию и развитию связной речи у детей группы «Почемучки» и «Фантазеры».
Цель контроля: анализ качества воспитательно-образовательного процесса по вопросам формирования и развития у дошкольников навыков связной речи.
В ходе контроля изучались следующие вопросы:
1.Создание условий для развития у дошкольников навыков связной речи:
ü В методическом кабинете ДУ.
ü В изучаемых группах.
2. Планирование деятельности:
ü Разнообразие форм организованной и совместной деятельности по развитию связной речи дошкольников.
ü Соответствие содержания возрасту и уровню развития детей.
ü Полнота раскрытия рассматриваемой темы.
ü Ознакомление с родным языком и литературой.
ü Используемое методическое сопровождение.
3. Формирование у дошкольников навыков связной речи:
ü Специально-организованная деятельность.
ü Совместная и самостоятельная деятельность педагога с детьми.
4. Оценка профессиональных умений педагогов.
5. Умения и навыки связной речи у детей.
6. Сотрудничество с семьей по данной теме.
Для эффективной деятельности педагогического коллектива по данной проблеме были проведены следующие мероприятия:
ü Семинар-практикум по теме: «Развитие связной речи у дошкольников»
ü Педагогическая лаборатория: «Игры и упражнения, формирующие грамматический строй речи дошкольника»
ü Круглый стол «Коммуникативная компетентность дошкольника»
ü Методическим кабинетом разработаны памятки и методические рекомендации: «Центр речевого развития в группе», «Каталог игр, формирующих лексико-грамматический строй речи дошкольников», «Методы ТРИЗ в развитии связной речи дошкольников», «Направления в работе педагога с детьми по развитию связной речи».
ü Открытые просмотры по данной проблеме развития связной речи у дошкольников.
В ходе изучения выявлено следующее:
1.Во всех возрастных группах созданы достаточно благоприятные условия для развития связной речи у детей:
ü Центры представлены разнообразными дидактическими, развивающими играми и наглядно-демонстрационными материалами детей с учетом их возрастной ступеньки. Вместе с тем, в группе № __ /Ф.И.О. педагога/ содержание центра речевого развития требует пополнения играми дидактического и развивающего характера.
ü Уголки чтения в обследуемых группах № № __ /Ф.И.О. педагога/ представлены разными жанрами художественной литературы, иллюстрациями к ним. В группах № № __ /Ф.И.О. педагога/ книжные уголки требуют качественного пересмотра, в группе № № __ /Ф.И.О. педагога/ – организации в соответствии с современными требованиями.
ü Для организации художественно-речевой деятельности /игры-драматизации, инсценирование/ в группах представлены разные виды театров. Их организация отвечает современным требованиям и возрасту детей в группах № __ /Ф.И.О. педагога/ Воспитателям групп № __ /Ф.И.О. педагога/ следует больше внимания уделять созданию условий для театрализованной деятельности детей, являющейся важным условием для развития связной речи детей.
ü Методические микрокабинеты достаточно оснащены литературой по вопросам развития связной речи дошкольников в группах № __ /Ф.И.О. педагога/ Методический микрокабинет в группе № __ /Ф.И.О. педагога/ воспитателями систематизирован и представлен по разделам.
2. Анализ планирования деятельности по развитию связной речи у детей показал:
ü Специально-организованная деятельность по развитию речи детей планируется педагогами один раз в неделю, в структуру которой включена деятельность по развитию связной речи. Однако зачастую, распределение занятий по развитию связной речи в течение месяца осуществляется механически, без учета принципа повторности при формировании навыков связной речи - группы № __ /Ф.И.О. педагога/ Задачи развития связной речи ребенка также включаются воспитателями в программное содержание занятий по познанию окружающего мира.
ü При планировании специально организованной и совместной деятельности воспитатели придерживаются тематики, рекомендованной программой «Пралеска», с учетом возрастной ступеньки и уровня знаний детей. Вместе с тем, планируемые темы в группах «Почемучки» № __ /Ф.И.О. педагога/ раскрываются при планировании неполно, по содержанию однообразны и стереотипны.
ü Организованную и совместную деятельность воспитатели групп «Почемучки» и «Фантазеры» планируют разнообразными формами и методами: рассказывание по картине, беседы, составление описательных рассказов, пересказы, общение со взрослыми и сверстниками. Однако недостаточно внимания воспитателями групп № __ /Ф.И.О. педагога/ уделяется играм-драмматизациям и инсценировке, творческому рассказыванию, речевым этюдам и тренингам. Бессистемно в специально организованной деятельности планируется такая форма развития связной речи, как пересказ художественных произведений.
ü Планируя целепологание специально организованной деятельности, воспитатели отражают воспитательные и образовательные задачи речевого занятия. Вместе тем, в группах № __ /Ф.И.О. педагога/ задачи речевого развития дошкольников отражаются в плане не все, формулируются порой не корректно.
ü Планируя мероприятия по развитию связной речи у дошкольников, педагоги обходят стороной занятия на белорусском языке в № __ /Ф.И.О. педагога/ Основу методического сопровождения при планировании деятельности по развитию навыков связной речи у детей составляет учебно-методический комплекс к программе «Пралеска», методические рекомендации разработчиков государственной программы, литература изданная «Центром книги». Однако воспитатели групп № __ /Ф.И.О. педагога/ используют при планировании разработки из опыта работы, не анализируя их содержание.
3.
Развитие связной речи дошкольников в обследуемых группах в специально-организованной и совместной деятельности ведется в двух направлениях: развитие монологической речи и развитие диалогической речи. Деятельность воспитателя с детьми представлена разными формами и методами: беседы, все виды рассказывания, пересказ монологических текстов и сказок. Недостаточно используются такие формы и методы, как пересказ литературных произведений, рассказывание по сюжетным картинам, игры-драмматизации, творческое рассказывание, разговорные этюды.
В обследуемых группах организация детей в рассматриваемом виде деятельности чаще всего фронтальная. Вычисление речевой плотности занятий показало, что она недостаточно высока. Воспитателям следует обратить больше внимания на увеличение временного отрезка речевой активности детей, оптимизацию соотношения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм работы с детьми.
Просмотр и анализ организации и проведения специально-организованной деятельности показал, что педагоги обследуемых групп придерживаются классической методики и поэлементно используют в своей работе инновационные методы и технологии. Воспитатель группы № __ /Ф.И.О. педагога/ апробирует в работе с детьми по рассматриваемой проблеме такие методы, как: наглядное моделирование, типовое фантазирование, «мозговой штурм», «данетка». Воспитатель группы № __ /Ф.И.О. педагога/ в развитии связной речи детей использует методы ТРИЗ-технологии. При рассказывании сказок и пересказов с детьми мдадшего дошкольного возраста воспитатель группы № __ /Ф.И.О. педагога/ применяет схемы- символы, мнемотаблицы. Воспитатели группы № __ /Ф.И.О. педагога/ стали системно использовать в работе с воспитанниками прием «шифрования» содержания объекта пересказа, который повышает качество детских пересказов. Вместе с тем, воспитателям обследуемых групп следует избегать использования однообразных методов и приемов при обучении дошкольников связному высказыванию, так как это отрицательно влияет на качество развития связной речи дошкольников.
4. Профессиональная компетентность педагога по речевому развитию дошкольников и развитию их связной речи в частности, включает четыре группы компетентности: лингвистическую, коммуникативную, дидактическую. Проводимая экспертная оценка профессиональных умений воспитателей групп № __ и анализ их деятельности показал, что у 25% педагогов профессиональная компетентность по вопросам развития связной речи у дошкольников – средняя /Ф.И.О. педагога/ Данным педагогам следует обратить свое внимание на совершенствование руководства монологической речью дошкольников и умение использовать возможности игры для развития связной речи детей. У 42% педагогов уровень профессиональных умений по руководству развитием связной речи детей – средне-высокий /Ф.И.О. педагога/ Данным педагогам следует больше внимания уделять прогнозированию развития связного высказывания у дошкольников своей возрастной группы. У 33% педагогов – высокий уровень профессиональной компетенции по руководству развитием у детей связной речи.
Анализируя деятельность педагогов и их профессиональную компетентность по вопросам развития связной речи дошкольников следует отметить, что стереотипность в применении методов и приемов определяется не ограниченностью знаний воспитателей, а не продумыванием ими эффективности использования того или иного метода в развитии связной речи дошкольников.
5. В ходе тематической проверки обследовалась связная речь детей группы «Фантазеры». Материалы и выводы по результатам обследования прилагаются в справке педагога - психолога
6. Сотрудничество с семьей в обследуемых группах по вопросам развития связной речи дошкольников ведется в форме консультирования. Воспитатели всех групп знакомят родителей в начале учебного года с задачами речевого развития детей в данной возрастной группе; в родительском уголке представлены материалы организованной речевой деятельности в течение дня. В устной форме воспитателями даются рекомендации по закреплению речевого материала дома. Вместе с тем, хочется отметить информационный уголок для родителей в группе
7. № __ /Ф.И.О. педагога/, где представлены разнообразные материалы - рекомендации по речевому развитию ребенка. В остальных группах данные материалы требуют пополнения.
В масштабе ДУ с родителями проведены следующие мероприятия:
ü Работает консультативный пункт «Речевое развитие ребенка в семье»
ü Издан журнал /самиздат/ ДУ «Мы общаемся»
ü С родителями проведен психологический практику «Общение без проблем»
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работа по развитию связной речи дошкольников в группах «Почемучки» и «Фантазеры» ведется педагогами в соответствии с современными требованиями программы и методики дошкольного образования, однако требует более качественной организации и результативности руководства. В связи с этим, даны следующие рекомендации:
1. Воспитателям групп№ __ /Ф.И.О. педагога/, обратить особое внимание на планирование речевых занятий на белорусском языке.
2. Воспитателям всех возрастных групп планировать и системно проводить с детьми следующие формы и методы работы по развитию связной речи: пересказ художественных произведений, творческое рассказывание, рассматривание сюжетных картин, игры-драматизации и инсценирование.
3. Воспитателям групп № __ /Ф.И.О. педагога/ активизировать и систематизировать в работе с детьми по формированию связного высказывания методы ТРИЗ-технологии, наглядного моделирования.
4. С целью повышения речевой плотности занятий рекомендовать воспитателям всех обследуемых групп интегрировать разные направления речевого развития детей в специально-организованной деятельности.
Заведующая ДУ _________ /___/
Зам.зав. по о/д______ /___ /
Приложение № 4
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА-ПАМЯТКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.
1. Тема: Подготовка воспитателя к занятию.
2. Сроки проведения.
3. Возрастная группа.
4. Ф.И.О. воспитателя.
5. Цель: определение эффективности подготовительной работы воспитателя по даной проблеме, выявление качества организации и проведения занятий.
6. Основные формы и методы проверки:
- просмотр занятий,
- ведение записи наблюдения занятий,
- вопросы к воспитателю,
- самооценка занятия воспитателем,
- обработка материалов по анализу занятия.
7. Вопросы, подлежащие контролю:
· Организация занятия:
- соответствие программного содержания возрасту детей,
- гигиенические условия, количество детей,
- обеспеченность дидактическим материалом,
- эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования
· Структура занятия (этапы, их связи, длительность).
· Разнообразие методов и приёмов обучения.
- привлечение внимания,
- обеспечение эмоциональности и интереса у детей,
- активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей,
- качество усвоения детьми знаний.
· Речь воспитателя:
- доступность,
- логичность,
- эмоциональность и красочность.
· Поведение детей в процессе работы:
- дисциплинированность,
- активность,
- организованность,
- заинтересованность
· Выводы и предложения.
Приложение № 5