Прогнозируемые результаты обучения
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Утверждаю
Директор ДДТ г. Махачкалы
Султанова Л.Ю.
ОБРАЗОВАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ФОЛЬКЛОРНОГО
ВОКАЛЬНО – ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ
«ДАЛЛАЙ»
Составитель педагог ДО
Алиев Али Магомедович
Программа фольклорного ансамбля «Даллай» Алиев А.М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поёт, пойте!». Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В Дагестане уделяется огромное внимание сохранению песенного фольклора. На это направлена деятельность ансамбля «Даллай». Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение. Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Программа ансамбля «Даллай» определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе фольклорного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа направленная на духовное развитие обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в ансамбле «Даллай» - это источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Отличительные особенности
Основные содержательные линии:
· обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к фольклорной музыке и вокалу;
· усвоение изучаемых национальных музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
· обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся. Тематическое содержание программы позволяет объединить (сгруппировать) ряд знаний в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке,
в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Дополнительная общеразвивающая программа ансамбля «Даллай» рассчитана на 2 года обучения для учащихся 10-18 лет. В каждой группе должно быть не менее 15 человек. Занятия проводиться 2 раза в неделю по 2 часа с каждой группой. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими ансамблями – дуэтами, трио. Время, отведенное для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми. Занятия рекомендуется проводить в просторном помещении, так как исполнение значительной части народных песен связана с танцем, хороводом, театрализацией. Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, методику вокального воспитания детей, а также совместную работу педагога, родителей и детей.
Цель программы:
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
Задачи программы:
Формирование устойчивого интереса к пению Обучение выразительному пению Обучение певческим навыкам Развитие слуха и голоса детей. Формирование голосового аппарата. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. Сохранение и укрепление психического здоровья детей. Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества). Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха. Программа отличается от других программ тем, что: - позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»; - она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности; - применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами); - использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность; - содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников; - для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в училище искусств, и в высших музыкальных учреждениях на вокальном отделении; - песенный репертуар подобран с учетом традиционных творческих дел, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной работы. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает
реализовать потребность в общении.
Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия,где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают национальные песни на родных языках.
Занятие-постановка, репетиция-отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие –посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по пениюиспользуются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческимдыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– работа над сценическими движениями;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Урок-концерт.
Успехи, результат.
Беседа о вокальной студии.
Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. В календарно-тематическом плане отражён конкретный репертуар для воспитанников. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки.
Возраст детей,участвующих в реализации данной образовательной программы, 10-18 лет. В объединение дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением.
Занимаясь в вокальном объединении, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами фольклорной национальной музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Предполагаемые результаты обучения:
Предполагается, что в конце 1 года обучения обучающиеся должны:
- чисто интонировать, петь на дыхании;
- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
- должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.
Предполагается, что в конце 2 года обучения обучающиеся должны:
- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
- петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
- понимать дирижёрские жесты и следовать им;
- знать средства музыкальной выразительности.
- петь под фонограмму в группе и соло;
- уметь преодолевать мышечные зажимы;
- уметь вести себя в коллективе.
- соблюдать при пении певческую установку;
- петь на цепном дыхании;
- уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
- уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
- уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни
- уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
-обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
- испытывать потребность к певческой деятельности.
-обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами.
- петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;
- знать правила охраны голоса в предмутационный период;
- иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;
-настойчивы, выдержанны, целеустремлённы и трудолюбивы.
Этапы работы по программе:
1 этап (начальный) | 1 год обучения | получение необходимых навыков владения голосовым аппаратом, ансамблевое пение |
2 этап (основной) | 2 год обучения | закрепление и совершенствование вокальных навыков; овладение исполнительским мастерством для дальнейшей профилизации. |
В объединение принимаются все желающие. Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный. У детей уже сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, они чисто интонируют, поют на дыхании; поют чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Ребята пробуют себя в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несёт обучающихся в океан музыкальной культуры и вокального творчества.
Состав заключительного этапа программы поистине звёздный – воспитанники объединения выступают на концертных площадках различного масштаба, одерживают победы в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня.